Педагог дополнительного образования: выбор профиля в контексте культуры

 Беседа главного редактора журнала «ВиДО» Л. И. Боровикова с Ниной Александровной Минулиной, кандидатом педагогических наук, деканом факультета культуры и дополнительного образования Новосибирского государственного педагогического университета

 Леонид Боровиков: Нина Александровна, какое принципиально новое содержание, какой особый смысл добавляет слово «культура» к официальному наименованию Вашего факультета - «Факультет культуры и дополнительного образования»?

Нина Минулина: В слове «культура» заключена специфика всего содержания деятельности нашего факультета. Ведь здесь реализуется такое методологически основополагающее для нас направление профессиональной подготовки, как «Народная художественная культура», относящееся, по принятой государственной классификации, к укрупненной группе специальностей «Культура и искусство». Именно с направления «Народная художественная культура» когда-то начиналась вся образовательная деятельность нашего факультета. К настоящему времени мы реализуем весьма широко представленный спектр таких остро востребованных практикой направлений, как «Хореография», «Декоративно-прикладное творчество», «Теория и история народной художественной культуры» и др.

 

Кроме того, сразу замечу, что в Новосибирске нет как такового Института культуры и искусств. Поэтому мы в определенной мере претендуем на данную сферу образовательной деятельности. Вернее, на то, чтобы заполнить нишу в подготовке высококвалифицированных кадров для ведомства культуры и, конечно же, для системы образования - общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, районных многопрофильных учреждений дополнительного образования детей и взрослых.
 
Л. Б.: Истоки Вашего факультета берут свое начало в общедоступном когда-то для всех студентов педагогического института факультете дополнительных профессий. Не вредит ли избранный Вами курс на углубленную специализацию гибко реализуемому раньше принципу общедоступности? Не пострадают ли в отдаленном будущем учащиеся системы общего образования - и на селе, и в городе. Насколько узко специализироваными являются у Вас стандарты профилей профессиональной подготовки?

 Н. М.:Все реализуемые на факультете учебные планыи программы сосредоточены у нас на двух следующих кафедрах -кафедре народной художественной культуры и музыкального образования и кафедре социально-культурной и библиотечной деятельности. Учитывая столь непростые сегодня социально-экономические условия массового культурно-образовательного дела, мы стремимся подготовить своих выпускников к предельно широкому фронту педагогических работ - как в учреждениях сферы образования, так и культуры. Им необходимо обеспечить профессиональную занятость.

Четыре направления целевой профессиональной подготовки реализуются в настоящее время у нас на факультете. Это:
  • «Педагогическое образование»;
  • «Библиотечно-информационная деятельность»;
  • «Социально-культурная деятельность»;
  • «Народная художественная культура».

Каждое из указанных направлений, включает в себя несколько профилей, которые представлены в виде специально подготовленной нами структурно-содержательной модели (см. тонированную вкладку в середине настоящего выпуска журнала «ВиДО»).

Л. Б.: А насколько широка география поступающих к Вам абитуриентов?
Н. М.:От Урала до Забайкалья.
 
Л. Б.: Но ведь в каждом из окружающих Новосибирскую область регионов, краев и областей есть свои институты культуры и искусств? Откуда же возникает такой поток желающих учиться именно у Вас? Почему к Вам поступают из других регионов? Ведь с экономической точки зрения это чистое расточительство родительских, да подчас и своих собственных финансовых средств?

 Н. М.: Зачастую суть дела здесь решает как минимум личность того или иного преподавателя, его авторитет, статус, популярность его имени в том или ином конкретном профессиональном сообществе. Этими обстоятельствами как раз и определяется во многих случаях выбор абитуриентами именно нашего факультета. И все это, несмотря на значительные расстояния, большую географическую удаленность от места постоянного проживания нашего будущего студента. Особо подчеркну: как и во всяких творческих специальностях, наши будущие абитуриенты хотят получить качественное профессиональное образование у конкретного специалиста, у авторитетного мастера своего дела, а значит, едут они фактически на имя, чтобы на деле приобщиться к традициям той или иной профессиональной школы. Кроме того, в настоящее время у нас на факультете работает замечательный педагогический состав талантливых преподавателей-профессионалов, который вольно или невольно создает уникальную, творчески насыщенную атмосферу профессионально-образовательного общения. Это тоже немаловажный фактор имиджевой привлекательности нашего факультета, ну, а самое главное - все ценностно-смысловые и коммуникативно-образовательные ожидания поступающих, как правило, впоследствии удовлетворяются в полной мере.

И, наконец, сам социальный статус Новосибирского государственного педагогического университета, его авторитет в последнее время в рейтинге вузов России значительно вырос: в обретении такого статуса обычно имеется в виду и качественная научная сторона деятельности учреждения, и процент трудоустройства выпускников и, конечно же, творческие достижения студентов и преподавателей в сфере культуры. Последнее для нас особенно важно. Вот свежий пример. Прямо сейчас, во время нашей с вами беседы, студенты факультета культуры и дополнительного образования возвращаются из Волгограда, где они стали лауреатами первой степени в престижном международного конкурсе по хореографии, а второе место в этом же конкурсе заняли в весьма непростой для победы номинации - «Современная хореография», причем не с преподавательскими, а со студенческими постановками.

 

Л. Б.: А вот то объективное обстоятельство, что в составе сегодняшнего Новосибирского государственного педагогического университета Вы представляете собой всего лишь отдельный факультет, а не целостное структурное образовательное учреждение - Институт культуры и искусств, не вызывает у Вас ощущение некоторой покинутости, обделенности, ощущение как бы отдельной песчинки, заброшенной в океан несколько иной, не совсем близкой для Вас «педагогической массы»?

Н. М.: Наш факультет - это своеобразное лицо университета, его оригинальная визитка. Фактически любые массовые мероприятия, будь то светские праздники, или праздники народные, а также наиболее крупные городские и областные акции, как правило, не обходятся без нас - везде мы желанные гости и обязательные участники, везде - достойные представители Новосибирского государственного педагогического университета.

 

Л. Б.: А какое, на Ваш взгляд, самое важное, стержневое, исходно нужное для успешной практической деятельности в сфере дополнительного образования детей качество личности студентов наиболее трудно поддается формированию в течение всех пяти лет обучения в вузе? Что это? Самостоятельность? Креативность? Усидчивость? Собранность? Либо - особое, добросовестное, искреннее, преданное, творчески мотивированное отношение к выбранной профессии? Над чем усиленно приходится работать сегодня всей Вашей дружной профессорско-преподавательской команде?

Н. М.: Трудно сказать.Думаю, что здесь необходимо вести речь об упорядоченной совокупности всех перечисленных вами качеств личности будущего профессионала. Но есть в настоящее времяи определенные содержательно-методические нюансы, остро продиктованные требованием времени. Так, сегодня приоритетное внимание мы уделяем вопросу овладения нашими выпускниками новыми информационными технологиями. Практически все культурно-образовательные учреждения оборудованы современной аппаратурой и будущий педагог, наш выпускник, должен, вне всякого сомнения, в совершенстве владеть ими, умело пользоваться такой техникой как неотъемлемым элементом своей повседневной практической работы. Ну и конечно же, много внимания мы уделяем вопросам повышения компетенции наших студентов как будущих педагогов. Здесь приоритетным ориентиром для нас является умение будущих педагогов оказать психологическую поддержку детям, установить доверительный контакт с различными категориями детей. Реально такие профессионально важные умения отрабатываются в основном в процессе педагогической практики. Может быть, поэтому на нашем факультете один из самых больших, в сравнении с другими факультетами, список баз практики. А наши студенты, даже в период учебно-наблюдательной практики, оказываются очень востребованы в самых различных культурно-образовательных учреждениях. Их стараются - начиная уже со второго курса, когда приходит пора впервые выходить на педагогическую практику - активно привлечь к самостоятельной, творчески ориентированной работе.

Л. Б.: А вот когда к Вам только поступают абитуриенты, можете ли Вы сразу безошибочно разглядеть у них «жилку будущей талантливости»? Или здесь все же случаются какие-то ошибки?

 Н. М.: Тут все зависит от выбираемого абитуриентом профиля. На те профили, которые, если так можно выразиться, готовят педагогов общего плана профессиональной культурно-центрированной подготовки, мы берем практически всех - в зависимости, конечно, от наличия выделенных министерством мест и сданных вступительных экзаменов. А на других есть так называемый творческий экзамен, на котором мы как раз и пытаемся разглядеть способности. Именно здесь абитуриенты представляют себя как творческую личность, потенциально обладающую способностями и талантами. На таком творческом экзамене под разными углами зрения мы анализируем содержание представленного поступающим портфолио. Ну а для ряда профилей, таких, например, как «Музыкальное образование», необходимо иметь специальную подготовку в объеме музыкального колледжа, аналогичным способом ведется отбор на профиль «Хореографическое образование», где без специальной подготовки просто не обойтись.

 Л. Б.: А ошибки в Вашей «входной», то есть вступительной, диагностике бывают? К примеру, на творческом собеседовании Вам показалось, что абитуриент подает большие надежды, реально имеет значительные перспективы своего творческого развития, а потом вдруг все как бы сравнялось, развеялось и студент этот становится вполне обычным, заурядным, так сказать, среднестатистическим, ничем не примечательным в творческо-созидательном отношении?

 Н. М.: Ошибки? Конечно, никто не застрахован от ошибок. Бывает, что делаешь ставку на одного студента, а реально профессиональный талант и способность более полно раскрываются совсем у другого. Ведь творчество - это непредсказуемый процесс. Случается и так, поступает к нам, например, человек опытный, уверенный в себе, а потом он несколько расслабляется в процессе обучения, и в итоге - те, кто старается всеми силами, удерживаются на плаву, и они показывают более высокие конечные результаты.

 
Л. Б.: А вот слаженная, творчески устремленная команда Ваших преподавателей факультета, это ведь тоже следствие довольно длительного пути развития? Каковы установочные управленческие идеи Вашей кадровой политики?

Н. М.: Здесь, конечно же, исключительно большой вклад принадлежит первому декану нашего факультета, вдохновителю самой идеи создания такого факультета -Маргарите Ивановне Стрельцовой. У нас действительно слаженный, мобильный профессорско-преподавательский коллектив, причем каждый его участник -это всегда уникальная личность, за которой хочется идти, с которой хочется творчески сотрудничать. Это становится особенно ясным, когда мы готовим какое-то крупное массовое мероприятие. В нем обычно участвуют все: кто-то работает со сценарием, кто-то готовит аранжировки, кто-то оформляет сценку, кто-то готовит хореографическую часть и т. д.

 
Л. Б.: А как организуется студенческая жизнь?

Н. М.: У нас проводится масса объединяющих студенческое сообщество мероприятий, работают разнообразные творческие объединения, которые могут посещать студенты. Это, например, клуб интеллектуальных игр «Сократ» и туристический клуб «Ювента», который уже много лет существует в институте, а сегодня работает на базе нашего факультета, весьма популярная «Фольклорная студия», с которой совсем недавно мы ездили на гастроли в Германию и многое другое. Так что возможностей реализовать себя за пределами обязательного учебного плана у нас на факультете действительно много.

 
Л. Б.: Нина Александровна, верите ли Вы в то, что для системы дополнительного образования необходима некая особая одаренность, своего рода личностно-психологическая предрасположенность практического педагогического работника именно к такому виду профессиональной деятельности?

 Н. М.:Безусловно да, верю. Об этом свидетельствуют и многочисленные факты, наблюдения, исследования. Такой педагог-практик должен, прежде всего, любить детей, затем быть креативным, то есть творчески ориентированным, целеустремленным и, наконец, стремиться к своему постоянному самосовершенствованию.

 
Л. Б.: А может, должен быть стрессоустойчивым?

 Н. М.: Стрессоустойчивым? Нет, мне кажется, это качество более необходимо сегодня школьным учителям.

  
Л. Б.: А как Вы лично пришли в систему дополнительного образования?

 Н. М.: Благодаря своей дочери. Когда ей исполнилось полтора года, я сразу же стала думать - как помочь ей гармонично реализовать себя? Поиски и размышления привели меня в школу раннего развития, а мое знание фольклора помогло мне устроиться там же на совмещаемую работу - стать педагогом дополнительного образования, вести занятия с детьми младшего дошкольного возраста.

 
Л. Б.: А сейчас, будучи деканом факультета, Вы уже не связаны так тесно с педагогической практикой? Не работаете с детьми?

 Н. М.:Работаю, преподаю в Школе русской традиционной культуры «Васюганье» Дома детского творчества «Центральный» города Новосибирска.

 
Л. Б.: Творческих Вам успехов и всего самого доброго!

Н. М.: Спасибо.

 

Учредители: Министерство образования Новосибирской области
и Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Copyright © 1999-2011 "Сибирский учитель"