ЛУЧИКИ ЭМОЦИЙ. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности мы стремимся обеспечить, реализовав специально разработанный проект. Выполнять проект будут воспитатели подготовительной группы. В проекте будут участвовать: дети, родители, воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель. Данный проект уже фактически реализуется на базе МКДОУ «Детский сад №391 «Ёлочка». Осуществить задуманное мы планируем на основе механизма гармонизации взаимоотношений детей, формирования у них, с одной стороны,  умения понимать своё эмоциональное состояние, а с другой - распознавать чувства и переживания других людей.                                                         

Эмоции, как известно, играют исключительно важную роль в жизни детей, помогают им воспринимать действительность и реагировать на неё. Дети очень впечатлительны, открыты для усвоения культурных ценностей, социальных, коммуникативных навыков, стремятся к признанию себя среди других людей. У них ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, воображения, мышления. Эмоции, по самому большому счёту, оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания действительности, дают возможность наиболее ярко, самобытно, сообразно истинной природе детства  раскрыться, самореализоваться в практической деятельности.  

            Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников в настоящее время - одна из актуальных тем, на которую стоит обратить пристальное педагогическое внимание. именно поэтому  мы должны каждодневно создавать развивающую, творческую среду, способствующую личностному раскрытию детей, развитию их эмоциональной сферы и коммуникативных умений. Только согласованное функционирование двух систем, интеллектуальной и эмоциональной, по мнению большинства отечественных учёных, может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

            Методически значимыми перспективами реализации данного практико-ориентированного проекта является выявление комплекса благоприятных психолого-педагогических условий для развития эмоциональной сферы дошкольников, а также пополнение предметно-развивающей среды нашего Детского сада: в частности, это уголок настроения «Здравствуй я пришёл!», это театральный уголок «Юный актёр». пополнение соответствующими, полученными в ходе реализации проекта  атрибутами. Что это за атрибуты? Приведём в качестве примера альбом «Такие разные эмоции!», разработку «Зеркало настроений», будет содержательно оформлен уголок уединения «Посидим в тишине», «Ковёр примирения!», коробочка «Мирилка», «Кричалочка», «Сундук добрых дел», «Копилка настроения», будут укомплектованы настольные игры, игры-ходилки, учебно-дидактические игры, демонстрационный материал «Поступки», картотека упражнений на релаксацию, картотека психотерапевтических игр, будет составлено описание методики использование техники «Сторителлинга», а также игры «Кубики истории» и «Кубики эмоций».

            При этом мы будем всемерно учитывать индивидуальные особенности и способности детей, создавая тем самым, атмосферу эмоциональное благополучие каждого ребенка

Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, являющиеся мощным регулятором поведения и деятельности ребенка. В

современном технологически ориентированном обществе, с его постоянно возрастающими нагрузками на организм (увеличивающийся информационный поток, конкуренция, ответственность) человеку становится все тяжелее регулировать свое состояние. Это неизбежно негативным образом отражается на эмоциональной сфере, приводит к ее нарушению. Изменения, происходящие в обществе, отражаются и на дошкольниках. Как и к взрослому, к ребенку-дошкольнику предъявляются повышенные социальные требования, что приводит к постоянному возрастанию частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. В связи с этим обстоятельством особую значимость приобретает проблема эффективной саморегуляции, либо, другими словами, эффективного управления ребенком своими эмоциями посредством разных видов деятельности уже на этапе дошкольного возраста.

            По нашим наблюдениям, а также по наблюдениям других педагогов-дошкольников, в  последнее время все чаще и чаще наблюдаются эмоциональные нарушения в поведении детей, проявляющиеся в виде неустойчивого настроения или в форме таких состояний, как агрессия, страх, фобия и т.д. В системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к ранней интеллектуализации и раннему интенсивному развитию ребенка. Но при этом развитию эмоциональной сферы личности, практическому обучению эффективным способам регуляции собственного поведения уделяется незаслуженно мало внимания.

            В содержании ФГОС ДО затрагивается вопрос «… эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания» [60] только в одном разделе «Социально- коммуникативное развитие». Пристальное педагогическое внимание рекомендуется уделять и интеллектуальному развитию, что, в свою очередь, ведёт к существенному изменению коммуникативного и личностного фона развития ребёнка. Отсюда проблема совершенствования процесса развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности становится очевидна.

             Наша предварительная поисково-исследовательская работа в обозначенном направлении убедительно показала, что при отсутствии целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста возможно искажение эмоционально-личностной сферы. И, как результат, возникают нарушения в поведении, в общении и деятельности, причём не только в наличной сегодняшней ситуации, но и  в более отдалённом будущем.

Цель проекта: развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.

Для реализации данной цели  нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Методически последовательно формировать умение находить способы регулирования настроения, преимущественно с помощью игривой деятельности.

            2. Обучать детей пониманию своего и чужого эмоционального состояния.

3. Создавать условия для развития гармоничного эмоционального состояния воспитанников и их родителей.

4. Развивать инициативу, организаторские способности, умение действовать в команде.

5. Содействовать развитию у родителей умения находить наиболее эффективные направления раскрытия способностей своего ребенка.

6. Повышать уровень профессиональной педагогической (теоретической и практической) компетентности воспитателей в вопросах развития эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.

            И ещё чуть подробнее остановлюсь на особенно важных для нас вопросах психологии, теории и методики развития самосознания и взаимопознания дошкольников. В настоящее время всё больше внимания учёных и педагогов-практиков привлекает проблема эмоционального благополучия у дошкольников. С каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Эмоциональная сфера является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя. Эмоциональный компонент развития самосознания у дошкольников очень важен.

            Эмоциональное благополучие ребенка является залогом формирования нормальной личности в будущем. Именно комфортность самочувствия дошкольника обязана занять сегодня достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

            Эмоциональная сфера - это важная составляющая социального и общекультурного развития дошкольника. Никакое общение, никакое взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «считывать» эмоциональное состояние другого, а также сознательно управлять своими эмоциями. Профессионально высококомпетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ, должна включать в себя создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности, для эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а, значит, и группы в целом.

Эмоциональная отзывчивость - одна из важнейших способностей, данных человеку. Ей следует уделять пристальное внимание в дошкольном детстве. Она тесно связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, всему, что нас окружает. Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача педагогов пробудить, развить и совершенствовать эмоциональную сферу ребенка.

Для реализации данной весьма непростой методико-практической задачи нами была пополнена предметно-развивающая среда, направленная на вовлечение детей в совместную деятельность (познавательную, художественно-эстетическую, речевую). А так же мы провели специальные  наблюдения, провели тестирование, организовали анкетирование, разработали диагностические беседы, анализ продуктов детского творчества, в целом, изучили это исследовательское и одновременно методическое направление. На этой информационной научно-методической базе были созданы более благоприятные условия для самостоятельной деятельности, запланированы конкурсы, театральные постановки, которые, по нашему предположению,  позволяют поощрять, стимулировать интерес к результатам своей творческой деятельности. Для реализации данного аспекта практической педагогической деятельности были привлечены родители. С ними мы обсудили тему нашего проекта на родительском собрании, и таким способом привлекли к реализации  задуманного проекта.

Давайте вдумаемся, как убедительно для родителей звучат красочные слова  Уильмана  Пола Янгта, «Эмоции – это краски души, они прекрасны и зрелищны. Когда ты ничего не испытываешь, мир делается тусклым и бесцветным»!

В дошкольном детстве не мешает иногда задуматься и о стратегических возможностях всей системы воспитательной работы. Системные, развивающееся в течение всей взрослой жизни личностные качество психики,  имеющие своими истоками детскую эмоциональную отзывчивость, являются доброта, скромность, нежность, сочувствие, сопереживание, именно они, эти качества, определяют возможность достижения человеком более высоких духовно-нравственных горизонтов бытия.  

Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт сознательно осмысленных представлений о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни, задача педагогов развивать,  готовить почву для такого стратегического развития.

Опыт работы по реализации охарактеризованного здесь проекта будет транслирован перед педагогическим сообществом в средствах массовой информации, а также на сайте ДОУ.

            Этапы, содержание и методы реализации проекта будут следующие. Продумав цель, определив задачи, мы составили план работы, этапы проекта и приступили к реализации намеченного. Для успешной реализации проекта в настоящий  момент уже созданы следующие условия: 

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

Пополнение развивающей предметно – развивающей среды;

Организация совместной деятельности детей, родителей, педагогов по намеченной теме.

            Проект рассчитан на три этапа.

1-й этап: «Подготовительный» (январь - февраль 2021г.). Планируется изучение методической, педагогической и психологической литературы, поиск эффективных форм поддержки эмоционально-коммуникативной компетенции детей, а также создание атрибутивных методических картотек, уголков и др.

2-й этап: «Основной» (март - апрель 2021г.). Запланирована работа с родителями, а также педагогами по ознакомлению с эффективными методами поддержки детской эмоцией; проведение педагогами ДОУ комплексных мероприятий в рамках проекта; пополнение развивающей предметно-развивающей среды; осуществление совместной деятельности детей, педагогов и родителей по организации и проведении итоговых мероприятий с детьми.

3-й этап: «Заключительный» (апрель - май 2021г.).  Будет осуществлён итоговый анализ результатов проектной деятельности; создание презентация проекта.

В результате реализации проекта «Лучики эмоций» мы рассчитываем получить следующие результаты:

у детей будут сформировано умение находить способы регулирования настроения с помощью игр для развития эмоциональной сферы;

созданы условия для развития гармоничного эмоционального самочувствия воспитанников и их родителей; дети научатся лучше понимать свое и чужое эмоциональное состояние;

повысится уровень проявления инициативы, организаторских способностей, умения действовать в команде;

родители научатся находить наиболее эффективные способы, пути и направления раскрытия способностей своего ребенка;

педагоги ДОУ повысят уровень своей профессиональной компетентности в вопросах развития эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.

 

Мы глубоко верим, что своевременное выявление трудностей у детей  позволяет педагогам и родителям более эффективно решать проблему развития эмоциональной сферы дошкольников. Таким образом, участие в проекте. как мы надеемся, поможет детям развивать свои эмоциональные чувства, сформирует у них умение контролировать свои эмоции, дает возможность раскрыть и развить свой потенциал личности.

            Результаты реализации проекта будут использованы прежде всего  в каждодневной работе педагогов Детского сада № 391 для повышения качества воспитательно-образовательного процесса, это будет осуществляться на основе учёта индивидуальных особенностей каждого   ребенка, а также в работе с родителями наших воспитанников для повышения уровня педагогической и методической игровой  компетентности. Также результаты данного проекта могут быть использованы руководителями, старшими воспитателями и педагогами других образовательных учреждений по поддержке детской эмоциональной сферы средствами игровой деятельности.

Оценка степени эффективности проведённой проектной исследовательско-методической работы по реализации проекта будет проводиться по трём основным направлениям: дети, родители, педагоги.  Мы будем опираться на следующие критерии: 

1. Оценка степени выявленности индивидуальных интересов, потребностей детей, их предпочтений в предметно-игровой среде групп ДОУ; проявления их активности, удовлетворённости будет отслеживаться через комплексное диагностическое обследование детей, а также через уточняющие диагностические беседы с детьми, через наблюдения за ними во время совместной деятельности, игр, через беседы с воспитателями и родителями;

2. Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будет оцениваться на практических семинарах при помощи анкет для участников;

3. Оценка активности родителей, их заинтересованность будет проанализирована анкетированием, тестовым опросом, а также их  активности в совместно проводимых  мероприятиях.

4. По окончании проекта будет проведено сплошное контрольно-диагностическое анкетирование педагогов, родителей, администрации ДОУ по   многомерной концептуально скорректированной оценке эффективности и полезности проекта в целом.

По окончанию проекта будет проведено открытое обсуждение результатов проекта на семинаре для педагогов в рамках ДОУ, а также в выступлениях на научно-практических конференциях самого различного социально-профессионального статуса.

 

 

 

Литература

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дисс. ...  канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 2005 - 189 с.

Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. -  М, 2008. – 258 с.

Веракса Н.Е.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». -  М, 2014. – 459 с.

Витт П.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации //Вопросы психологии. 2006 - №3 - 56 с.

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2002. - 191 с.

Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - М.: Ярославль: Академия развития, 2002. - 208 с

Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001 - 169 с.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду. - М.: М.: Школьная пресса, 2003 - 136 с.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. - 2002. -  № 6. - С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.

Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - 177 с.

Федорова, С. В., Блинова А.А.  Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста.  // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 515-518.

Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. - М.: АСТ.2008 - 222 с. 

 

Лариса Александровна Котыхова,

воспитатель, 

Детский сад № 391 комбинированного вида «Елочка»,

г. Новосибирск

 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"