Воспитательная работа классного руководителя с трудными детьми

1. Комментарии к воображаемому эпиграфу
Я хочу поделиться с читателями своим опытом выстраивания гармоничных воспитательных взаимоотношений с трудными детьми. Для краткости выражения своих профессиональных воспитательных установок начну свое небольшое повествование с одной притчи, которая, как мне кажется, может служить своеобразным эпиграфом и позволяет представить в широком, философско-методологическом контексте суть накопленного мною воспитательного опыта.
«Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма.
И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море.
-- Зачем ты это делаешь? -- спросил человек. -- Ты же не поможешь им всем! Их слишком много!
-- Может быть, -- ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море еще одну морскую звезду.
-- Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла».
Я надеюсь, что большинство из вас, истинные педагоги-воспитатели, конечно, узнали в этой маленькой девочке самих себя. Ведь из года в год мы, несмотря на усвоенную житейскую бытовую мудрость, гласящую о том, что яблоко от яблони недалеко падает, наперекор, казалось бы, психофизической природе человека, которую, как известно, не обманешь, пытаемся помочь трудным детям.
 
2. Неутешительная статистика
За 15 лет работы в школе я выпустила 5 девятых классов. Количество трудных детей в них, по моим наблюдениям, увеличивается. Вот и нынешний 9 «Б» сформирован из проблемных и слабоуспевающих детей. Для обеспечения их гармоничного развития я должна буду создавать максимум комфортных психолого-педагогических условий. Но при этом всегда надо исходить из реалий. Приведём некоторые из них.
Состав класса:
19 учеников: 10 девочек и 9 мальчиков. Из них 7 -- 1992 года рождения. Неполных семей -- 10. многодетных -- 6; отчимы и опекуны есть у 5 учеников; 2 второгодника. На внутришкольном учете и в инспекции по делам несовершеннолетних стоят 8 учеников.
Большинство семей -- малообеспеченные. В 10 семьях родители работают дворниками, а жилье им предоставляют ЖЭУ в полуподвальных помещениях.
Думаю, что картина вполне узнаваема для многих российских классных руководителей. Её можно наблюдать фактически в любой городской и сельской школе, и если не у учеников всего класса, то, во всяком случае у некоторых социально неблагополучных ребят. Для педагога-воспитателя это трудные ученики. О них и пойдет далее речь.
 
Причины социального неблагополучия, истоки педагогических трудностей. Эффект «сообщающихся сосудов»
 
Меня, как историка по предметной педагогической специализации, всегда интересуют истинные причины любого социального явления, в том числе и такого социально-педагогического явления, как неблагополучие наших детей. Наиболее убедительным ответом на мой вопрос являются слова известного историка А. Днепрова:
«Вот уже почти век мы революционизируем. У нас фактически не выросло еще двух поколений, которые не разделяла бы линия фронта. То у нас Октябрьская революция, то гражданская война. То мы детей принуждаем отказываться от родителей -- «врагов народа», то родители предают анафеме детей, отброшенных от них волной хрущевской оттепели; преемственность и связь поколений варварски рушилась в стране каждые 20--30 лет. А каждые два смежных поколения росли в качественно разных условиях -- с иной идеологией, иными ценностями и иными установками. И сегодня опять у нас отцы и дети по разные стороны баррикад».
С мнением этого ученого трудно не согласиться. А если вспомнить, какими были для нашей страны и народа приснопамятные 1992--1993-й годы? А ведь это именно те годы, в которые появились на свет эти дети. Не удивительно, что родители вынуждены были тогда не просто жить, а именно бороться за выживание. А дети? Они были предоставлены сами себе. Вот мы и имеем сегодня столь печальные педагогические последствия.
Но ведь и наше поколение выросло почти без родителей, вечно занятых на работе. Все мои сверстники носили на шее не только пионерский галстук, но и ленточку с ключом от квартиры. Но такого количества трудных детей и социальных сирот тогда не было.
 
 
 
Кого терзают приказами сильнее всего, так это детей. Удивительно, как они вообще не ломаются под гнетом приказов и умудряются пережить рвение воспитателей.
Элиас Канетти
 
 
 
Обеспокоенные демографической ситуацией в стране, власти объявили 2008-й год Годом семьи. Но количество социальных сирот от этого не уменьшилось, а, напротив, даже увеличилось в сравнении с предыдущими годами. Здесь может быть множество разных толкований. Опираясь на собственный опыт, ограничусь лишь педагогическими.
Может, с моими мыслями кто-то и не совсем согласится, но, по-моему, начало проявляться свойство сообщающихся сосудов -- если государство стало больше уделять внимание проблемам семьи, то родители, напротив, стали больше уходить от ответственности, перепоручая воспитание и образование своих детей государству.
 
Современная семья в диагностическом педагогическом измерении
 
В начале 2008/2009 учебного года я предложила детям и родителям заполнить анкету со следующими вопросами:
 
1. Согласны ли вы с выражением Себастьяна Бранта (XVI в.): «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему»?
Ответ «ДА» подчеркнули 18 детей и родителей, «НЕТ» -- 1 мальчик. Ответ «Не только, еще и улица» -- 1 (мама Сергея И.).
2. Актуально ли сегодня выражение «глава семьи», и кто им должен быть?
Родители и дети почти единодушно ответили «ЭТО НЕ АКТУАЛЬНО», но при этом дети, растущие без отцов, почему-то назвали главой семьи отца. Здесь есть над чем поразмыслить. И не только классным руководителям.
3. Что бы Вы хотели изменить в своей семье?
Все дети ответили «НИЧЕГО». Родители: из 19 человек 6 ответили «ДОБИТЬСЯ ПОНИМАНИЯ РЕБЕНКА», а остальные также указали «НИЧЕГО».
4. Как вы считаете: институт семьи изжил себя и будущее за свободными парами?
Единодушный ответ -- «НЕТ».
5. Кто в большей степени должен заниматься воспитанием детей: родители или учителя?
Все ученики ответили «РОДИТЕЛИ», родители фактически поддержали детей, но из 19 ответов 2 человека указали: «И РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ».
 
Итак, мы видим, что сегодня наметился серьезный перелом в отношении родителей к школе. Но ведь совсем еще недавно, несколько лет назад, мы часто встречали родителей, которые категорически утверждали, что воспитание детей есть обязанность исключительно школы! Но можно ли в соответствии с такими анкетными данными считать сегодняшних родителей полноценными союзниками школы? Едва ли. Мне кажется, что даже в идеале, в более отдаленной социальной перспективе во взаимоотношениях семьи и школы должна присутствовать своеобразная гармония противоположностей, должно быть установлено единство профессионального и непрофессионального, то есть семейного, воспитания.
Очень точную характеристику процесса обострения взаимоотношений семьи и школы дает профессор Н. Е. Щуркова, которая пишет:
«Конфронтация семьи и школы достигла своего предела. Семья не верит школе и слегка презирает это заведение за непрофессионализм учителей. Школа отвечает семье тем же, обвиняя родителей в полном отсутствии семейного воспитания и распущенности маленьких дикарей. Ситуация усугубляется тем, что на открытый конфликт не идет ни одна из сторон. Их отношения напоминают союз кота и собаки против повара».
Школа и семья -- два относительно противоположных социальных института, но они альтернативны между собой только в некотором, весьма условном смысле. При этом концептуальная основа гармоничной семейной жизни -- это любовь, любовь супружеская, родительская, детская. А школа -- это прежде всего общественное учреждение, воспитательной основой которого является утверждающаяся в сознании наших воспитанников социальная норма.
 
 
 
Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей.
Януш Корчак
 
 
 
Из спектра возникающих противостояний этих двух воспитательных начал как раз и создаются благоприятные условия для гармоничного освоения ребенком многочисленных связей человека с обществом, взаимоотношений со всеми людьми, окружающими его. В успешном педагогическом разрешении этого противостояния, на мой взгляд, и находит свое реальное воплощение универсальный закон о единстве и борьбе противоположностей.
Я считаю, что истинный педагог, выступая в качестве воспитателя-профессионала, ни при каких условиях не может игнорировать факт глубокого влияния на ребенка семьи; более того, он не смеет сердиться на детей, спонтанно воспроизводящих семейный стиль речи, семейный стиль поведения, общения, отношения, не должен он и оскорбляться на грубые, порой даже непристойные выходки ребенка-воспитанника. Он, будучи профессионалом, должен вдумчиво искать корни такого несуразного поведения подростка, всемерно вовлекая его в качественно иные межличностные отношения, иные ценности бытия, иначе усваиваемые, иначе формулируемые и иначе адресуемые другим, окружающим подростка, людям.
 
Принципы конструктивного взаимодействия классного руководителя с родителями
 
На первом родительском собрании, в начале учебного года я не устаю повторять родителям: «У нас с вами общий объект заботы, который обладает тонкой и нежной душой, эмоционально чуткий и впечатлительной, чрезвычайно ранимый и пока еще очень слабый. А поэтому главный педагогический принцип, на котором будут строиться наши сотруднические воспитательные отношения, -- принцип «не навреди»». Далее я, как правило, знакомлю родителей с психофизическими особенностями детей подросткового возраста.
К родителям регулярно обращаюсь за помощью, особенно в разрешении актуальных в классном коллективе воспитательных проблем. Например: в прошлом учебном году на классном часе ребята решили, что все внутренние работы по уборке и утеплению здания школы выполняют девочки, а мальчики работают на улице. Но оказалось, что мальчики не всегда добросовестно относились к взятым на себя обязанностям. Поэтому на очередное родительское собрание пришли возмущенные девочки. Мамы мальчиков, внимательно выслушав их, поддержали.
 
 
 
Никому еще не удавалось вырасти, не совершив при этом ошибок.
Альфред Адлер
 
 
 
Подобные встречи, как показал опыт, помогают в выработке единых педагогических требований, повышают эффективность воспитания, позволяют родителям на деле ощутить эмоциональную сопричастность к жизни детского ученического коллектива. На наш взгляд, именно в таких острых проблемных ситуациях педагог, родитель и ребенок выступают в роли равноправных субъектов выстраивания личностно-созидающих воспитательных взаимоотношений. Как следствие, для ребенка две ранее обозначенные ключевые сферы жизнедеятельности -- семья и школа -- вдруг обретают нечто целое, сливаются воедино, образуя на внутриличностном уровне гармонию нового образца, создавая фундамент сложного внутриличностного представления о таких понятиях, как «общество», а еще шире -- и «человечество».
Надеюсь, что все воспитатели-профессионалы согласятся с тем очевидным утверждением, что современное российское общество, оказывая чрезвычайно сильное воздействие на формирование растущей личности, на ее развитие, во многих случаях не способно само по себе достичь столь желанного для нас положительного воспитательного результата. А как известно, лучшая защита от наступающего социального неблагополучия -- это совместное наступательное движение родителей и педагогов в борьбе за сохранение душевного здоровья наших детей.
Трудные дети отличаются высокой степенью агрессивности. Это -- общеизвестный факт. Но это вовсе не означает отсутствие возможности успешного разрешения накопившихся проблем воспитательного характера. Слаженный классный коллектив может здесь сказать свое веское слово.
 
О важности психолого-педагогической диагностики
 
Для начала я хотела бы познакомить читателей журнала «ВиДО» с результатами психологической диагностики учеников нашего класса, выполненной психологом школы В. Д. Сабуровой. Диагностика проводилась по показателю агрессивности (тест Басса-Дарки). Картина получается не самая отрадная, не самая оптимистичная, но во многом достаточно типичная для многих моих коллег -- классных руководителей:
Почти все ребята имеют высокий уровень враждебности и агрессивности. Они подозрительны и обидчивы, легко раздражаются, не могут контролировать свое поведение, не различают действительную враждебность по отношению к ним и требовательность учителя и взрослого, касающуюся соблюдения правил поведения. Все они болтливы, грубы в выражениях, не сдержанны и склонны пускать в ход кулаки, когда не могут договориться. У ребят отсутствует представление о том, что «плохо», что «хорошо»; моральные ценности размыты, угрызений совести не ощущают. Модели поведения как правило агрессивные, они пытаются защитить свое «Я», которое не могут осознать, и зачастую не представляют себя в этой жизни. Жизненный сценарий -- «неудачник», модель поведения -- агрессивная.
Рекомендации, подготовленные нашим психологом, носят универсальный характер, но, надеюсь, будут интересны всем классным руководителям, работающим с трудными детьми:
-- При работе с этой категорией детей необходимо проявлять максимальное уважение к их личности, огромное терпение.
Приведу, к примеру, притчу: «У одного восточного мудреца, который славился не только своим умом, но и большой дружной семьей, как-то спросили: «В чем секрет вашего семейного счастью?» В ответ мудрец написал 33 раза всего лишь одно слово: «терпение»».
-- Для создания системы работы с трудными детьми важным элементом является метод замечания их успехов, своевременная положительная оценка результатов их деятельности.
-- Необходимо чутко ориентироваться на реальные возможности ребят, и никогда не требовать от них невозможного.
-- При доверительном разговоре с ними необходимо смотреть в глаза («контакт глаз»), чтобы воочию убедиться в том, что ребята вас поняли правильно.
-- Трудные дети в состоянии выполнить одномоментно только одно задание, поэтому следует давать любые указания предельно конкретно и лишь одно поручение на четко определенное время.
-- Необходимо учитывать возрастные особенности детей, их негативизм, стремление отстраниться от мира взрослых.
-- Не обольщайтесь первыми успехами и помните о том, что не во всех случаях вы можно помочь таким детям.
 
Юмор, диалог и компромисс
 
При попытках эффективного разрешения той или иной конкретной воспитательной проблемы с трудными подростками всегда необходимо стремиться к диалогу, к поиску взаимоприемлемого компромисса.
Чтобы понять ребенка, надо его обязательно выслушать. Это не просто сделать. Особенно опытному педагогу-воспитателю, уже поверившему в свою непогрешимую опытность. А ребенку всегда важно быть услышанным.
У трудных детей обострено чувство справедливости и равенства. Поэтому, прежде чем предъявлять к ним педагогические требования необходимо самому соответствовать им. Ежедневно мне, как классному руководителю, приходится проходить своеобразное испытание на прочность, прежде всего на прочность нервной системы; приходится не поддаваться на провокации, гасить конфликты, демонстрировать умение «властвовать над собой» и др.
Замечательное средство в подобных ситуациях -- юмор. Забавная присказка или поговорка, анекдот, позволяющий взглянуть на ситуацию со стороны, помогают мгновенно разрядить ситуацию.
Приведу пример. У нас в классе очень популярны ставшие афоризмами строчки из всеми любимого «Дяди Фёдора» Эдуарда Успенского. Недавно в ответ на мой доброжелательно-назидательный совет «прикусить язык» прозвучала интонационно всеми узнаваемая цитата: «Сейчас без языка никак нельзя. Пропадешь сразу: или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног».
С этим, право, трудно не согласиться. Опять же -- классика. И потому воспитательную ситуацию мы разрядили общим смехом. При этом главное, чтобы смех был добрым.
Вот на этой оптимистической ноте и позвольте мне закончить свое краткое повествование.
 
Погосян Ирина Анатольевна
классный руководитель средней общеобразовательной школы № 56 города Новосибирска
 
 
Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"