«МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА О ЛИСТОЧКЕ» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Цель занятия: Развитие творческой активности детей через совместную музыкальную деятельность.

Задачи:

Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.

Развивать музыкальные задатки и способности, через различные виды творческой музыкальной деятельности.

Создавать эмоционально насыщенную, доступную и увлекательную среду для коллективного проявления детского творчества.

 

Ожидаемый результат:

повышение уровня творческой активности детей;

формирование коммуникативных качеств;

проявление инициативы и самостоятельности в процессе нетрадиционной образовательной деятельности;

устойчивый интерес детей к музыкальным занятиям.

 

Оборудование: магнитофон, фортепиано, музыкальные инструменты: колокольчики, бубенчики, треугольники, экран, проектор, светомузыка, трубочки для сока, осенние листья, магнитная доска с нотным станом, скрипичным ключом, нотки, карточки с гласными звуками.

 

Примерный ход мероприятия

 

(Дети под музыку заходят в зал)

М. р. Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Олеговна, я рада с вами познакомиться!

М. р. Все мы любим сказки, правда? Какие сказки самые любимые?

(Ответы)

М. р. Вы хотите послушать музыкальную сказку? Как вы думаете, чем отличается музыкальная сказка от обыкновенной?

(Ответы)

М. р. Правильно, в ней есть музыка, песни и даже танцы! Всё зависит от фантазии того, кто эту сказку придумал.

М. р. Посмотрите вокруг, как вы думаете о чём будет сегодняшняя сказка?

(Ответы)

М. р. У музыкальной сказки есть начало оно называется музыкальным вступлением. Ребята, каким должно быть музыкальное вступление к сказке?

 (Ответы)

М. р. Вы правы, тихим, волшебным. Посмотрите какие музыкальные инструменты вы видите? (ответы). Вы можете выбрать любой музыкальный инструмент, и мы вместе откроем нашу сказку музыкальным вступлением. Вы услышали, как звучат наши музыкальные инструменты, а теперь тихо вместе с ними сядьте на стулья.

 

(Дети выбирают музыкальные инструменты, садятся на стулья)

 

М. р.:  Сейчас мы вместе дружным оркестром исполним музыкальное вступление. Сядьте правильно, выпрямите спины. Я начинаю, а вы подстраивайтесь, придумывая свои партии.

 

«Музыкальное вступление»

(музицирование)

(После исполнения музыки, музыкальный руководитель убирает инструменты)

 

М. р. Ребята вы запомнили, как называется то, что мы исполнили? (музыкальное вступление)

(Краткие реплики детей)

 

М. р.                                      «В сказке может все случится

Наша сказка впереди.

Сказка в гости к нам стучится, 

Скажем сказке – заходи!»

 

«Музыкальная сказка о листочке»

(Демонстрация видео на проекторе)

 

М. р. «Ранней весной появился на свет листочек. Все лето он шелестел и радовался солнечному теплу, купался под летним дождиком. 
Но вот подул холодный ветер, и наступила осень. Листочек из зеленого превратился в ярко-желтый. Он висел на дереве и дрожал на холодном ветру.»

 

(Видео обрывается, на экране появляется Королева зла)

 

Королева зла:                    

 «Что за музыка звучит?

Сказку кто-то говорит?

Героиней сказки – Я!

Несомненно, быть должна!

Вот теперь вам мой наказ!

Всё испорчу я у вас.

Пусть запомнят на всегда

Мои черные дела!»

 

(Королева зла исчезает)

 

М. р. Ой, ребята, Королева зла испортила музыкальную сказку. Что теперь делать? Без вашей помощи мне не обойтись. Давайте с вами вместе придумаем продолжение музыкальной сказки. Вы согласны?

                                               (Краткие реплики детей)

 

М. р. Помогите вспомнить на каком месте Королева зла оборвала сказку? (ответы) Ах, да я говорила о том, что – «Листочек висел на дереве и дрожал на холодном ветру».

Вы можете изобразить ветер? Как? (ответы)

Посмотрите вокруг, какие предметы в зале помогут изобразить шум ветра?

 

(Дети находят в музыкальном зале соломинки для сока, встают со стульев проходят к столу с соломинками)

 

«Дыхательная гимнастика»

М. р. Какой силы бывает ветер? (ответы: теплый, ласковый, холодный, сильный, ураган)

Давайте подуем в соломинку и послушаем… Дети изображают.

 

«Звуковая гимнастика»

М. р. Как воет ветер зимой?

(Ответы)

Очень здорово ребята, что вы знаете, о том, что ветер бывает разный!

 

М. р. Давайте продолжим сочинять нашу музыкальную сказку - «Когда ветер подул сильнее, листочек сорвался и полетел»

 

«Если осень, каждый знает,

В небе листики гуляют,

Цветом листья разные:

Желтые и красные.

Знают взрослые и дети,

Ветер кружит листья эти,

Как пастух незримый вроде

Ветер листья хороводит».

 

(Музыкальный руководитель раздаёт детям разноцветные осенние листья)

 

М. р. Вы видели, как в парке осенью кружатся листья, а на что похоже это кружение? (ответы) Я так люблю танцевать, а вы любите? Давайте потанцуем с листиками кто как хочет.

 

Танцевальная импровизация «Листопад»

Игра «Ветер и листья»

 

М. р. «Листик долго кружился в вальсе с такими же листочками, как и он. Потом он медленно опустился на землю.»

В конце дети кладут листья на пол.

Как называется, когда много листьев опадает с деревьев. (ответы) Какой красочной листопад у нас получился! Как много листиков у нас в зале, с какого они дерева? (цвет, форма, …) В какое время года опадают листья? (ответы)

 

М. р.                           «Листья весело кружились
И нам под ноги ложились.
Если бегать не спеша,

Слышно, как они шуршат
Под ногами там и тут -
Детям песенку поют».
               

А. Пилатов

 

М. р. Ребята пришло время придумать песенку для нашей музыкальной сказки. Сейчас вы станете настоящими композиторами, и я вам в этом помогу.

 

(Музыкальный руководитель вместе с детьми подходит к магнитной доске)

 

«Композиция»

(авторская разработка)

 

(На магнитной доске изображен нотный стан, скрипичный ключ и некоторые ноты. Задача детей - самостоятельно расположить недостающие ноты на нотном стане)

 

М. р. Ребята вы знаете что здесь изображено? (ответы) Перед вами нотный стан, это домик, в котором живут ноты. Нотки живут на линеечках и под линеечками. Ваша задача поставить недостающие нотки и у вас получится песенка собственного сочинения. Сколько ноток мы должны заселить в эту комнату…? (ответы). Кто хочет заселить первую нотку?

 

(Дети по желанию подходят к нотному стану и ставят ноты)

 

М. р. Я вижу, что ваша песенка готова. Хотите послушать, что у вас получилось?

(Дети садятся на стулья. Музыкальный руководитель исполняет мелодию на фортепиано, дети слушают)

 

М. р. Замечательная песенка ребята! Как бы вы её спели? (ответы). А у меня есть волшебные звуки, назовите их. (ответы). Какой мы выберем для пения?

(Музыкальный руководитель показывает детям карточки со звуками, дети выбирают понравившиеся: «а», «о», «у») 

Как хорошо вы спели. Похлопайте себе.

 

«Звукотерапия»

 

М. р. Ребята посмотрите какое чудо совершила ваша песенка. Наша сказка волшебным образом закончилась. Королева зла не смогла нам помешать, как вы думаете почему? (ответы) Потому, что вы сами придумывали и исполняли волшебные танцы и сказочные песни, вы дружные ребята и у вас богатое воображение! Остались последние строки сказки - «Листочек тихо лежал на земле и пел свою красивую, прощальную песню!». Песню, которую придумали вы.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, придя в группу, или домой все вместе или каждый в отдельности придумали продолжение музыкальной сказки, нарисовали его на бумаге или сделали аппликацию. И пусть тот рисунок, который у вас получится напоминает вам о нашей встрече! Пришла пора прощаться! До свидания!

(Музыкальный руководитель дарит детям набор для творчества. Дети под музыку уходят из зала).

 

 

 

Приложение

 

Краткий список

рекомендуемых музыкально-звуковых и наглядно-практических иллюстраций

(можно найти в сети Интернет):

Моцарт В.А. Соната а- moll. «Музыкальное вступление».

Ф. Шопен Вальс cis- moll. Танцевальная импровизация «Листопад».

Панкратова А.О. Видеоальбом «Музыкальная сказка о листочке».

Панкратова А.О. Авторская игра «Композиция». 

 

 

Панкратова Анастасия Олеговна,

музыкальный руководитель, Детский сад комбинированного вида №508 «Фея»,

 г. Новосибирск

 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"