НАСТАВНИЧЕСТВО – ПОМОЩЬ ИЛИ СОЮЗ? ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА С МОЛОДЫМИ КАДРАМИ

Современное российское общество хочет видеть педагога-практика профессионально компетентным, коммуникабельным, умеющим сотрудничать, принимать ответственные решения, быть способным использовать новые, самые совершенные психолого-педагогические технологии. Однако, как показывает опыт, молодой специалист, приходящий в школу, это в значительной мере «теоретик», нежели подлинный практик. Поэтому для достижения профессионально-личностной адаптации начинающего учителя, ему нужна помощь наставника, который способен не только поделиться актуальными знаниями, но и оказать своевременную методическую и психолого-педагогическую помощь.

            Помните фильм «Афоня»? Там есть эпизод, когда мастер ЖЭКа Людмила Ивановна приводит на участок молодых ребят-стажеров и закрепляет их для обучения на рабочем месте за более опытными сотрудниками. «Наши слесаря научат вас практически тому, что вы изучали теоретически» — говорит она. Это как раз и есть наставничество.

Существует порядка шести определений термина «Наставничество». Для меня ближе всего оказалось определение Александра Бережного и Виталия Цыганка, основателей успешного проекта ХитёрБобёр.ru. Это определение звучит следующим образом: «Наставничество - обучение практическим навыкам новичков прямо на рабочем месте опытным, авторитетным, высококвалифицированным сотрудником».

Задачи наставнического обучения на рабочем месте формулируются обычно так:

повышение качества подготовки сотрудников;

ускорение адаптации новичков;

развитие у новых сотрудников корпоративного духа;

снижение текучести кадров;

доведение профессионализма вновь поступивших в фирму специалистов до требуемого квалификационного уровня.

Наставничество как особого рода метод обучения персонала осуществляется в подавляющем большинстве случаев по следующей технологической формуле-модели: «Расскажи — покажи - сделай».

Эта модель-формула в самом своём общем виде содержит в себе следующие три основных дидктических шага:

Шаг первый: «Расскажи». Наставник логически упорядоченно, шаг за шагом объясняет обучаемому какое-либо не совсем понятное ему задание, словесно иллюстрирует основные способы предпринимаемых действий и в целом характерные особенности. С помощью сопутствующих вопросов выясняет, насколько начинающий педагог понимает, что ему предстоит делать.

Шаг второй: «Покажи». Наставник наглядно показывает, что и как практически следует делать. Подробно поясняет весь алгоритм, всю технологическую цепочку действий.

Шаг третий: «Сделай». Подопечный выполняет задание. Наставник смотрит, контролирует, выявляет ошибки, комментирует причины их возникновения, просит в отдельных случаях повторить, даже переделать не совсем технологически удавшееся моменты.

 

В 2020-2021 учебном году в наш Лицей №1 города Киселевска была принята на работу молодой специалист Ирина Андреевна Шавина, окончившая Кемеровский государственный университет по специальности «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки; при этом она закончила бакалавриат и далее продолжает обучение в магистратуре). На педагогическом совете лицея было решено назначить молодому специалисту И.В. Шавиной педагога-наставника. Обладая 25-летним стажем работы учителем математики, я согласилась взять на себя обязанности наставника.

Согласно существующему «Положению о наставничестве» в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, его увлечения. Кроме того, необходимо было организовать обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Ириной Андреевной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту разностороннюю помощь в реальном овладении педагогической профессией, обогащении опыта наиболее эффективными практическими приемами и способами проведения занятий, ну и конечно, выявлять и совместно устранять допущенные просчёты и ошибки.

Согласно базовой технологической формуле-модели: «Расскажи — покажи - сделай», нами был составлен примерный план работы с молодым специалистом (Приложение).

Однако на практике наставническая работа велась у нас не только по составленному плану. Кроме ознакомления с документацией и, так сказать, «классической» методической помощи, весь сентябрь, почти ежедневно проводились мини-консультации, на которых обсуждались, например, нюансы оценивания письменных работ (от домашних до контрольных), вариативные способы опроса класса по поводу усвоенного теоретического материала, оптимальная дозировка времени на различных этапах урока и т.д.

Определенные затруднения у начинающего учителя вызвал, например, процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС; стоял вопрос о том, почему много времени уходит на проверку тетрадей ребят; были трудности, касающиеся работы с родителями. Кроме того, Ирине Андреевне, наряду с нами, пришлось неожиданно поработать и на дистанционном режиме обучении, что также вызывало у неё определённые трудности большей частью методического порядка.  

С целью системно скоординированного решения всех перечисленных здесь прикладных педагогических и методических проблем наставничества, работа осуществляемая мной как наставником Ирины Андреевны, велась в творческом партнёрском взаимодействии с Н.Н. Елескиной, заместителем директора по УР, курирующей в лицее предмет математика.

По итогам 2020-2021 учебного года можно сделать следующие предварительные выводы.

 

Ирина Андреевна показала себя как целеустремленная личность, ответственно относящаяся к своей работе;

её уроки строятся в соответствии с требованиями ФГОС, стабильно выдерживаются временные рамки урока, выполняются нормы проверки рабочих и контрольных тетрадей;

    налажен контакт с родителями и детьми; после завершения уроков в кабинете Ирины Андреевны всегда много ребят, которые не торопятся убегать домой с урока математики;

  в рамках дистанционного обучения Ирина Андреевна не только училась сама взаимодействовать с детьми, но и показала мне несколько приемов работы с платформой «Discord», на которой работал Лицей во время дистанционного обучения;

       качество обучения в 5-х классах (5 «а», 5 «б», 5 «в», 5 «г») составило 81,82%; ученики Ирины Андреевны – активные участники дистанционных олимпиад и конкурсов: дистанционная олимпиада «Пятью пять» (18 чел, все победители и призеры), VII международный конкурс «Старт» (25 чел, из них 16 – победители и призеры), Всероссийский математический конкурс «Решаю сам» (21 чел, из них 13 – победители и призеры); Международный конкурс «Олимпис» (10 чел – все победители и призеры), онлайн олимпиада по математике «Я люблю математику» на платформе «ЯндексУчебник» (63 чел, из них – 38 победители и призеры);

       Ирина Андреевна успешно выступила на городском семинаре для заместителей директоров по УВР «Расширение образовательного пространства ОО как ресурс развития интеллектуального потенциала школьников и педагогов» с докладом  «Организация дистанционного обучения с помощью программы «Discord».

Итак, по прошествии года работы, я убедилась, что весь процесс наставничества в содержательно-коммуникативном плане связывает не только педагога-наставника и молодого специалиста, но и напрямую затрагивает интересы образовательной организации. Возникает, так сказать, тройственный союз. Наставник развивает свои профессиональные деловые качества, молодой педагог - получает новые актуальные методико-практические знания, повышает свой профессиональный уровень, а образовательная организация повышает профессиональный уровень своих кадров, получая специалистов, готовых к постоянному саморазвитию, к и интенсивному движению к высотам мастерства.  

В нашем коллективе, в лицее №1 города Киселёвска опора на объективную оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему. В лицее культивируются хорошие традиции, в том числе, традиция высокой ответственности, дух товарищеской взаимопомощи, уважительного отношения к любой творческой инициативе. В таких весьма благоприятных социально-профессиональных условиях начинающий педагог довольно быстро и безболезненно входит в слаженную работу профессионально зрелого педагогического коллектива. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами, с начинающими педагогическим кадрами способствуют устойчивому росту интереса к профессии, вдумчивому усвоению творческих методических приемов работы с детьми и их родителями. Всё это, безусловно, оказывают положительное влияние на совершенствование профессионального мастерства не только молодых, да и более опытных педагогических кадров.

Наставничество, на мой взгляд, является обоюдным, встречным, сотрудническим действием, где я не только помогаю в работе молодому специалисту, но и «заряжаюсь» от неё энтузиазмом, стремлением учиться чему-то новому.

 

Приложение

План работы с молодым специалистом 

 

Содержание мероприятий

Контроль

 

Работа по предмету

Работа с нормативной документацией

 

 

сентябрь

Изучение рабочих программ, календарно-тематического планирования.

Оказание помощи в разработке поурочных планов.

Практикум «Цель урока и его конечный результат».

Взаимопосещение уроков с последующим анализом.

Изучение нормативно-правовой базы Лицея.

Практическое занятие «Ведение школьной документации» (электронный журнал, ученические тетради, дневники).

Интегративный контроль  качества обеспечивается по результатам составления поурочных планов.

 

октябрь

Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Составление и разработка технологических карт к урокам.

Совместная разработка планов-конспектов занятий по внеурочной деятельности.

Изучение документации об организации внеурочной деятельности.

Практическое занятие «Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей».

Контроль качества составления поурочных планов, выполнение единого орфографического режима.

 

ноябрь

Занятие «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий».

Оказание помощи в работе над методической темой обучения в магистратуре.

Практическое занятие «Обучение составлению отчётности по окончанию четверти».

Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий.

 

декабрь

Беседа «Дифференцированный подход в организации учебной деятельности».

Практикум «Формы и методы работы на уроке».

Составление аналитических справок.

Проверка выполнения программы. Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

 

январь

Анализ контрольных работ.

Практикум «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися».

Посещение занятий внеурочной деятельности, оказание методической помощи

Самообразование педагога. Изучение документов по ФГОС.

Контроль качества составления поурочных планов, выполнение единого орфографического режима.

 

февраль

Практикум «Домашнее задание: как, сколько, когда».

Занятие «Способы контроля учебных успехов учащихся (комплексные работы, заочные конкурсы, олимпиады, портфолио).

Изучение документов по ФГОС. Самообразование педагога.

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

 

март

Изучение требований к написанию и оформлению проектных работ учащихся.

Практикум «Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе. Использование элементов проектной технологии»

Практическое занятие «Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей».

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. Контроль ведения портфолио.

 

апрель

Составление и разработка технологических карт к урокам.

Подготовка к итоговым контрольным работам.

Составление итоговых тестов для проверки.

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

 

май

Подведение итогов работы за год.

Выступление молодого специалиста на ШМО.

Отчёт о результатах наставнической работы.

Собеседование по итогам года (успеваемость, качество, выполнение программы).

 

 

Балашова Елена Анатольевна,  

учитель МБОУ "Лицей №1", г. Киселевск, Кемеровская область 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"