Любовь и Доброта. Я верю в чудо…

Организация самоуправления в классном коллективе
 
Аржиловская Татьяна Ильинична
классный руководитель средней общеобразовательной школы № 56 г. Новосибирска
 
 
Не разуверюсь в том, что краше
Мир может стать с любовью в нем,
Любовь способна в мире нашем
Быть созидающим огнем.
 
Бывало в жизни не без шишек,
Но все ж по мере сил своих
Люблю девчонок и мальчишек,
Ведомых мною как родных.
 
В. Н. Покровский
 
 
Я люблю, когда наступает раннее утро и мы встречаемся; люблю, когда вижу их озабоченные лица на уроке; люблю их таких, какие они есть - мои неугомонные семиклассники.
Традиционно, принимая под свою опеку - после очередных выпускников - малышей-пятиклассников, очень трудно привыкаешь к ним. Господи! Ведь опять всё надо начинать сначала! А с чего, собственно говоря, я начинала? Да, старалась научить их быть дружными, ответственными, способными самостоятельно решать все самые трудные вопросы, стремиться совершать добрые, интересные поступки. Не всё, конечно, сразу получалось, но тем не менее предложенная когда-то мною модель самоуправления, модель жизнедеятельности «нашего города» - города славных жителей 5 «Б», затем 6 «Б», а сейчас 7 «Б» - прижилась. Девизом наших жителей стал следующий афоризм: «Гореть всегда, гореть везде, гореть на суше и воде!».
В чем же суть созданной нами организационно-педагогической модели классного самоуправления?
Возглавляет наш город мэр, ему помогают главы трех районов, а в каждом районе есть свои отделы. Соответственно, существуют руководители отделов. Таким образом выстраивается следующая структура деятельности классного самоуправления:
 
Структура классного самоуправления
 
М Э Р
 
 
ГЛАВЫ РАЙОНОВ
район «Факел»
район «Костёр»
район «Пламя»
 
 
Отделы
культуры
печати
образования
труда
и спорта
озеленения
шефской
помощи
 
Принимая во внимание индивидуальные и возрастные особенности ребят, учитывая свои профессиональные возможности, я с течением времени сформулировала для себя два следующих приоритетных принципа деятельности: прежде всего - принцип доверия и поддержки, а одновременно - принцип творчества и успеха. Принципы эти многократно проверены мною на эффективность в различных воспитательных ситуациях. Они - сквозные, для всех возрастных групп обучающихся.
 
Я выбираю всегда наиболее интересные для их возраста формы работы. Так, в пятом классе мы очень много играли. Дух игровой соревновательности между тремя районами просто захватил ребятишек. Они с азартом играли как в спортивные, так и в интеллектуальные игры, выпускали газеты к праздникам, трудились на субботниках, все три года были лидерами по сбору макулатуры.
Директор школы, наблюдая за неиссякаемой энергией моих воспитанников, доверяя нам, разрешила во второй половине дня, когда уроки у всех уже закачивались, проводить подвижные игры на всей территории школы. Тогда все «жители районов» на какое-то время становились кладоискателями. Глаза светились от радости - ведь школа в их распоряжении! Получив путевой листок, счастливые, они бросались по этажам выполнять очередное игровое задание…
Тогда, в пятом классе, мне очень хорошо помогали родители. Они не стеснялись играть вместе с нами. Казалось, будто в нашем Городе вырос еще один новый район, который старался ни в чем не отставать от «старожилов».
Через год, в 6-м классе, интерес к игре не пропал, но, как я предположила, нужен был другой соперник, с которым можно было достойно соревноваться. По этой причине мы объединили все наши массовые игровые мероприятия с учениками параллельного класса. На какой-то период жизнь ребят опять наполнилась новыми впечатлениями.
Но я понимала, что моим ребятам опять становится тесно в своем Городе. Тогда я все чаще и чаще стала привлекать их к участию в общешкольных и даже районных мероприятиях. Еще в пятом классе они вышли на сцену 129-й школы, представляя музей нашего образовательного учреждения, а потом неоднократно показывали презентацию гостям школьного музея.
Не удержусь, чтобы не привести здесь слова известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего, в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком». Бесспорно, совместная подготовка, потом все более нарастающее чувство ответственности каждого за итог мероприятия и, наконец, общая радость за то, что мы это успешно сделали, сплачивает ребят. Как следствие, дает некоторый примерный эскиз и отрабатываемой мною технологической воспитательной модели.
Несколько слов о содержательном аспекте моей воспитательной работы с классным коллективом. Как руководитель школьной поисковой группы, я всегда старалась заинтересовать, привлечь ребят к этому благородному делу. Сначала подключила желающих участвовать в литературно-музыкальной композиции «Поиск продолжается…», а весной уже двоих своих мальчишек провожала в экспедицию «Поиск МГиВ» («Мужество, героизм и воля»), которая занимается поиском, подъемом и перезахоронением останков воинов, павших в годы Великой Отечественной войны под Ленинградом. Летом в экспедиции участвовали уже трое моих шестиклассников.
Тем временем девчонки нашли себе дело по душе. Шесть человек стали заниматься восточными танцами и с удовольствием выступать на всех общешкольных мероприятиях. Четверо увлеклись вокалом и тоже стали проявлять активность в этом направлении классной досуговой деятельности.
В этом учебном году мои повзрослевшие семиклассники лидируют почти на всех общешкольных мероприятиях. Я рада этому. Они - участники литературно-музыкальной композиции «900 дней мужества», посвященной 65-летию со дня снятия блокады Ленинграда, участники многих научно-практических конференций, городского конкурса «Дорогами школьных музеев», ледового лыжного перехода по Оби по маршруту «Новосибирск - Боровое - Новопичуги», инициаторы и исполнители театрализованных праздников для малышей. А группа «Неугомонная семерка» стала дипломантом на Межрегиональной образовательной выставке «УЧСИБ-2009» в номинации «Классная компания».
Удивительно: о самоуправлении мы теперь почти не говорим, все встало на свои места, поэтому каждый знает, за что он конкретно отвечает. Я тоже знаю, что в моем классе есть ответственный, который, например, закажет и накормит ребят обедами; что мне обязательно напомнят об очередном имениннике; что старший дежурный самостоятельно составит график дежурства по классу и по школе и что в субботу в дневниках будут выставлены оценки и мне останется лишь их проверить и расписаться.
А еще в классе есть тот, кто вполне профессионально нарисует любую газету для конкурса. Есть спортсмены, выступающие на соревнованиях за Новосибирск, инициаторы интересных, необычных дел и мероприятий. Есть просто 14 мальчишек, для которых даже десятиклассники не являются соперниками в спортивных массовых эстафетах, и 14 очень разных девчонок, с которыми необычайно интересно работать.
 
Методический опыт
 
«Распахните сердца свои для любви и добра…»
Разработка классного часа для шестиклассников
 
Основные задачи:
1. Способствовать сплочению классного коллектива.
2. Развивать умение доброжелательно относиться к окружающим, находить хорошие качества в каждом человеке.
3. Укреплять представление о радости человеческого общения.
4. Развивать способность к самопознанию в области осмысления своих чувств и отношений с другими людьми.
 
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная установка, аппликация из дерева на доске, заготовки листьев дерева, свечи, костюмы к сказкам.
 
Ход мероприятия
 
На доске перед классом написан эпиграф проводимого мероприятия:
«Как бы жизнь ни летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей».
 
Учащиеся, разделившись на три команды, рассаживаются. Каждая команда располагается за одним столом. На столах, посередине, на блюдце стоит свеча. Классный руководитель просит зажечь её. Ребята в недоумении: ведь нельзя зажечь свечи без спички. Тогда учитель дает спички и, когда свечи загораются, объясняет, что как свеча не может гореть и светить без спичек, так и человек не может жить без любви и добра.
 
Классный руководитель: - А теперь я попрошу капитанов команд подойти к доске, на которой прикреплено очень необычное дерево - это дерево Доброты. Пока на нем нет ни одного листочка, но я уверена, что к концу нашей встречи на нем будет густая листва.
А сейчас пусть капитаны команд из моего букета на столе возьмут по одному листочку и на обратной его стороне прочитают название своей команды. Затем листочки прикрепят к дереву Доброты.
Итак, у нас получились три команды:
1. Добросердечные.
2. Добросовестные.
3. Доброжелательные.
Заметили ли вы, что в названии ваших команд есть что то одно, общее, объединяющее их. Что это?
 
Ответы ребят.
 
Классный руководитель: - Прочтите, пожалуйста, слова, которые я выбрала в качестве эпиграфа для нашего классного часа. Вы, наверняка, поняли теперь, что я предлагаю вам поговорить о доброте.
 
Классный руководитель читает стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела»:
Мне с отчимом невесело жилось,
Всё ж он меня растил -
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал, -
Рассказывает мать, -
День ото дня
Всё чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так её люблю,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог -
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима, и бабка умерла…»
 
Классный руководитель: - Что такое доброта? Как бы вы объяснили значение этого слова? Давайте поразмышляем вместе.
У вас на столах лежат заготовленные листочки для нашего дерева. Через минуту вы зачитаете подготовленные на них ответы.
 
Музыкальная пауза.
Ответы ребят - листочки - прикрепляются к дереву.
 
Классный руководитель: - Давайте для начала послушаем, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, поэты и писатели.
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
В толковом словаре С. И. Ожегова написано: «Доброта - это отзывчивость, душеное расположение к людям, стремление делать доброе. Добрый - соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…».
 
Учитель, зачитав высказывания-«листочки», прикрепляет их к дереву.
 
Классный руководитель: - Ребята, озвучьте теперь высказывания, которые у вас имеются.
 
Ребята зачитывают высказывания и прикрепляют листочки к дереву.
 
Команда «Добросердечные»
Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.
Лев Толстой
 
Команда «Добросовестные»
Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.
Сенака, римский философ, I век до н. э.
 
Команда «Доброжелательные
Доброта - она превыше всех благ
Максим Горький
 
Классный руководитель: - Ребята, вспомните рассказ Константина Паустовского «Тёплый хлеб». О чем он?
 
Учащиеся кратко пересказывают рассказ.
 
Классный руководитель: - Кто поступил жестоко? Как победила доброта?
А теперь, ребята покажут нам инсценировку небольшого фрагмента из хорошо всем известной сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
 
Учащиеся показывают отрывок из сказки.
 
Примерный вывод: как хорошо, что и здесь победила доброта.
 
Классный руководитель: - Я тоже вспомнила одну сказку. Кратко перескажу ее вам.
 
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай и…»
 
Кто из вас продолжит эту сказку?
 
Ребята предлагают свои варианты завершения этой сказки.
 
Классный руководитель: - А было все так. Добро попробовало соленый чай и сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро оплатило Злу добром.
Есть туркменская пословица: «На добро отвечать добром - дело каждого, а на зло добром - дело отважного».
Вам было дано домашнее задание к этому классному часу - выучить стихи о доброте.
Слово - команде «Добросердечные».
 
Ребята читают стихотворение:
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
 
Классный руководитель: - Издревле доброта очень ценилась на Руси. Даже имена и фамилии были с корнем «добр-». Вспомним такие известные вам фамилии, как Добролюбов, Добронравов, вспомним имя Добрыня.
Ребята, когда вы готовились к этому мероприятию, у вас было групповое задание - найти как можно больше пословиц и поговорок о доброте и вежливости, попытаться объяснить их значение.
 
Выступления представителей групп. После каждой из зачитанных пословиц, на дереве Доброты должен появляться новый листок.
 
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
Доброта - язык, на котором могут говорить немые и который глухие могут слышать.
Добрыми делами славен человек.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
 
Классный руководитель: - Молодцы! А теперь предоставим слово команде «Добросовестные».
 
Ребята читают стихотворение А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
 
Классный руководитель: - Но мы не должны забывать ещё и о братьях наших меньших. Давайте поговорим об отношениях человека и животных. У кого из вас есть домашние животные? Как вы к ним относитесь? Как они к вам? Чем платят вам ваши любимцы за вашу доброту?
 
Учащиеся рассказывают о своих питомцах.
 
Классный руководитель: - Но, к сожалению, бывают такие случаи, когда сердце у некоторых людей черствеет и человек предаёт друга. Как реагирует животное на это?
Слово предоставляется команде «Доброжелательные».
 
Ребята читают стихотворение Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге»:
Хозяин погладил рукою лохматую рыжую спину:
«Прощай, брат, хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину».
Швырнул на скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа спросил:
«Что, оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы,
А то ведь простая дворняга!»
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали,
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь.
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камень разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти открытой.
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги…
Старик, ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги.
А сердце - чистейшей породы.
 
Классный руководитель: - Вы, конечно, поняли основной смысл нашего сегодняшнего классного часа: «Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили».
Итак, добро начинается с любви ко всему живому. Доброта помогает людям жить, творить, делать жизнь более осмысленной, красивой. Этому надо учиться всю свою жизнь. Посмотрите теперь, какой густой стала крона нашего дерева - дерева Доброты!
Мне очень хочется верить, что после сегодняшнего мероприятия мы не только зажгли свечи на ваших столах, но и в ваших сердцах стал ярче гореть свет добра, ведь его порой нам так не хватает!

А теперь я прошу вас в завершение нашего классного часа взяться за руки и всем вместе спеть песню «Дорогою добра». 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"