Создание единого воспитательно-развивающего пространства лицея: принципы, условия, механизмы

 

Новый федеральный государственный образовательный стандарт является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих образовательных государственных нормативно-регламентирующих документах. Однако несомненными отличиями ФГОС являются: особое внимание к освоению образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение педагогически более эффективных образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; отработка максимально гибких, динамичных механизмов социальной мобильности всей педагогической системы.

В рамках активно внедряемого в России ФГОС значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В приоритетные целевые задачи воспитательной деятельности включено активное вовлечение ребят в исследовательские и творческие проекты, спортивные мероприятия, в ходе которых обучающиеся научатся изобретать, понимать и осваивать новое, в социально-психологическом плане стать более открытыми и способными адекватно выражать собственные мысли, уметь принимать ответственные решения и помогать друг другу, формулировать и реализовать свои интересы, осознавать свои собственные потенциальные возможности развития. В совокупности это и означает существенное возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой открываются дополнительные возможности для самореализации и интенсивного творческого развития каждого.
Впервые в государственных нормативно-правовых документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. При этом подчеркивается важность организации занятий по интересам, необходимость приведения таких занятий в соответствие не только с потребностями детей, но и фактическими возможностями их здоровья.
Итак, одной из существенных особенностей вводимых федеральных государственных стандартов является необходимость более вдумчивой организации второй половины дня учащихся. Следует выстроить такую модель организации внеурочной деятельности, которая будет, по нашему концептуально-методическому видению, формировать единое воспитательно-развивающее пространство лицея, а значит, в кратчайшие сроки давать требуемые стандартом воспитательно-развивающие эффекты.
Для профессионально грамотной организации внеурочного воспитательно-образовательного процесса необходимо понимать значение используемых терминов.
Термин «внеурочная деятельность» (как и обозначаемая им часть жизнедеятельности школы) не является абсолютно новым. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой составляющей выполняемых им воспитательных и  творчески побуждающих функциональных обязанностей. Однако научный смысл и значение этого понятия менялись со временем и зависели от приоритетов, мировоззренческих установок исследователя, идеологических и культурных требований общества. Сегодня это одна из сфер для поиска школой своих собственных, вариативных, комплексно-интегративных способов организации творчески ориентированной жизнедеятельности обучающихся. В состав различных видов внеурочной деятельности входят следующие: факультативные занятия, занятия в кружках и секциях; клубы и любительские объединения; школьные и внешкольные праздники, фестивали, соревнования.
Внеурочная деятельность -- деятельность вне уроков и не обязательно в школе. 76 % учащихся нашего лицея занимаются в центрах дополнительного образования Ленинского района и в целом города Новосибирска.
Дополнительное образование - это система творческих объединений школьников по интересам (клубы, секции, студии, ансамбли и пр.), соответствующих различным направлениям (художественному, спортивному, экологическому, биологическому, техническому и т. д.).
Что же такое модель организации внеурочной деятельности?
В образовании модель рассматривается, прежде всего, как конкретная организационная система, обеспечивающая существование и развитие всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями, а также и родителями. Иными словами, это и есть осуществляемая нами текущая работа по созданию единого воспитательно-развивающего пространства внутри образовательного учреждения. В качестве такового пространства мы понимаем пространство жизнедеятельности обучающихся, где превалируют определенные интересы, тип мышления, вырабатывается и устойчиво функционирует собственный язык общения, существуют некие собственные «культурные «коды», делающие данную модель непохожей на какую бы то ни было другую.
Таким образом, модель - это схематическое отображение существующей образовательно-воспитательной практики или ее фрагментов.
Для успешного решения задач модернизации, каждому образовательному учреждению необходимо определить, какая модель будет удовлетворять всех участников образовательного процесса, ведь только тогда она будет работать.
Существует множество разнообразных моделей, из которых педагогическому коллективу лицея можно выбрать для себя наиболее приемлемую:
1.Школьная (закрытая) - используются преимущественно собственные возможности образовательного учреждения.
2.Школьно-внешкольная - строится на ресурсах своего учреждения с привлечением кадрового и научно-методического потенциала учреждений дополнительного образования.
3.Социокультурная - ведется сотрудничество не только с учреждениями дополнительного образования, но и культуры, спорта, медицины и пр.
4.Модель «Мозаика» - внеурочная деятельность представлена традиционным набором кружков и секций, работающих преимущественно для учащихся одной возрастной группы.
5.Модель «Хоровод» - отличается большей организованностью, усложнением связей между объединениями, секциями, руководители которых в той или иной степени сотрудничают друг с другом.
6.Модель «Клуб» - в центре такой модели - клуб, студия, театр, объединяющие активную часть учащихся и педагогов. Является комплексной по содержанию. «Притягивает» к себе другие творческие объединения.
7.Модель «Соты» - единая сеть нескольких основных ячеек, каждая из которых представляет собой мини-модель клубного типа с ядром в центре и различными «привязанными» к нему секциями и кружками.
Но возможно ли формирование единого воспитательно-развивающего пространства лицея без включения в модель основного образования? Понятно, что как таковой учебно-воспитательный процесс не разделим, он целостен. Значит, эти два ключевых для педагогики понятия не могут существовать отдельно.
Стандарты второго поколения затрагивают и основное образование. Они предъявляют качественно новые требования к образовательному процессу. Именно основное образование задает приоритетные направления в системно обновляемой организации внеурочной деятельности. Для нас это те направления, которые объединяют интересы всех участников образовательного процесса, при которых переход «уроки - внеурочная деятельность» гармоничен.
Если это действительно так, то тогда нам следует остановить свое пристальное исследовательско-аналитическое внимание на еще одной модели - интеграционной. Такую модель в педагогическом коллективе нашего лицея мы рассматриваем как прогностическую, включающую в себя наиболее важные качественные характеристики уже известных моделей и те желательные свойства, которые еще предстоит приобрести. В этом смысле она является инновационной, позволяющей с максимальной полнотой использовать потенциал внеурочной деятельности и системы дополнительного образования детей. При этом две данные сферы так называемого «неформального» образования могут быть тесно связаны с основным образованием, компенсируя в значительной степени те области знаний, которые отсутствуют в учебном плане. Именно таким образом в лицее создается единое образовательное пространство с полноценной учебной деятельностью и условиями для развития ребенка, целенаправленно ориентирующее его на базисные виды деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, социально-адаптационной). Постепенно вся наша воспитательная деятельность обретает очертания своеобразного «Дома детей и взрослых» (а не отдельного кружка или секции), куда обучающиеся приходят для творчества, общения, игры.
Создаваемая структура ценностных образовательных отношений позволяет школьнику, выразившему желание перейти от классно-урочной системы к свободно избираемым занятиям творчеством, не просто «записаться в кружок», а попробовать себя в разных видах деятельности, найти что-то близкое своим интересам. Выстраивание индивидуального маршрута развития личности - главная задача педагогов, обеспечивающих работу такой модели.
Истинная педагогическая ценность интеграционной модели состоит в структурной и организационной гибкости, легкой адаптации к социокультурным условиям и традициям учреждения. Ее можно рассматривать как путь эволюционного разрешения многих проблем и противоречий, существующих в общем образовании. Данная модель, вбирая в себя новое, не отказывается от достижений и опыта внешкольного образования, создает условия для компенсации недостатков общего образования. Это своеобразная лаборатория инноваций, «выращивания» действительно современных педагогических технологий.
Как такая модель формируется в нашем лицее?
Прежде всего, это достигается следующими алгоритмизированными шагами:
  • включение учащихся в различные учебные сообщества;
  • поддержка процесса самоопределения личности: возможность решать проблемы в различных сферах деятельности и, соответственно, приобретать уникальный опыт;
  • сотрудничество с центрами дополнительного образования, спортивными секциями и школами, учреждениями культуры, а также с высшей школой.
Системно-комплексная интеграция основного и дополнительного образования строится на следующих принципах:
1.Принцип преемственности: урок -внеурочная деятельность по предмету: спецкурсы по предметам, элективные курсы, проектная деятельность (пресс-центр, спецкурс по физике, робототехника и др.).
 
2.Принцип взаимодействия: дополнительное образование лицея - центры дополнительного образования района и города.
Особо тесное взаимодействие сложилось у нас с районным Домом детского творчества им. В. Дубинина. Уже несколько лет педагоги этого многопрофильного учреждения дополнительного образования детей работают с учащимися нашего лицея по самым разным направлениям образовательной деятельности. Одним из наиболее популярных направлений на сегодняшний день является художественно-эстетическое. Стоит особо отметить дизайн-студию «Веснушка», которой руководит Г. А. Исаева. Галина Александровна - это педагог, который творит чудеса. В студии ребята учатся рисованию, росписи по ткани, бумагопластике и многому другому. Педагог активно использует в работе проектную деятельность. Это, к примеру, проекты «Новогодний лицей», «Дизайн-отряд», «Кошки» и др.
Много лет наше образовательное учреждение сотрудничает с различными центрами дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, что привносит свои весомые результаты, прежде всего, благодаря сетевому способу организации сотруднического взаимодействия.
Учреждение культуры - библиотека им. П. П. Бажова - уже много лет составляет совместный с лицеем план работы по необходимым для нас направлениям и темам. Занятия проходят как в стенах библиотеки, так и в лицее.
С большим удовольствием сотрудничают с лицеем в подготовке и проведении праздничных концертов для жителей микроучастка воспитанники и педагоги хоровой детской музыкальной школы № 19, Дворца культуры им. Ефремова.  

3.    Принцип сотрудничества: лицей - родители, общественность.

 

Анализ профессиональных видов деятельности родителей выявил, что их спектр очень широкий. Таким образом, нам предоставляется уникальная возможность проведения тематических классных часов, выездных экскурсий на предприятия города. Этот образовательный, воспитательный и развивающий ресурс следует психологически и педагогически грамотно освоить. Такое взаимодействие способствует налаживанию содержательно емких, действительно сотруднических взаимоотношений семьи и школы.
Пока сложно делать какие бы то ни было обобщающие педагогические выводы и давать методические рекомендации. Поэтому ограничимся только некоторыми штрихами и замечаниями. Сразу оговоримся, все направления, спецкурсы, студии, секции, которые организованы на базе лицея, а также секции и объединения других центров образования абсолютно бесплатны. На этой «бесфинансовой» основе мы и сотрудничаем со своими образовательными партнерами. Главные психолого-педагогические принципы работы всех объединений во внеурочной и внешкольной деятельности - добровольности и дружелюбия, а также опоры на интерес - ведь только при этом условии ребенок сможет гармонично развиваться как самостоятельная, ответственная, творчески ориентированная личность.
И еще один важный момент. Замечали ли вы такую зависимость? В начальной школе большое число детей учится на «хорошо» и «отлично», и дополнительная занятость составляет 92 %. Это и есть, на наш взгляд, выражение прямой зависимости, взаимосвязи основного и дополнительного образования. Ребенок учится достигать какого-то результата, учится трудолюбию, терпению, усидчивости. Если это так, то стоит задуматься и о занятости учащихся средних и старших классов.
…Наши дети - это наше будущее. И если мы хотим сделать его светлым и радостным, то нам, педагогам, совместно с родителями необходимо приложить как можно больше системно скоординированных усилий, которые обеспечат педагогически прогнозируемые результаты.
Успехов вам всем в этом нелегком деле.
 
Андрей Анатольевич Дорожков,

заместитель директора по воспитательной работе
лицея № 136, г. Новосибирск

 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"