ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Мир вокруг нас быстро меняется. Уходят в прошлое домашние телефоны, новое поколение почти не смотрит телевизор, больше проводя время со смартфоном и в мобильном интернете. Реальное общение заменяют виртуальной дружбой в соцсетях. Огромное количество конфликтов, неадекватных людей, недопонимания и неуважения друг к другу в семье, на улице, в транспорте, с друзьями, в школе, в целом, стремительная нивелировка культуры диалога приводят к стрессам и разрушают налаживающиеся отношения. Но есть ведь вечные ценности, классика и педагогика, о которых забывать нельзя.

Общеизвестно, что любая педагогическая система может быть рассмотрена как форма взаимодействия её участников: «учитель-ученик», «учитель-ученик-родитель», «учитель-учитель». Эффективное педагогическое взаимодействие на уровне «учитель-ученик» в ходе учебного процесса помогает полноценному развитию личности ученика, получению им необходимых знаний, умений, навыков в соответствии с зафиксированными в образовательной программе задачами обучения. Доброжелательные отношения и хороший контакт с учеником помогает решить многие воспитательные проблемы без стрессов и конфликтов.  Взаимодействие с родителями – это создание позитивной атмосферы доверия и уважения, взаимное сотрудничество на благо детей, это их воспитание и духовно-нравственное развитие, это возможность совместного поиска решения проблем подрастающего поколения.

Хорошие взаимоотношения между коллегами в педагогическом коллективе способствуют профессиональному росту учителя, раскрытию творческого потенциала каждого сотрудника, побуждают к сплоченности и эмоционально-творческому единству педагогического коллектива, обеспечивают положительную мотивацию к работе и достижение планируемых успехов.

Взаимодействие «учитель-ученик» в классе ДМШ

«Школьные годы чудесные…», – вспоминает с особой теплотой каждый российский человек. Именно благодаря детской дружбе, творческому общению, совместному преодолению трудностей и радости достижений друг друга. Совместное музицирование, участие в конкурсах, концертах и других общественных мероприятиях – это та самая среда, которая и воспитывает, и обучает и влечёт к развитию. Преподаватель ДМШ – это руководитель и ведущий класса, это человек, определяющий стратегию поведения, действующий, исходя из своих целей, поступающий в соответствии с особенностями и возможностями учеников класса.

В современной музыкальной педагогике известны по крайней мере три наиболее типичные модели взаимодействия между учителем и учеником.

1. Учебно-дисциплинарная модель. Стиль руководства - авторитарный. Приоритет деятельности – профессиональное обучение на высоком уровне. Учитель здесь обычно навязывает свою волю, принуждает, контролирует. Наиболее ценными качествами учащегося считаются дисциплинированность, исполнительность, организованность. Обучение игре на музыкальном инструменте, как известно, требует огромной работоспособности, сконцентрированности, самоотдачи. Авторитарный стиль достаточно рационален, особо приемлем в работе именно с творчески одаренными детьми. Увлеченность музыкой и высокие исполнительские результаты будут компенсировать некоторые достаточно известные недостатки авторитарной системы [3]. Но учитель, музыкант-педагог, выбирая авторитарный стиль общения, должен быть при этом мудрым, образованным и творческим. Он должен, как минимум, видеть возрастные и индивидуальные особенности ребенка, понимать его состояние и уметь определять, насколько авторитарный стиль общения подойдет к данному ученику: будет ли такой стиль в полной мере удовлетворять его потребности в музыкальном обучении, а сверх того, будет ли приносить преимущественно пользу, а не вред.  

2. Личностно-ориентированная модель. Данная модель построена на принципах признания права на свободу выбора, на своё мнение, суждение и понимание. Это -  гуманная модель, она предполагает демократический стиль руководства. Наиболее ценными качествами ученика в рамках этой модели признаётся инициатива, творческий подход, умение брать на себя ответственность, доводить дело до конца. Для педагогов дополнительного образования такой стиль является предпочтительным, потому что помогает решить главную задачу обучения в ДМШ – воспитание грамотного слушателя, ценителя искусства, культурного человека, который любит музыку и уважает труд музыкантов. В наши дни преподаватель-музыкант обычно  не ориентируется на высокий исполнительский уровень, а больше развивает музыкальное мышление и понимание музыки. Через профессиональные исполнительские приёмы он учит слышать, учит чувствовать красоту. Приоритетом в такой модели обычно становится не высокотехничное исполнение, а именно увлеченность, удовольствие от общения с искусством. Важным условием является при этом создание положительной мотивации к обучению: доброжелательность преподавателя, поддержка в случае неудач, честность и прозрачность в определении музыкальных способностей, работа по преодолению недостатков и, наконец, вера в улучшение собственного результата. Среди учеников не приветствуется открытая конкуренция, лучше, считают педагоги этого типа, создать условия взаимной поддержки, пробудить возможность тянуться за лидерами, не утрачивая конечно же при этом собственную значимость.

3. Либерально-попустительская модель. Строится на идеях свободного воспитания. Обучающемуся предоставляется значительно большая свобода, чем учителю. Педагог, в сущности, перестает выполнять ведущую роль, становится наблюдателем. Он не вникает в жизнь и проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избегать сложных ситуаций. По большому счёту он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе. Этот стиль зачастую ведет к панибратству или, напротив, к отчуждению.  Преподаватель в рамках такой модели вынужден приспосабливаться к желаниям детей, требованиям администрации, он зависим от прихотей родителей. Как мы видим, в такой системе с течением времени обнаруживается больше минусов, чем плюсов. Но несмотря на всё это элементы либерального стиля можно довольно часто встретить в современных музыкальных школах. Возможно, как мы предполагаем, это может быть связано с разочарованием или непониманием особенностей поведения нового поколения.

На практике все три представленные модели не встречаются в чистом виде, всегда есть взаимопроникновение и переход от одного типа к другому. Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма и любви к детям.

Интересно, что же больше всего ценят ученики музыкальной школы в своем учителе? По результатам анонимного анкетирования в школах города Новосибирска, которое проводила  некоторое время тому назад психолог Татьяна Николаевна Минтиненко, были получены следующие информационные данные: идеальный учитель должен быть понимающим – 75%, уважающим своих учеников – 53%, внимательным, готовым оказать помощь в трудную минуту – 35%, справедливым в требованиях – 80%, быть интеллигентным и образованным – 45%, быть сдержанным, тактичным и уметь находить общий язык с учениками – 19%, не лезть в личную жизнь детей и не орать на учеников, не оскорблять их – 30%, быть авторитетом для школьников, стать для них примером – 10%, быть красивым и добрым – 23%, обладать чувством юмора – 40%, не говорить плохо об окружающих людях – 56%. Как видно из материалов этого, пусть и не самого широкомасштабного опроса, наши дети стремятся увидеть в своем учителе лучшие человеческие качества, что радует. Как же соответствовать всем этим качествам и при этом хорошо, требовательно и результативно учить? На мой личный, пусть и субъективный взгляд, здесь очень важно верить в учеников. Даже в самых слабых. И продолжать ставить перед ними высокие задачи. Пусть они не справился с этими задачами сегодня, но это будет несравненно лучше, чем ограничивать развитие. Ведь в сердцевине каждой трудности, как думаю, всем нам хорошо известно, лежит возможность.

Взаимодействие «учитель-ученик-родитель»

Конструктивный коммуникативный контакт с родителями выгоден всем участникам педагогического процесса. Ученик под пристальным вниманием учителя и родителя развивается успешнее, быстрее, лучше. К тому же искренняя увлеченность родителей тем делом, которое выбирают их дети, – это невербальный сигнал своему чаду о том, что он важен, нужен, любим. Это то, что остается в детской памяти навсегда. Остаётся как запах яблочного пирога с бабушкиной кухни.  Объяснить это и настроить на сотрудничество – задача не из легких, но в большинстве случаев выполнима.

Родительское отношение включает в себя два взаимосвязанных аспекта: с одной стороны, родитель любит и принимает своего ребёнка таким, какой он есть, а с другой – ему необходимо гордиться ребёнком, важно, чтобы он был успешен. К неудачам и трудностям любой родитель относится личностно, относится пристрастно, с тревогой и повышенными эмоциональными переживаниями. Чего же ждет родитель от нас, учителей? Выделим главное.

Родитель хочет получить поддержку, ощущение что ребенок не безразличен, что педагог стремится позаботится о нём –это важнейший фактор в формировании контакта.

Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и чёткие рекомендации. Присутствие мамы на уроке надо постараться использовать не для контроля учителя, а сразу организовать конспектирование урока, постепенно вовлекать родителя в процесс творческого выполнения домашнего задания.

Родитель хочет видеть результаты занятий своего ребенка, его рост, его успешность. В этом случае он будет заинтересован и будет помогать. Но для этого дети должны обязательно играть на сцене, должны принимать участие в концертах класса, должны участвовать в мероприятиях школы и конкурсах доступного для него уровня.

           На мой взгляд, работа всех отделений ДМШ должна быть построена так, чтобы как можно больше детей были охвачены концертной практикой. Это могут быть договоренности с садами, школами, музеями, библиотеками (в рамках профориентационной работы, например).

Работа с родителями должна быть регулярной и систематической. Даже несмотря на отстраненность или конфликтность некоторых родителей, не стоит отчаиваться. Если работа ведётся, она даст свои плоды.

Но, увы, мы живем в мире, где «солнечный свет взаимопонимания» часто заслоняется мрачными тучами обид. Увы, всё чаще и чаще возникают конфликты между родителями и учителями. Причин здесь множество -  от разного общекультурного уровня и непонимания трудностей обучения, до личных психологических проблем несовместимости, которые стороны пытаются решить в утрировании разногласий. Преподавателям часто приходится не только учить, но и доказывать, что они работают добросовестно.  Вот типичные причины конфликтов с родителями: авторитарный педагог видит отсутствие воспитания; несогласие родителей с выставленными оценками; откровенные придирки педагога к ребенку; плохое поведение школьника; неуважительное отношение к ученику; раздражённый педагог прибегает к оскорбительным для ученика эпитетам; холодное, незаинтересованное, равнодушное отношение преподавателя к ученику и др.

В общении с родителями преподаватель не должен допускать неуважительного или, точнее говоря, потребительского к себе отношения. Он должен высокопрофессионально вести работу, уметь обосновывать свои решения, честно и вовремя сообщать о нуждах, проблемах обучения. Преподаватель не должен поддаваться на провокации, должен контролировать свои эмоции, действовать в соответствии с нормативными документами, грамотно вести документацию, подтверждающую его работу. В сильных педагогических коллективах при работе с родителями всегда оказывается коллегиальная помощь друг другу. Она проявляется в межпредметном взаимодействии, в корпоративной этике, в слаженности работы, направленной на достижение результата.

Взаимодействие сотрудников педагогического коллектива

Высшим уровнем конструктивного взаимодействия в коллективе является сотрудничество. К сотрудничеству стремятся профессионалы самого высокого уровня, так как это самый эффективный и, скажем так, экологичный способ взаимодействия.

Для сотрудничества характерны следующие черты: стремление к общей цели, активное, заинтересованное отношение к работе, поддержка, взаимосвязь и единство преподавателей, чёткое распределение функций, соблюдение прав, обязанностей, присутствие ответственности, умение договариваться, организованность и результативно работать сообща.

Важнейшим условием сотрудничества выступает взаимное уважение коллег, понимание и умение принять другую точку зрения. Так, например, если критика, то только обоснованная, конструктивная и направленная на поиск выхода из ситуации, критика, предполагающая помощь.  Налаженное сотрудничество среди педагогов-музыкантов помогает профессиональному росту, вдохновению, обмену опытом и мнениями. Создается та самая конструктивная творческая среда, в которой рождаются идеи. Способность к сотрудничеству – это показатель зрелости и независимости творческой личности педагога. К сотрудничеству не способны люди, преследующие свои личные или корыстные интересы, люди, жёстко зацикленные на себе и собственной славе. К подлинному конструктивному сотрудничеству не способны люди низкого профессионального уровня или не достигшие достаточного интеллектуального, нравственного и духовного развития.

Подлинное сотрудничество предполагает наличие в коллективе разных мнений и споров. Но такие споры становятся конструктивными, интересными, вдохновляющими к поиску теоретически и эмпирически обоснованных аргументов. Тем самым спор, дискуссия обогащает профессиональные знания, совершенствует опыт, выводит педагогическое сообщество на новые пути развития, раскрывает новые возможности и в целом дарит радость общения.

Другой альтернативный уровень возможного взаимодействия – это параметр «учитель-учитель», это режим соперничества или конфронтации. Индивидуум при этом пытается достичь своих целей всеми доступными ему методами: убеждением или открытым конфликтом, демонстрацией своего превосходства, отчаянной борьбой за реализацию своих интересов путем навязывания другой стороне предпочтительного для себя решения. Обычные спутники режима конкуренции – тщеславие и честолюбие. К соперничеству приводит желание быть лучше других, успешнее, умнее и любимей.

Плюс конкурентного взаимодействия состоит в том, что высокий уровень мотивации к достижению успехов способствует развитию и самосовершенствованию человека, мобилизует его силы, вдохновляет, так сказать, на подвиги. Есть тут и подспудные нюансы, о которых следует знать. Так, если мы стремимся доказать свое профессиональное превосходство во время работы, то наше внимание раздваивается. На выполнение самого задания тратится меньше энергии. И наоборот, мы делаем всё, на что способны, когда работаем увлеченно и с интересом, но при этом нам «не дышат в спину».

В чем разница между конструктивным и деструктивным конфликтом? Одни конфликты заканчиваются тем, что забирают у нас энергию, мы перестаем справляться с основными обязанностями. А другие конфликты ведут к развитию. Когда мы чувствуем прилив сил, энергию, мы узнаем что-то новое. Мы становимся восприимчивыми к различиям. Я глубоко уверена: подлинная гармония – это не когда все поют одну ноту, а когда разные голоса дополняют друг друга.

 Мы начинаем «шевелить мозгами», когда с нами не согласны. Но различие мнений не будет деструктивным и истощающим только в культуре взаимного доверия и уважения. Что значит уважение? Уважать, это не просто разговаривать, приятно улыбаясь, это не просто слушать и смотреть человеку в глаза. Знаменитый философ Иммануил Кант в своё время утверждал, что уважение означает признание суверенного права другого быть не таким как вы лично. Признать суверенное право, то есть неотрицаемое право другого человека, думать иначе. Как обычно мы показываем в повседневной жизни свое неуважение человеку?  Например, прямо говорим: «Как ты можешь так думать? Как ты мог это сказать? Невероятно. По-идиотски. Абсолютно неприемлемо!». Хотя на самом деле мы по сути дела утверждаем следующее: «Как ты осмелился думать иначе? Ты должен думать, как я». Так демонстрируется неуважение. Уважение же предполагает признание права думать иначе. Это вовсе не означает что мы должны безропотно согласиться, но должны дать пространство для других мыслей. Это и есть уважение.

В нашей детской музыкальной школе, содействуя взаимному уважению и конструктивным конфликтам, мы создаём среду, в которой можно с уверенностью думать по-другому и выражать своё несогласие без опасений.

В данной статье мы многое оставили без должных комментариев. Поэтому пусть и вскользь обозначим несколько заслуживающих внимание штрихов.

Известный психолог С.В. Ковалев пишет, что если ты не способен к сотрудничеству, то переходи к соперничеству. Это гораздо лучше, чем компромисс. Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок. Выражается он в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, путём сглаживания разногласий и уклонения от обсуждения спорных вопросов. Эта стратегия, на наш взгляд, может быть рациональна только в том случае, если предмет разногласий имеет меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.

Отношения в коллективе со знаком минус – это уход, избегание, игнорирование, агрессия или апатия, это - самый низкий уровень взаимодействия. Будем помнить об этой опасности. «Конечная цель нашего существования – взаимодействие. Человек – существо социальное. Мы нужны друг другу, и всё тут», – пишет Ицхак Адизес, широко известный во всём мире автор книг по вопросам управления изменениями. Поэтому в заключение наших небольших педагогических размышлений хотелось бы пожелать коллегам активного сотрудничества, конструктивного контакта с родителями, взаимного понимания и уважения учеников.

 

 

Литература

1.         Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2017. – 184 с.

2.         Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М.: Роспедагентство, 1995. – 108 с.

3.         Боровиков Л.И. Личностно-созидающий подход в обучении музыкально одарённых детей // Музыка. Исполнительство. Образование. Межвуз. сб. тр. / Отв. ред. М.М. Берлянчик. Вып. 2. – Якутск: Изд-во «Якутский Край», 2010, – С.195–203.

 

Гнусина Татьяна Владимировна, преподаватель, 

Детская музыкальная школа № 1, г. Новосибирска 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"