СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Центр дополнительного образования детей Барабинского района (далее – Центр) это территория творческого взаимодействия и пространство для успешной коммуникации детей, родителей и педагогов. Наш стратегический педагогический замысел был изначально связан с возможностью построения такой открытой динамической воспитательно-образовательной системы, которая позволила бы создать «территорию детства», создать территорию активного и результативного взаимодействия всех участников целостного образовательного процесса. Поэтому родители уже сегодня включены у нас фактически во все направления деятельности учреждения на правах равноправных партнёров.

Сформированная модель взаимодействия, по нашему предположению, должна в идеале способствовать развитию широкого спектра компетенций как у учащихся, так у педагогов и родителей. В концептуальном педагогическом плане для достижения такого многовекторного результата необходимо не только укрепление социального партнёрства с родителями, но и мобилизация социально-культурного потенциала семьи, а также чётко согласованная совместная работа по позитивной социализации детей.

Центр дополнительного образования детей Барабинского района начал свою образовательную деятельность в 2009 году и в настоящее время количество учащихся, занимающихся в наших творческих объединениях, составляет 2800 человек. Творческие объединения Центра посещают увлекающиеся и желающие развиваться дети. С 2015 года у нас реализуются адаптированные образовательные программы художественного и технического направления для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

А теперь представьте детей и их родителей вместе – у вас получится картинка нашей страны детства!

Итак, системно скоординированная образовательная деятельность представлена у нас тесным сотрудничеством педагога-учащегося-родителя. Именно родитель является связующим звеном и активным участником различных тематических мероприятий, проводимых в нашем Центре.

  Созданная творческая атмосфера, доверительные отношения взрослых и детей, возможность раскрыть и продемонстрировать свои возможности   — все это сложилось в определенную модель, на сегодняшний день успешно апробированную и имеющую достигнутые положительные результаты и, соответственно, теплые эмоциональные отзывы всех участников. Модель включает в себя ряд блоков, которые мы и представим ниже.

ЧТО ЕСТЬ?

Содержание данного блока, действительно, позволяет исчерпывающе ответить на вопрос: «Что есть?».  Этот блок в информационном плане демонстрирует потенциальные возможности системы дополнительного образования. Взаимодействие с родителями начинается с 1 сентября, когда традиционно для детей и родителей проводится «День открытых дверей». Ежегодно в начале сентября педагоги посещают организационные собрания в дошкольных учреждениях и школах города.  Результаты не заставляют себя ждать: 100% наполняемость в группах, творческая активность родителей и детей. 

Традиционно в это же время на территории нашего Центра организуется встреча педагогов, родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе таких встреч демонстрируются имеющиеся у нас образовательные ресурсы, выявляются потребности и желания каждой конкретной, пришедшей на встречу семьи.

ЧТО МОЖЕМ?

Этот блок нашей модели связан с программным материалом. Поэтому родители вместе с ребенком имеют возможность выбрать наиболее интересный для них вид образовательной деятельности. Само по себе пространство такого взаимодействия, как мы заметили, носит взаимообучающий характер, потому что ребенок и родитель находятся в тесном эмоциональном и образовательном контакте (родители оказывают помощь, искренне радуются успехам своего ребенка, мотивируют его на участие в различных конкурсах и мероприятиях). Доступность для всех детей ресурсов нашего Центра достигается через включенность в: 1) дополнительные общеобразовательные программы по направленностям: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая; 2) реализацию программ профессионального обучения «Швея»; в) реализацию образовательных программ дошкольного образования; 3) исследовательские  и образовательные проекты; профильные смены; 4) адаптированные индивидуальные общеобразовательные общеразвивающие программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья:  «Компьютерная азбука», «Легоконструирование»; «Швея».

КАК ПРОВОДИМ ВРЕМЯ ВМЕСТЕ?

На этот вопрос нам позволяет ответить содержание данного блока. В творческих объединениях в течение учебного года проводятся открытые занятия, отчетные концерты, на которых родители знакомятся с методикой преподавания, с требованиями, которые предъявляет педагог к результатам образовательной деятельности.

Ежегодно   в нашем Центре проводятся массовые мероприятия с участием родителей и детей. В частности, это следующие  акции социального порядка: 1) районные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»; 2) киноакция «Вера, надежда, любовь в Российских семьях»; 3) выставки декоративно – прикладного творчества  «Живут на свете чудеса»; 4) выставки технического творчества.

Есть, условно говоря, и локальные акции: 1) «День открытых дверей»; 2) «День пожилого человека»; 3) «День матери»; 4) Новогодние утренники; 5) Празднование 23 февраля; 6) Празднование 8 марта; 7) «День семьи»; 8) развлекательно - игровая программа «День именинника»; 9) Фестиваль проектов; 10) выступления на школьных родительских собраниях; 11) родительские собрания в «Школе раннего развития» ШРР; 12) показательные выступления по акробатике для родителей и учащихся; 13) «Весёлые старты с   родителями»; 14)  акция для родителей «Безопасный интернет» и др.

            Все проводимые мероприятия помогают родителям оценивать деятельность творческих объединений не только с позиции занятости ребенка, но и с более глубокой компетентностной позиции – позиции становления его как личности.

 

ЧЕГО ДОСТИГЛИ?

Обучающиеся нашего Центра принимают активное и результативное участие в самых различных конкурсах и мероприятиях от районного до международных уровней, и в этом самым непосредственным образом обнаруживает себя поддержка их родителей.

Учащиеся творческих объединений ежегодно получают премию Губернатора Новосибирской области для детей-инвалидов, получают премию Губернатора для детей, одаренных в сфере культуры и искусства, премию от Благотворительного фонда «Наш день», установленную для детей-инвалидов, одаренных в сфере культуры и искусства.

Традиционным стало участие команды нашего Центра в областных соревнованиях по авиамодельному спорту.  Нашим родителям есть чем гордиться!

 

ЧТО ДАЮТ НАМ ВСТРЕЧИ С РОДИТЕЛЯМИ?

Встречи с родителями (чаще всего это родительские собрания), обязательно основываются у нас на диалоге и заинтересованности, встречи всегда пронизаны творчеством и единством, взаимопониманием родителя и ребенка.

Наши диалоги с родителями – это всегда поиск новых возможностей для развития талантов детей, одновременно это повышение родительской компетенции и открытое, доверительное общение в неформальной обстановке. По сложившейся традиции на родительских собраниях учащиеся демонстрируют свои творческие достижения, а наиболее активные родители награждаются грамотами и дипломами.

 

С КЕМ МЫ СОТРУДНИЧАЕМ?

Общение с родителями проходит не только на территории нашего Центра. Мы постоянно расширяем границы через сетевое взаимодействие и социальное партнерство с другими образовательными учреждениями. Назовём некоторые из них, это Дом детского творчества в  селе Венгерово,   Дом творчества и молодежи в селе Убинское, это Станция юных техников и Дом творчества в  г. Куйбышеве,  Государственный природный заказник федерального значения «Кирзинский», Учреждение дополнительного образования Барабинского района «Детская юношеская спортивная школа «Локомотив», Барабинский филиал Новосибирского областного колледжа культуры и искусства, Барабинский филиал «Областного центра диагностики и консультирования».

В социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники», а также на сайте нашего учреждения каждый заинтересованный родитель получает достоверную информацию о деятельности Центра и имеет возможность в режиме онлайн общаться с педагогами, комментировать события и становится активным участников насыщенной творческой жизни нашего учреждения. 

 

 

Заиченко Анна Александровна,

педагог-психолог, Центр дополнительного образования детей Барабинского района,

 Новосибирская область, г. Барабинск,

 

Лысенко Наталья Васильевна,

методист, Центр дополнительного образования детей Барабинского района,

 Новосибирская область, г. Барабинск

 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"