ОПЫТ ТРАНСЛИРОВАНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ПРАКТИК РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СРЕДИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Патриотизм – это одно из самых сложных и противоречивых понятий. С одной стороны, оно известно каждому, а с другой, далеко не все могут дать ему определение. И вместе с тем, в общественном сознании, присутствует уверенность, что патриотизм необходим. Но что это такое: чувство, образ жизни, итог воспитания, философское понятие или пропаганда?

Обратимся к Конституции Российской Федерации, в Статье 67.1 сказано: «…государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». Из чего следует, что официальное видение сущности патриотизма, находится в плоскости воспитания. А воспитание, в свою очередь, это сложный, многосторонний процесс, который невозможно обозначить временными, возрастными или географическими рамками. Следовательно, патриотическое воспитание – это сложный и длительный процесс, который невозможно вместить только лишь в образовательные программы. Предлагаем рассмотреть практический опыт трансляции актуальных вопросов гражданского сознания и формирования патриотизма. Таким образом, целью данной статьи, является описание опыта трансляции, а на его примере и воспитания патриотических чувств среди российской молодёжи.

Коллективом автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы» был инициирован проект «Опыт транслирования актуальных практик развития гражданского сознания и патриотизма среди российской молодёжи», который, в последствии, был отмечен «Малой золотой медалью» на конкурсе «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь».

За период работы над проектом, были реализованы следующие ключевые этапы:

Организована и проведена всероссийская заочная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в формировании патриотизма и гражданственности среди российской молодежи».

         Работа конференции проходила по 3 направлениям (номинациям):

 «История, традиции, теории, исследования»;

«Актуальные педагогические практики, методики и технологии воспитания патриотизма и гражданственности»;

 «Актуальные вопросы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки».

В работе экспертной группы конференции приняли участие 6 человек, из них 2 кандидата наук (педагогических и исторических), 2 представителя сферы молодежной политики и 2 представителя патриотических организаций и общественных организаций ветеранов.

В конференции приняли участие 179 человек среди них 26% преподавателей колледжей и техникумов, 17% студентов, магистрантов и аспирантов, 13% учителей, психологов и логопедов школ, 12% представителей науки (доценты, старшие преподаватели, доктора и кандидаты наук), 11% воспитателей детских садов и интернатов, 10% педагогов дополнительного образования, 7% директоров, заместителей директоров и директоров, 4% методистов.

По итогам конференции организован и проведен круглый стол, принята резолюция.

В январе 2021г. выпущен сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции, в который вошли 74 статьи с авторством не менее 70%.

В работе редакционной коллегии сборника приняли участие 6 человек, из них 1 доктор философских наук, 3 кандидата наук (педагогических и исторических) и 2 директора образовательных организаций.

Сборнику присвоены индексы ББК, УДК, авторский знак, ISBN, DOI. Он размещен в системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) Научной электронной библиотеки (г. Москва).

Привлечено общественное внимание к проблемам развития гражданского сознания и патриотизма среди молодежи; 16 экземпляров сборника материалов конференции разослано в ведущие библиотеки России.

Опубликовано коллективное методическое пособие «Актуальные педагогические практики. Развитие гражданского сознания и патриотизма среди молодежи». Сборнику присвоены индексы ББК, УДК, авторский знак, ISBN, 16 экземпляров разослано в ведущие библиотеки России.

Начата работа над тематическим номером журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области».

Как видно из перечисленных реализованных этапов проекта, проведена работа по привлечению и вовлечению общественности к патриотическому воспитанию. Остается ответить на некоторые вопросы.

Итак, конференция проведена, итоговое заседание экспертов организовано, издано 2 сборника, готовится к выпуску журнал, имеем ли мы право, причислять данную работу к воспитанию? А если имеем, то, кого мы воспитываем?

Обратимся к понятию «воспитание», в широком смысле, понимается передача опыта от старшего поколения к младшему, думается, правильнее сказать от одного поколения к другому, так как воспитуемый так же принимает участие в воспитании воспитателя. В узком смысле, под воспитанием подразумевают влияние общественных институтов на человека, с целью формирования у него определенных знаний и убеждений. Если рассматривать воспитание как процесс, то тут следует говорить о использовании всевозможных методик, целей и задач, которые, реализуются в рамках учреждения (дошкольные, школьные учреждения, колледжи, университеты, армия и т.п.).

Что нам дает столь краткий экскурс в понятие? В первую очередь, мы смело можем утверждать, что организация и проведение конференции принадлежит к трактовке воспитания в узком смысле, а именно, возможность влияния общественных институтов на формирования патриотизма. К работе были привлечены высшие учебные заведения, колледжи, школы и общественные организации. Авторами были раскрыты аспекты и грани патриотизма исходя из своего опыта работы. Сборники отправлены в библиотеки, электронные варианты доступны авторам, а значит будут распространятся среди коллег, студентов, школьников и всех заинтересовавшихся.

В итоге, транслирование актуальных практик развития гражданского сознания и формирования патриотизма среди российской молодежи, а также, обмен опытом, состоялся и продолжает развиваться в области воспитания, а значит, является неотъемлемой частью государственной политики по развитию патриотизма среди молодежи. 

Рыманов Дмитрий Михайлович

Методист АНО ДПО «СИПППИСР»,

Г. Новосибирск

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"