Старший подросток: техническая одаренность в ее латентной вариации

 
 
От редакции
Когда статья уже была сдана в печать, из Москвы пришло приятное известие: образовательная программа «Юный рационализатор», разработанная героем нижеприведенных информационно-методических материалов А. А. Ястребовым, стала лауреатом Х Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей в научно-технической номинации.
Искренне поздравляя Александра Александровича с заслуженной победой, коллектив редакции журнала «ВиДО» желает дальнейших творческих успехов в воспитании детей и учащейся молодежи и надеется на плодотворное сотрудничество в деле распространения накопленного творческого педагогического опыта!
 
 Проблема выявления и развития одаренности у детей и подростков в учебной и внеучебной деятельности официально возведена сегодня в России в статус приоритетных [1]. Однако зачастую на действительно широкий потенциал возможностей развития у старших подростков так называемого «практического ума» (Аристотель), их «практического мышления» [2, с. 226], «практического интеллекта» [3, с. 29], либо другими, - по нашему мнению - на сегодняшний день терминологически более точными словами, «невербализуемого практического знания» [4, с. 14] не обращается должного внимания. А именно такое знание в детском техническом творчестве должно занимать едва ли не самое почетное место.
ТРИЗ-педагогика, периодически претенциозно заявляющая о себе на российском образовательном ландшафте как эффективная сфера практико-ориентированного развития технической одаренности обучающихся, не должна заслонять собой потенциальной возможности выявления и методико-практического обоснования и принципиально иных путей движения к раскрытию тайны технической одаренности детей, подростков, старшеклассников. В этой связи я хотела бы рассказать о профессиональном педагогическом опыте своего коллеги - мастере производственного обучения, а одновременно и педагоге дополнительного образования нашего Городского центра детского творчества г. Бердска, заслуженном рационализаторе РСФСР А. А. Ястребове.
Даже предельно краткое перечисление творческих достижений и впечатляющих побед выпускников его объединения «Юный рационализатор», занимающегося на базе нашего техникума, заняло бы несколько страниц. Но предметом настоящего своего анализа я попытаюсь сделать не столько сами учебно-творческие достижения обучающихся-подростков, сколько принципы, пути и оригинальные способы их достижения Александром Александровичем в рамках образовательной программы, рассчитанной на один год ее реализации.
Сразу замечу, что А. А. Ястребов -решительный противник привлечения к своей работе, так сказать, «официально» признанных в учительских кругах одаренных или талантливых детей, которые, как всем хорошо известно, защищая честь школы, участвуют в бесконечном марафоне школьных конкурсов и олимпиад. Ему более подходят самые обыкновенные, может быть, даже внешне заурядные дети, о которых учителя и не сказали бы с достаточной долей уверенности, что у них за душой теплится искорка какого бы то ни было таланта, включая проблески технической одаренности. И тем не менее по прошествии одного учебного года - тайное становится явным, - дети всерьез заявляют о себе как о незаурядных изобретателях, представляющих свой собственный объект (изделие) на суд взыскательных зрителей, да и любого самого авторитетного жюри.
В сложившейся у Александра Александровича системе работы по развитию технической одаренности обучающихся-подростков важное место занимает проектная деятельность. Работа начинается с самостоятельного выбора изделия с учетом возможности его практического применения в Городском центре творчества, либо в стенах Бердского политехнического техникума. Выбранное изделие обязательно обсуждается и утверждается на специально созданном в техникуме экспертном Совете. После утверждения обучающийся подбирает необходимое оборудование, инструмент, детали и приступает к изготовлению. Обязательное условие - обучающийся должен внести свои элементы новизны в него и оформить свою новацию как рацпредложение.
После изготовления действующего экспоната каждый обучающийся защищает перед экспертной комиссией Совета свой проект. В процессе защиты юный рационализатор учится «держать удар», отстаивать свою позицию, приобретая навыки ораторского мастерства, уверенность в собственных силах и приобретенных знаниях. После успешной защиты проекта обучающемуся выдается удостоверение на рационализаторское предложение. Лучшие рационализаторские предложения выставляются на областной конкурс среди учащихся и студентов.
Это внешний сценарий, по которому следуют образовательные события. Есть и внутренняя сторона дела, для авторской логики развития технической одаренности, предлагаемой А. А. Ястребовым, - естественно, более важная. Ее раскрытию способствует фрагмент описания методики работы, который представлен в тексте образовательной программы «Юный рационализатор» самим Александром Александровичем. Он пишет: «В результате многолетнего опыта работы у меня сложился следующий методический подход к организации работы подростков над выбранным ими изделием (объектом):
1.Обучающемуся предлагается стандартная схема (например, схема включения однофазного электродвигателя).
2.Обучающийся должен запомнить ее и по памяти, самостоятельно вычертить.
3.Если схема вычерчена правильно, обучающийся приступает к сборке, если неправильно - педагог указывает на допущенные ошибки и комментирует - к чему такие ошибки могут привести на практике.
4.Если были допущены ошибки, то подросток снова изучает предложенную схему, запоминает и повторно по памяти вычерчивает ее (и так до тех пор, пока не будет допущено никаких ошибок).
5.После вычерчивания безошибочной схемы обучающийся приступает к сборке схемы, обязательно по памяти.
6.После сборки схема проверяется сначала наставником, затем педагогом; далее она подключается к сети для проверки правильности сборки.
7.Обучающемуся дается задание: усовершенствовать данную схему, получить какой-то определенный положительный эффект (например, экономия электроэнергии, улучшение условий труда и т. п.), то есть фактически - оформить рационализаторское предложение.
 
Не буду навязывать свою психолого-педагогическую интерпретацию тех внутренне завуалированных психологических механизмов, которые составляют сердцевину представленного в данном описании авторского метода работы А. А. Ястребова над развитием технической одаренности обучающихся-подростков. Оставляю вам возможность поразмыслить над этой интересной психолого-педагогической проблемой самостоятельно. Небольшой наводящей методической подсказкой может лишь стать мысль о том, что у современных детей все еще остается не в полной мере реализованной потребность - как говорили в старину - «мыслить руками», то есть активно развивать свой ум, сокрытый от многих современных педагогов и родителей, обнаруживать и интенсивно совершенствовать свое практическое мышление которое, по справедливому мнению выдающегося отечественного психолога Б. М. Теплова, «в отличие от теоретического ума более непосредственно вплетено в практическую деятельность и подвергается ее непосредственному испытанию» [2, с. 225]. Может быть, по этой самой социально-психологической причине в общении со своими коллегами по педагогическому цеху Александр Александрович так эмоционально, так настойчиво, с вескими фактами и убедительными аргументами противопоставляет широко ныне практикуемую, технически ориентированную изобретательскую деятельность на компьютерной технике, многократно апробированному им деятельностно-практическому методу работы.
Мое краткое повествование об авторском методе работы А. А. Ястребова со старшими подростками по выявлению у них скрытой, латентной одаренности было бы неполным, если бы я проигнорировала некоторые методические комментарии, которые дает сам автор в своей образовательной программе. Отличительными штрихами системы его работы являются следующие:
1.Реализуемый авторский подход нацелен на то, чтобы помочь детям более быстро усвоить новый для них учебный материал, творчески подойти к изготовлению интересного для них продукта (объекта). В процессе обучения у подростков совершенствуются навыки самостоятельного принятия ответственного решения, развивается способность обучиться на своих собственных ошибках. В работе ребята реализуют свое законное право на ошибку и ее самостоятельное исправление. Общение носит неформальный характер, что избавляет обучающихся от опасения высказать мнение, отличное от мнения других.
2.При организации учебных занятий широко применяется метод индивидуально- групповых консультаций и метод самостоятельной работы с технической, справочной литературой.
3.Для развития творческого воображения используется особый метод - метод поиска и устранения неисправностей. Суть этого метода заключена в том, что педагог-наставник сознательно вводит неисправность в предложенную учебную схему. Обучающийся по звуку («на слух») должен определить вид неисправности.
4.        Для развития навыков технического творчества не следует игнорировать давно известные и вполне эффективные методы проблемных творческих заданий. При этом задания составляются так, что их нельзя выполнить формально, опираясь на знания основ наук, или пользуясь только советами, содержащимися в массовой рекомендательной литературе. Творческий подход к выполнению задания определяется умением обучающегося решать техническую задачу обоснованно с точки зрения технических и экономических показателей. Конструируя прибор, обучающиеся непрерывно учатся производить технический расчет, пользоваться чертежами, схемами, справочной литературой, выбирать наиболее приемлемую технологию обработки материалов, приобретают навыки работы с измерительными приборами, инструментами.
5.Для формирования навыков бесконфликтного общения, следует широко применять метод наставнического взаимообучения. Для этого более подготовленный обучающийся консультирует менее подготовленного. Так создается эмоционально комфортная среда общения, когда вопрос не обязательно адресовать сразу учителю, а можно сначала обсудить возникшую проблему с товарищами.
6.Организация постоянно действующей выставки в объединении, участие обучающихся в городских, областных и региональных выставках являются неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, так же стимулирующего развитие технической одаренности.
7.Помимо собственно учебной деятельности в объединении ведется культурно-просветительская и досугово-развлекательная работа: проводятся экскурсии в музеи, на предприятия города, организуется участие в таких принципиально важных для нас городских мероприятиях, как неделя науки, техники и производства, День защиты детей, День города, месячник гражданственности и патриотизма и др.
 
Литература
1.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2011.
2.Теплов Б. М. Ум полководца. Опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам // Избранные труды : в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика ,1985. С. 223--305.
3.    Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб. : Питер, 2002.

4.Практическое мышление : теоретические проблемы и прикладные аспекты : монография / под ред. А. В. Карпова, Ю. К, Корнилова. Ярославль : ЯрГУ, 2007. 

Анна Александровна Родькина,
заместитель директора
по учебно-производственной работе
Бердского политехнического техникума,

 

г. Бердск Новосибирской области 
Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"