РЕЗУЛЬТАТ В МЕЛОЧАХ И АТМОСФЕРЕ. ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ ВОСПИТАНИЯ.

Начинается день, открывается класс, здесь все, как обычно: много света, привычные вещи, фортепиано, расчехленное и готовое к работе... Вот-вот подойдут те, кто заполняет классную комнату уникальной атмосферой и жизнью даже в те минуты, когда она бывает пуста. Рисунки, поделки, забытая кошечка или кукла, фломастеры на столе, тетрапак с недопитым соком — все это говорит о том, что здесь обитают самые важные люди на свете – дети. По каким-то своим особым, трудно передаваемым словом, причинам они выбрали именно это место для своих занятий, и даже, если первоначально это был выбор мамы с папой, я глубоко уверена, что учебный класс всегда должен быть для ученика территорией покоя, зоной стабильности и пространством для новых побед. Ведь здесь ребенок учится с удовольствием работать, искать вдохновение и эффективно бороться с трудностями.

А может именно от того, каким класс в начале рабочего дня встречает ребенка или каким он завершит (либо продолжит) данный конкретный учебный день, берёт невидимый старт вся дальнейшая личная жизненная история будущего взрослого?

... «Первое сентября», «День учителя», «Новый год», «8-е марта» – все эти традиционные праздничные даты для педагога представляют собой поток поздравлений, море сувениров и обилие незамысловатых подарков. А самые, пожалуй, важные из них –конечно же те, которые сделаны руками учеников. Таких подарков у педагогов бывает обычно немало: это рисунки, поделки, стихи и все это (вне всякого сомнения!) должно обязательно получить самую искреннюю похвалу со стороны педагога. Тут уж не поленитесь, оформите красиво подаренные работы, внесите штрихи, а если нужно, то развесьте по стенам либо отведите специальное место в кабинете. Помните: что даже самому «колючему» подростку будет приятно увидеть, что его труд замечен и оценен. И даже если этот подросток просто-напросто не покажет виду, всё равно эмоционально-радостные флюиды пробегут между ним и учителем и это будут как раз те самые волшебные нити, которые ещё крепче свяжут два таких, казалось бы, разных полюса – учитель и ученик. Ну а для тех, кто помладше ваше внимание будет дополнительным источником радости. Да и мамы-папы, бабушки да дедушки быстрее начнут доверять вам, станут охотнее помогать вам во всем, что возможно и необходимо сделать для ребёнка.

Создайте в классе уютную домашнюю атмосферу, пусть в нем будет все необходимое – от влажных салфеток, футляров для хранения сменной обуви, до удобных стульев, подставок для ног малышам, мягких ковриков на пол (если занятия предполагается проводить и на полу). Примите во внимание специфику ваших учебно-творческих занятий и создайте предметно-эмоциональный комфорт, это не сложно. Взаимопонимание с семьями обучающихся будет вам обеспечено.  Обычно родители с удовольствием помогают в обустройстве учебного класса и уходом за имеющимся предметным скарбом (стирка, обновление и т.д.). Возможно и дети с радостью помогут в этом родителям, если речь идет о тех детях, кто помладше, а старшеклассники сами могут сделать что-то своими руками. Но самое педагогически важное здесь – они будут сидеть на коврике, сделанном бабушкой или связанном самостоятельно. Это будет не только уютнее, но и педагогически продуктивнее. И, несомненно, не пройдёт бесследно, поверьте мне.

А теперь логично будет обратиться к вопросу о заботе и ответственности. Прежде всего потому, что за всеми этими милыми и уютными вещицами нужно следить.

Действительно, всё то, что в класс принес ребенок, априори будет находиться под его неусыпной заботой. заботой хозяина. Это будет некая частица мира его семьи, его самого. Не позволит ребенок никому посягать, а тем более портить то, над чем он сам или вместе с мамой потрудился, возможно ни один вечер. И с этого момента начинается воспитание чувства собственного уважения и достоинства. Оберегая свое, понимая, что это не просто вещь, а некий предметно воплощённый труд, ребенок скорее поймет, что и труд других так же важен. Но даже если он попытается посягнуть на чужую работу: испортить, посмеяться, проявить другое деструктивное действие почти наверняка получит отпор. И здесь задача педагога – объяснить, что все, созданное трудом, уникально и достойно уважения, а также показать на собственном примере (те самые выставки детских работ, от каракулей-рисунков до действительно мастерски исполненных) как важна для нас любая попытка ребенка к созиданию.

А вот и ещё одна потенциальная воспитательная возможность, которая логически вытекает из такого, казалось бы, маленького зернышка – создания уютного кабинета для занятий. Речь пойдёт не только об умении уважать труд других, но и о способности вкладываться самому в общее дело, ценить возникающие при этом добрые отношения. Всё это как-то незаметно, исподволь вселяет веру ребёнка в себя, добавляет ему уверенности в собственных силах, а попутно, конечно, при вдумчивом дифференцированном воспитательном воздействии на ребёнка помогает ему найти своё, наиболее подходящее место практически в любом творчески устремлённом коллективе, реалистично оценить границы своих индивидуальных возможностей и соответствующих социально ориентированных поступков. В целом же решает задачу формирования социального поведения фактически в любой практической жизненной ситуации: разобраться, например, в вопросе о том, насколько я могу быть полезен, в какой момент следует уяснить, что есть и другие, деятельностно включиться в работу, осознать как её можно распределить и т.д.

К примеру, те же самые, пусть и банальные выставки детских работ подчас вызывают у части детей желание внести свою организационно-практическую лепту, сделать это добровольно, искренне. Здесь для педагога главное это вовремя придумать интересную форму работы с творческими заданиями. Как хорошо, если это будет вдруг семейное творчество! Его результаты могут улучшить качество учебно-воспитательного процесса. Это может быть создание дидактического материала, реквизита для спектаклей, танцевальных постановок, школьных мероприятий и т.д. Но педагогу при этом нужно умело продемонстрировать важность семейной помощи, причём все результаты показать публично, почеркнув их исключительную нужность. Сразу замечу, мамам, папам, дедушкам, бабушкам тоже приятно, что их труд оценен. А детям очень важно увидеть момент высокой оценки вклада их родителей, наглядно, на практике понять, насколько они уважаемы и ценны, а где-то в глубине души почувствовать и свой вклад в повышение авторитета родителя. Именно так, на наш взгляд, постепенно зарождается чувство распределённой ответственности, в первую очередь – ответственности за себя. Ведь «Я» – это всегда частичка маленького социума – семьи. Поэтому от любого моего социального поступка зависит, будет ли этот, выстраиваемый мною социум, продуктивен и успешен, оценят ли меня за это окружающие, поскольку для ребенка очень важно, чтобы близкие его любили и ценили.

Более того, дети очень сильно страдают, даже когда в коллективе, к примеру, не любят его маму или эмоционально не воспринимают папу. Об этом следует всегда помнить. Может случиться, что ребёнок пойдет в своём развитии другим, педагогически не совсем продуктивным путем. Всё может быть. Но это крайне непростая психологическая, педагогическая и, конечно же, методическая проблема.

Но именно так либо примерно так, как мы попытались кратко обрисовать, зарождается в раннем школьном детстве та самая «правильная» мотивация, которая изначально дает ребёнку возможность во взрослой жизни получать удовольствие от любого дела, которое он выберет для своего профессионального, да и жизненного пути.

Ощущая себя частичкой живого социального организма, где реально бывает представлен он со своим миром, который нужно ценить, взращивать, при необходимости защищать и дарить другим лучшие его моменты, ребёнок тем самым сохраняет в эмоционально положительном коммуникативном аспекте детские воспоминания. Так ребёнок, как нам сегодня это видится, учится понимать и принимать другие человеческие миры, считаться с ними, в меру сил извлекая оттуда всё лучшее и разумно его используя.

Итак, сформулирую теперь, на наш взгляд, самое главное, вернувшись к началу своего небольшого повествования. Ребенок, который спросонок пришел на занятия в класс утром или уставшим поле школы, видит чистый уютный класс, где все окутано аурой творчества, добрым отношением друзей-коллег, где все уважают любые искренние усилия  каждого выполнить задуманное дело хорошо, где существует бережное отношение к вещам, сделанным своими руками, где с любовью относятся к цветам, которые живые и о которых нужно постоянно заботиться, где окружающие ценят всё то, во что вложен душевный человеческий труд, – вырастет подлинно воспитанным человеком. Он будет неуклонно следовать заповеди о том, что любое его творчески окрашенное действие обязательно найдёт душевный отклик в этом мире. В свою очередь, педагогу и родителям ребёнка надо стремиться сделать так, чтобы уже сегодня отклик этот был жизнеутверждающим, искрящимся и счастливым.

При этом, педагогический рецепт здесь  оказывается на удивление прост: начинайте с малого, обустройте рабочее место, сделайте это с любовью и с искренней заботой о растущей личности …

 

Головина Юлия Сергеевна,

педагог дополнительного образования, руководитель мастерской «Театр музыкальных миниатюр», Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов «Белая акация»,

МБУ ДО ДЮЦ "Старая мельница",

г. Новосибирск 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"