ПРОЕКТ «РЕЧЬ ВЕСТИ НЕ ЛАПТИ ПЛЕСТИ». ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАЛЫЙ ФОЛЬКЛОР

«Ценность фольклорных произведений заключается в том,

что они способны пробудить у ребенка самостоятельность,

познавательную активность, индивидуальность,

что развивает у детей образное мышление,

позволяющее обогащать их словарный запас». 

 В. А. Сухомлинский 

 

 

Краткая аннотация проекта. Основной дидактической целью данного проекта является создание оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста через освоение малых жанров фольклора. Выполнять проект будет воспитатель средней группы.  Участники проекта - дети 4-5 лет и их родители.

Проект предполагает приоритетное формирование и развитие образной, связной речи, для чего необходимо будет расширение у детей представления о многообразии народного устного творчества, знакомство их не только с разными жанрами малого фольклора, но и в целом с традиционной народной культурой, с обрядами и играми. Синкретическая природа фольклора, как мы предполагаем, создаст исходную базу для эмоционально-личностного раскрытия детей, для стимулирования их ораторских способностей, повышения уверенности в себе.

В результате реализации проекта «Речь ввести не лапти плести» дети глубже, на живом примере познакомятся с различными увлекательными жанрами малого детского фольклора (сказками, скороговорками, потешками, закличками, прибаутками, считалками и загадками), познакомятся с разными по характеру видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, колыбельной) и, конечно же, с многочисленными народными играми. Мы полагаем, что всё это приведёт к тому, что у детей улучшится звукопроизношение, обогатится словарный запас, станут чувствовать себя уверенней, у них возрастут артистические способности. А привлекая к реализации проекта родителей, дети в совместной деятельности с ними познакомятся с некоторыми глубинными семейными традициями, возможно у детей возникнет желание создать какие-либо традиции нашей группы, а по этой причине возрастёт желание более активно участвовать в жизнедеятельности ДОУ.

Пополнится, как хочется верить, предметно-развивающая среда группы.

Педагогическая постановка проблемы. Фольклор для современного ребёнка-дошкольника, это, прежде всего,  устное,  словесное и музыкальное, народное творчество. В более широком плане в фольклор, кроме словесных и музыкальных жанров, обычно включают всё народное творчество, все проявления духовной культуры народа. Но в среднем дошкольном возрасте особую воспитательно-дидактическую значимость обретают малые словесные жанры фольклора.

            С психологической  точки зрения речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте, на этой ступени онтогенеза речь становится основным средством общения. 

Важнейшим источником развития эмоционально-художественной выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых фольклорных жанров всегда привлекает детей, вызывают у них желание повторить, запомнить, осваивать услышанное.  А с сугубо практической педагогической точки зрения всё это способствует развитию разговорной речи и, как минимум, увеличивает запас слов.

Таким образом, углублённое, деятельностно-практическое знакомство с устным народным творчеством обогащает чувства и речь детей, формирует оптимистическое, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, выполняет неоценимую роль в нравственном, духовном и речевом развитии.

Цель и задачи проекта. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития речи детей через малый фольклор, по нашему педагогическому замыслу, должно быть связано с решением достаточно широкого спектра культурно-образовательных задач. В частности, это, эмоционально насыщенное знакомство с народным творчеством и малыми формами фольклора; развитие образной, связной, звуковой, интонационно выразительной культуры речи и одновременное развитие фонематического слуха; формирование разносторонних творческих способностей у детей; воспитанием нравственных качеств личности, устойчивого интереса и любви к традиционному народному искусству.

Привлечение для решение столь широкого перечня конкретных воспитательно-обучающих задач крайне необходимо, ибо только в совместной, творчески ориентированной деятельности с детьми можно активизировать, воплотить в эмпирическую конкретику педагогический, культурно-развивающий потенциал современной семьи. А уже на этой деятельностно-практической основе пополнить методический и предметно-развивающий арсенал учреждения.

Этапы реализации проекта. Реализация поставленных задач предполагает следующие три этапа.

1-й этап: подготовительный.

На первом этапе будет подобран и изучен методический материал, будет подготовлена предметно-развивающая среда, созданы необходимые для фольклорно-ориентированных занятий условия в группе. Будет также проведен «стартовый» мониторинг детей и анкетирование родителей. Как наиболее важный методический результат – разработан рабочий план для реализации содержания всего данного проекта «Речь вести не лапти плести!».

2-й этап: основной.

На втором этапе будет проведены мероприятия по рабочему плану. Здесь, думается, будут задействованы: беседы, презентации, викторины, чтение художественной литературы, разучивание потешек, скороговорок и т.д., мастер – классы, консультации, экскурсии, праздники, развлечения и т.д.

3-й этап: заключительный.

На третьем заключительном этапе запланировано итоговое комплексное представление результатов реализации проекта. Здесь нами намечена театрализованная постановка, презентация, родительское собрание, итоговый мониторинг детей, публикация фактического опыта реализации проекта на сайте ДОУ и др.

 

Ожидаемые результаты. При условии успешной реализации данного проекта я рассчитываю получить следующие результаты: у детей возникнет стойкое желание больше узнать об  устном народном творчестве;  сформируются навыки вдумчивого, бережного отношения к культурным традициям народа; будут созданы предпосылки для дальнейшего самостоятельного приобщения детей и родителей к народному творчеству; дети получат возможность  не только познакомитьс­я с малыми формами фольклора, но и  с помощью этих жанров в дальнейшем самостоятельно  развивать св­ои личностные и когнитивные  качества; у речь детей станет более, связной и последовательной; сформируется умение убедительно, грамотно отвечать на поставленные вопросы, а также  заучивать, пересказывать, рассказывать, употреблять грамматически правильные формы слов; активизируется творческое воображения, появятся  навыки совместного продуктивного взаимодействия со­ сверстниками.

В самостоятельной творчески ориентированной деятельности дети станут более свободны, более раскрепощены, научатся им­провизировать с персонажами сказок, что в косвенно-опосредованном плане будет способствовать эмоционально дифференцированному развитию эмоций­, а также умению управлять своим социальным поведением. Дети смогут давать словесные характеристики героям, используя в речи средства языковой выразительности, овладеют знаниями о различных эмоциональных состояниях и смогут их реально демонстрировать. А у родителей, появится интерес к народному творчеству ­и сознательному применению его в совместной с детьми деятельности. Предметно-развивающая среда, при содействии род­ителей, пополнится новыми играми, пособиями и атрибутами.

Опытом моей работы, как я надеюсь, смогут воспользовать­ся воспитатели ДОУ.

Оценка качества реализации проекта. Степень эффективности работы по реализации проекта будет комплексно диагностироваться по следующим трем направлениям: 1) педагоги, 2) дети, 3) родители.

Оценка качества проделанной работы воспитателя, непосредственно выполняющего данный проект, будет оценена независимыми экспертами на итоговой презентации проекта перед педагогами нашего ДОУ.

            Оценка степени полезности и фактической значимости речевого развития через малые формы фольклора будет отслежена через специально подготовленные нами (совместно с психологом нашего детского сада) инструментально-диагностические материалы.

            По завершении проекта будет проведено анкетирование педагогов, родителей, администрации ДОУ по системно-комплексной оценке, эффективности и полезности данного проекта в целом.

Практическая значимость достигнутых результатов. Собственную речевую деятельность детей в результате освоения малых жанров устного народного творчества следует рассматривать не как учебно-развивающую цель, а как средство для решения стратегически более важной задачи: развития социально-гуманистических основ личности ребенка. Присвоение детьми через малые формы фольклора нравственно-эстетических ценностей своего народа, пробуждения глубинного чувства Родины имеет сегодня огромное воспитательное значение. Это требуется для будущего становления социокультурной идентичности личности, осознания себя как неотъемлемой частицы своего народа, своей страны.

Приобщение к народному творчеству в российском обществе, является сегодня одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни во всех общегосударственных и региональных нормативно-правовых документах, а также сопровождающих их научно-методических рекомендациях постоянно подчеркивается острая необходимость формирования разносторонне образованного человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Мы, в границах имеющихся у нас дидактических средств и воспитательных возможностей, на методико-практическом и концептуально-педагогическом уровне решаем эту задачу.

 

Зайцева Галина Александровна,

воспитатель, Детский сад № 303,

г. Новосибирск

 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"