Профессиональная успешность педагога в условиях села и города

 
 
Опыт сравнительного анализа
Ставшее в последние годы широкоупотребительным научное понятие «профессионализм», применительно к воспитательной деятельности педагога-практика имеет всякий раз свое конкретное выражение. «Линия водораздела» в научно-методическом анализе феномена «профессионализм современного педагога-воспитателя» может быть проведена не только через заурядное сравнение воспитательных и дидактических достоинств педагога-практика. Это может быть и более сложное социально-педагогическое сравнение по параметру «село -город».
Действительно, непредвзятый методический взгляд на социально-педагогическую сущность данной проблемы обнаруживает высокую степень различий в профессионализме сельского и городского педагога как воспитателя. Мы далеки от мысли о том, что лучше - профессионализм городского типа, либо сельского. Это, по нашему мнению, в принципе две весьма разнящиеся между собой вещи, знать особенности которых нелишне будет всем, особенно тем, кто, ослепленный туманом кабинетной педагогической науки, пытается в едином формате вести оценку качества профессиональной деятельности сельского или городского педагога-практика. Полезно будет поразмышлять на эту тему и будущим учителям, судьба которых по самым разным причинам может оказаться связанной с сельским социумом.
По большому счету качественно непохожий уклад жизни этих сообществ предопределяет описанные нами ниже различия в социальном заказе на воспитание. Вернее, на потенциальную успешность профессиональной воспитательной деятельности педагога-практика в условиях сельской или городской школы. Различия в обучении тоже есть, но их обсуждение мы оставим за скобками настоящей статьи.
Каковы же составляющие личностно-профессиональной готовности современного педагога-практика к воспитательной работе в сельской школе? Каковы критерии, ориентируясь на которые мы смогли бы последовательно, с максимальным положительным эффектом осуществлять подготовку к работе в условиях села? Не претендуя на полноту и глубину в обсуждении поставленных вопросов, при самом беглом, даже поверхностном взгляде на характер требований сельского социума к профессионализму педагога как воспитателя, укажем на следующие, представленные в таблице, различия.
 
Сельская среда

Городская среда
Приоритет физического (условно —
нетворческого) труда, физической силы
Приоритет интеллектуального (условно — творчески ориентированного) труда
Медленное, неспешное восприятие окружающей жизни у детей и взрослых, неторопливые ритмы жизни
Быстрая смена жизненных впечатлений (ситуаций), скорость и поверхностность восприятия жизни
Слабо развита (или даже вовсе отсутствует) система дополнительного образования, в целом — индустрия досуговых развлечений
Большой выбор, значительные возможности в сфере дополнительного образования, разнообразие предлагаемых в открытом социуме досуговых развлечений
Большая пространственно-личностная зона для самореализации, малолюдность, преобладание малых групп для коммуникативного взаимодействия
Пространственно-личностная зона для самореализации стерта, доминирует многолюдность, массовость
Стабильность, преимущественная консервативность выстраиваемых и поддерживаемых социальных (межличностных, внутригорупповых и межгрупповых) отношений
Мобильность, приспосабливаемость в выстраивании социальных (межличностных, внутригрупповых и межгрупповых) отношений
Тяготение к традиционным формам и способам социального взаимоконтроля и взаимоподдержки (все в селе знают друг друга)
Разрозненность, автономность, даже — безразличие к окружающим

Наша двадцатилетняя практика воспитательной работы в условиях села показывает, что в структуру личностно-профессиональной готовности современного педагога-практика к такой деятельности должны быть включены следующие три компонента:

1.Потребность, на деле - ответ на следующий вопрос: «Что бы я хотел (и, соответственно, что должен) иметь от работы в сельской школе?»
2.Способность, предполагающая четкое осознание того, что для обеспечения личностно-профессиональной успешности необходимо уметь делать сельскому учителю, в том числе и в сфере организации воспитательной работы.
3.Решимость, выражающаяся в обстоятельной ревизии всего того, что точно удастся на деле реализовать и, более того, через какие формы, методы, приемы, события и технологии это удастся сделать.
Несомненно, сельский педагог-воспитатель, считающий себя профессионалом, должен владеть технологиями вовлечения разнообразных воспитательных ресурсов социума в жизнь школьного коллектива, фактически - уметь самостоятельно осуществлять, условно говоря, инвентаризацию личностных и общественных воспитательных возможностей. Должен многое уметь, в том числе и в сфере дополнительного образования (прикладное художественное творчество, игра на инструменте, занятия спортом, игротехника, стихосложение и др.), владеть специфическими навыками и приемами передачи такого рода опыта в виде педагогически организованного дополнительного образования. Да и вообще, следует помнить, что в условиях села особенно продуктивен многогранный учитель - тот педагог, который имеет большой арсенал средств продуктивного жизнеосуществления.
Сельский учитель, комплексно решая учебно-воспитательные задачи, хорошо знает различные способы творчески ориентированной самореализации ребенка, ведь основное место для такой реализации - школа, умеет разрабатывать программы взаимодействия с социальными партнерами (на основе трудовой деятельности, волонтерства и т. д.).
В учебно-дидактическом отношении педагогу сельской школы необходимо иметь совмещенные специальности, например по предметным областям (гуманитарный цикл - учитель истории, литературы, русского языка и иностранного и т. д.).
Несомненно, для обеспечения личностно-профессиональной успешности учителю сельской школы также нужно знать законы, принципы и технологии командообразования, уметь конструктивно взаимодействовать со своими коллегами как единой, творчески сплоченной командой. А значит, обладать добрым нравом, открытостью, контактностью, мобильностью, силой воли, выдержкой и т. д.

И, наконец, стремиться как можно больше узнать об исконных народных традициях, обычаях, праздниках и ритуалах - ведь они пока еще живы на селе.  

Марина Николаевна Чёшева,
методист по воспитательной работе
Межшкольного информационно-методического центра

 

Черепановского района Новосибирской области

 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"