Развитие творческого потенциала личности на основе психофизиологического подхода

 
Как это не покажется сегодня странным, но первоначальное значение слова «школа» в переводе с греческого (scholē) было «досуг». Ведь именно «свободное времяпрепровождение в беседах с философами» в те давно ушедшие времена связывалось с содержанием, которым в наши дни мы привычно наполняем термин «учебный процесс» или, в более широком плане, «процесс школьного обучения». Однако давайте задумаемся, приносит ли современный школьный образовательный процесс тот исключительно ценный интегративный результат, который достигался «занятиями на досуге»? В частности:
-саморазвитие личности (осуществляемое в ходе занятия учебой, искусством, физической культурой, общественной, политической деятельностью и помогающее сформировать настоящую - целостную личность);
-реализацию в открытом социуме собственного личностного потенциала (что в принципе возможно только тогда, когда у человека имеется некоторый избыток свободного времени - ему уже не нужно бороться за свое выживание, и что, собственно говоря, создает самое главное достояние нации - потенциал ее развития);
-отдых от трудовой деятельности (и следовательно, обеспечивающий восстановление, сохранение, укрепление здоровья).
К сожалению, в современной общеобразовательной школе (как «малом социуме») и в открытой социальной среде («большом социуме») мы наблюдаем ровно противоположные свойства и характеристики.
У обучающихся чаще всего формируется стандартизированная мотивация «достижения цели любой ценой», которая, по существу, прямо не связана с учебной деятельностью и которая по большому счету подменяет мотивацию истинного познания - ту мотивацию, которая необходима для полноценного саморазвития личности. Общепризнанный факт: средние показатели по уровню продуктивного и дивергентного типов мышления, связанные с творческим потенциалом и его деятельностным проявлением, в нынешних общеобразовательных школах к периоду выпускных классов становятся гораздо ниже, чем были в начальной школе.
Мотивация самореализации (и в «малом социуме», и в «большом социуме») находится в угнетенном состоянии не только у школьников, но и у их преподавателей. А если справедливо считается, что уровень зрелости личности напрямую связан с уровнем самоактуализации, то, следовательно, наша современная школа фактически не формирует зрелую личность.
Здоровье и состояние нервной системы учащихся за школьные годы значительно ухудшается.
Про репродуктивное и продуктивное мышление, мотивацию «самореализации-познания» образно и чрезвычайно точно сказал Петр Николаевич Лебедев, блестящий теоретик и практик, основоположник школы экспериментальной физики (напомним: Физический институт Российской академии наук сейчас носит его имя): «Книжный шкаф знает о физике больше меня, но он не физик, а я - физик».
К сожалению, современная система образования превращает наших детей в такие шкафы, которые набиты даже не знаниями, а отрывочными фрагментами, датами и чужими мнениями. Подростки, юноши и девушки не знают, как эта информация может быть им полезна в дальнейшей «взрослой» жизни, как ее преобразовать в навыки, которые позволили бы им стать успешными в разных сферах будущей жизни - в семейной, профессиональной, академической…
Справедливость данного перечня теоретико-методических утверждений, косвенно доказывается уже тем, что в ходе систематически проводимых нами лекций по психофизиологическим аспектам проблемы формирования и развития творческого потенциала личности обучающихся у слушателей рано или поздно возникает два самых показательных вопроса [1]:
- Что и как нужно делать, чтобы успешно выявлять и развивать этот самый творческий потенциал у обучающихся?
- Как этого в принципе можно добиться в условиях существующей массовой социально-педагогической системы, не входя с ней в неразрешимое противоречие?
Вопросы и правильные, и хорошие. Справедливости ради, следует сказать, что американский опыт массового тиражирования развивающих программ среди школ общеобразовательного уровня зафиксировал отрицательный педагогический результат [2; 3]. Такие программы оказались эффективны только в «авторском исполнении» (то есть в условиях той конкретной образовательной среды, которая была образована около самого автора и, если быть еще более точным, то и с тем конкретным персоналом, который работает в данном учреждении). А при формально-механическом перенесении авторского опыта в условия произвольно взятого образовательного учреждения все это создает только лишь сложности со стандартизацией учебного процесса и ничего более.
А в наших современных российских условиях всегда дает о себе знать и еще один - третий, пусть и молчаливый вопрос подростков, творческий потенциал которых мы собираемся развивать: «Если вы все такие здесь умные, то почему же не являете собой эталон высокого социального благополучия, ваши глаза не светятся счастьем, а социальный статус не отмечен особенно высоким уровнем?» Более того, из интервью (в ходе наших психофизиологических исследований в разных городах) с людьми различных возрастов, чей интеллектуально-творческий потенциал выше среднего по стране, следует, что они запрещают себе быть счастливыми, радоваться самим и радовать своих близких…
Обратимся теперь к методико-психологической стороне дела - к работе с учителями. Мы полагаем, что нет практического смысла рассуждать как о достоинствах, так и о недостатках тех или иных программ курсов повышения квалификации для работников системы образования (обращенных к актуальным проблемам формирования и развития творческого потенциала школьников), если нет предваряющего принципиального ответа на все три, ранее сформулированных вопроса. Причем ответ должен быть не вербальный - сказанный словами или прочитанный по бумажке - а выраженный конкретными действиями, поступками и в целом образом жизни самого учителя. Именно поэтому наше глубокое теоретическое убеждение состоит в том, что действительно эффективный курс обучения учителей по данной профессионально-образовательной программе должен обязательно решать следующие задачи:
-обеспечивать практическую применимость усваиваемого материала курса в первую очередь к самим слушателям, то есть формирование у них самих особого рода умения - умения самостоятельно развивать свой творческий потенциал;
-формирование способности транслировать приобретенный опыт творческой самореализации тем, кого они обучают.
Таким образом, по нашему мнению, курс обучения практических педагогических работников необходимо составлять из трех взаимодополняющих блоков (в скобках указан минимальный объем требуемых академических часов):
-семинар-практикум по методико-психологическим основам использования индивидуально-ресурсных возможностей в процессе выявления и развития творческого потенциала как основы обеспечения учебно-дидактической (и профессионально-личностной) успешности (от трех академических часов);
-семинар-практикум по социализации слушателей (именно к той реальной жизни, которая происходит за окном учебной аудитории, а не представлена какими бы то ни было книжными ее искажениями) с использованием разрабатываемого нами индивидуально-ресурсного психофизиологического подхода. Этот подход разделяет понятия «успех» (только результат) и «успешность» (результат, способ его достижения и «стоимость», которую платят за это наша психика и наше тело) (от трех академических часов);
-комплекс тренингов по выработке и закреплению именно тех навыков, которые позволят слушателям «пропустить через себя» весь материал курса.
Конечно, нет такого универсального курса, который дал бы больше того, что способен «взять» сам слушатель на данном этапе своего индивидуального развития. Тем не менее практика работы с учителями убеждает, что любая группа курсантов будет эффективно и слажено участвовать в учебном процессе только тогда, когда ее состав будет более или менее однороден. Поэтому отбор слушателей в учебную группу должен осуществляться не только по одним внешне-формальным признакам (опыт работы, должность, стаж, уровень образования и др.), но и по содержательным, внутренним, качественным характеристикам личности - в частности, по уровню интеллектуально-познавательной мотивации, по степени достигнутой самореализации, наличию установки на раскрытие своего творческого потенциала и др.
Такой отбор, на наш взгляд, не представляет особого труда, он предполагает применение нескольких анкет, тестовых заданий, проб (все это можно выполнить заочно) и инструментальных психофизиологических измерений (которые можно сделать в процессе курса). Полученная информация о личностных особенностях, интеллектуально-творческой сфере, адаптационных возможностях слушателей позволяет более эффективно настроить тренинги на реальные особенности данной группы.
 
Литература
2.    Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста / пер. с англ. 12-е изд. СПб. : Питер, 2012.

3.    Вергунов Е. Г. Психофизиологический анализ эмоциональных реакций старших школьников с разной академической успешностью : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 

Евгений Геннадьевич Вергунов,
психофизиолог, кандидат психологических наук,

 

г. Новосибирск 
Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"