Маршрут читающей семьи

 

  От редакции

 

В 2012 году в областном конкурсе проектов «Моя технология добра» (организаторы - Управление по делам молодежи НСО и ГБУ НСО «Дом молодежи») в числе победителей был назван проект Детской школьной общественной организации из села Сокур «Маршрут читающей семьи». Поздравляем победителей и предлагаем читателям краткие методические комментарии к этому проекту заместителя директора по воспитательной работе Сокурской средней общеобразовательной школы Ю. В. Сидоровой.
 
Маршрут читающей семьи
О пользе книг написано много педагогических трактатов. Однако Россия, как всем хорошо известно, сегодня стремительно теряет статус «самой читающей страны в мире». По существующей официальной статистике половина взрослого населения России уже не читает художественной литературы. Сегодня книге приходится бороться за аудиторию с телевидением, кино, всемирной сетью Интернет.
По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), в России на сегодняшний день активно читают всего 23 % жителей, причем доля тех, кто практически ежедневно обращается к книгам, по сравнению с 1996 годом, снизилась на 9 % (с 31 до 22 %)[1].
В нашем поселке Сокур ситуация фактически не отличается от представленных ВЦИОМ данных. Мы провели опрос среди 100 жителей села различных возрастных групп и получили следующую картину: ежедневно читающих людей в возрасте от 7 до 11 лет - 55 % опрошенных, от 12 до 14 - 32 %, от 15 до 18 лет - 22 %, от 18 до 25 лет 7 %, от 25 до 40 лет - 8 %, от 40 до 55 лет - 12 %, от 55 лет и старше - 11 %. В результате средний показатель людей, ежедневно читающих книги, составил только 21 %. Систематически посещают библиотеку в возрасте от 7 до 11 лет - 62 % опрошенных, от 12 до 14 лет - 12 %, от 15 до 18 лет - 7 %, от 18 до 25 лет - 2 %, от 25 до 40 лет - 5 %, от 40 до 55 лет -14 %, от 55 лет и старше - 6 %. Средний показатель составил - 16 %. Причем людей, которым нравится читать, было 87 человек, то есть 87 % от числа всех опрошенных. А необходимость чтения книг отметили 98 %.
Выполненный нами обобщающий анализ собранных социологических данных, многочисленные беседы и наблюдения подтвердили факт резкого снижения уровня читательской культуры у наших односельчан, поставив вопрос о необходимости проведения целенаправленной социально-педагогической работы по повышению востребованности книги. Но мы хотели не только укрепить их интерес к книге, но и существенно повысить роль семейного чтения.
Какие условия необходимы для полноценной организации семейного чтения, приобщения жителей нашего села к регулярному чтению книг и посещению библиотек? Поиск ответа на этот вопрос предопределил содержание и общую направленность нашей опытно-поисковой деятельности.
Ядром инициативной группы, во многом обеспечившей успешную реализацию проекта «Маршрут читающей семьи», стали активисты Детской школьной общественной организации «Содружество». В Сокурской средней общеобразовательной школе эта общественная организация существует вот уже более 18 лет. За эти годы нами было реализовано много проектов, направленных на формирование у обучающихся чувства самопринятия, веры в свои возможности, укрепление позитивной самооценки личности. Все эти годы у нас активно велась работа по созданию условий, стимулирующих всестороннее развитие личности, сознательное приобретение учащимися самых различных возрастных групп творчески ориентированного опыта социально и личностно значимой деятельности.
Задачи проекта «Маршрут читающей семьи» были  несколько шире. В частности, нам предстояло научиться эффективно пропагандировать необходимость чтения книг, партнерски - на равных, со знанием дела взаимодействовать в непривычной для нас системе «Ученик-Родитель-Библиотекарь», наладить буккроссинг, организовать работу мастерских по ремонту книг, а также широкомасштабный фестиваль чтения и др.
Отдельных комментариев заслуживают те «узловые» моменты нашего проекта, которые потребовали от участников системно скоординированных усилий, обеспечивших достижение планируемого воспитательно-обучающего результата.
Так, после детального изучения читательского спроса, выявления и обоснования читательского потенциала жителей нашего села, составления конкретного рабочего плана, подбора и расстановки кадров пришло время для проведения рекламной компании. Яркий баннер «Маршрут читающей семьи» стал социальной визиткой мероприятия. Оформив в социальной сети страничку проекта, подготовив рекламные листовки, мы приступили к «живому» распространению информации на классных часах и других общешкольных собраниях. При этом с самых первых шагов мы понимали, что рекламное сопровождение нашего проекта должно носить сквозной характер и не ограничиваться относительно узкими временными рамками.
Немалую роль в обеспечении успеха нашего дела мы отводили экскурсиям детей и взрослых в библиотеки поселка. Было проведено три таких экскурсии - по одной в каждую библиотеку села. Это, как оказалось, не совсем простое дело. Здесь изначально нужна исключительно грамотная постановка актуальной для детей проблемы.
А вы были на экскурсии в библиотеке? Из чего она состоит? Что в ней интересного? Как нам не заблудиться в океане существующих книг? Что для этого надо знать? Чему следует научиться? Ведь читатель, приходя в библиотеку самостоятельно, как правило, сразу теряется, даже не знает на первых порах, куда идти, к кому обратиться с возникшим вопросом. Но если доступно представить ему библиотеку изнутри, разъяснить ее структуру, он будет чувствовать себя гораздо комфортнее, а значит, возрастет вероятность того, что он уйдет из библиотеки, найдя в ней именно то, что ему нужно, что он искал, и, сверх того, с желанием вновь сюда вернуться.
Мы подготовили и провели совместные с родителями и детьми акции, а именно: «Подарим книжки библиотекам», «Расти с книгой!», «Буккроссинг», разнообразные тематические семейные праздники. Памятными для нас оказались совместные с библиотекарями Сокурской библиотеки № 25 семейные праздники «День загадок и отгадок», «Путешествие в страну Здоровья», «Эта чудесная страна Библиотека» и др.
Не теряли времени и летом. Во время работы пришкольного лагеря «Содружество» мы организовали тематические дни «Книжкины именины», когда дети еще раз перечитали хорошо знакомые сказки, повести и рассказы, такие как: «Красная Шапочка», «Белый пудель», «Каша из топора», «Золушка», «Приключение Незнайки и его друзей», «Двенадцать месяцев», «Русалочка», «Путешествие Гулливера», «Сказка о потерянном времени», «Конек-горбунок», «Аленький цветочек», «Серебряное копытце» и др.
Кроме того, была проведена викторина-игра «В гости к сказкам». А ребятишки старшей и подготовительной групп детского сада приняли участие в конкурсно-игровой программе «Расти с книгой».
Работа в мастерской по ремонту книг позволила детям и взрослым вместе освоить определенный набор жизненно важных предметно-практических умений. Специальный стенд «Книга просит помощи» наглядно иллюстрировал художественно-эстетическую и нравственно-этическую целесообразность такой работы.
Семейный конкурс рисунков по прочитанным книгам тоже вызвал немалый интерес всего нашего проектного детско-родительского сообщества. В нем приняли участие 57 семей, 25 из которых стали победителями, и были награждены дипломами.
В результате состоявшегося фестиваля чтения грамоты и призыполучили пять семей (в номинации «Самая читающая семья»), а в номинации «Читать модно!» - все участники были отмечены грамотами и сладкими призами.
Остановимся на полученных воспитательных результатах. После реализации основной части проекта мы провели анкетирование учителей, детей, родителей и других участников проекта, также был организован сбор отзывов, пожеланий и рекомендаций.
Вот некоторые из них.
«Нам очень понравился опыт совместных со школой мероприятий. В последнее время жители нашего села стали читать меньше книг, но благодаря проекту «Маршрут читающей семьи» у нас увеличилось количество читателей. Записалось много школьников, большинство из которых и не подозревали, что читать книги так интересно.
Хочется сказать разработчикам проекта большое спасибо за популяризацию
традиций семейного чтения в нашем селе. Очень надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество».
 
Лариса Анатольевна Сауленко,
Наталья Александровна Новикова
библиотекари Сокурской библиотеки № 25
 
«Нам очень понравилось участвовать в проекте. Это позволило нам получить такой замечательный опыт. Мы налаживали связи с библиотеками, помогали в       организации и проведении мероприятий и конкурсов. И даже становились их активными участниками.
Мы, молодежь села Сокур, благодарим Управление по делам молодежи Новосибирской области, государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Дом молодежи» и лично Евгению Печерину за организацию и проведение интересных и актуальных конкурсов проекта «Маршрут читающей семьи»».
 
Актив Детской школьной общественной организации
«Содружество»
 
«Конечно же, хотелось, чтобы в нашей школе чаще проводились и реализовывались такие оригинальные проекты. Мои дети учатся в школе, дочь во 2-м, а сын в 10-м классе, и для них нашлось дело по душе. Мы вместе начали рисовать рисунки по книгам и все удачно получилось. А то мы уже забыли, когда все вместе читали. Сын отвечал за сбор книг для библиотек. Мы не только отдали некоторые в библиотеки, но и, вместе перечитав, вспомнили почти забытые эпизоды. Проект очень интересный!»
 
Наталья Щекалева
 
«Мы, ученицы Сокурской школы, впервые приняли участие в проекте «Маршрут читающей семьи». Нам понравились все конкурсы, проведенные в библиотеках и школе. Но больше всего нашему классу понравился конкурс фотографий «Читать -- это модно!» Мы с удовольствием обсуждали тему конкурса, придумывали сюжет и в итоге решили сделать фотоколлаж. И стали победителями! Ведь читать это действительно модно!»
 
Александра Медведева, Ангелина Дьячкова,
Сокурская средняя общеобразовательная школа,
9 «А» класс
 
Обобщая полученные воспитательно-образовательные результаты, мы с уверенностью можем сказать, что проведенная в селе Сокур масштабная общественная педагогическая акция позволила:
-отработать оригинальную модель раскрытия творческого потенциала учащихся через совместную читательскую деятельность;
-дала возможность повысить интерес жителей села к чтению;
-наладить партнерские связи школы с родителями;
-создать коллектив единомышленников;
-оформить пакет социально востребованных методических материалов. Они включают: программы родительских лекториев, программы детского развивающего чтения, комплекс методических советов родителям, рекомендательные библиографические списки и др.
 
Приложение
 

Анкета «Маршрут читающей семьи»

 

Итоговая оценка результативности проекта
В представленном ниже варианте итоговой анкеты «Маршрут читающей семьи», для краткости изложения, во всех графах нами зафиксированы обобщенные статистические данные и приведены наиболее типичные для разных возрастных категорий ответы. В реально проводимом варианте анкетирования, всем опрашиваемым предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Ваш возраст.
2. Что понравилось в проекте «Маршрут читающей семьи»?
3.Что не понравилось в проекте «Маршрут читающей семьи»?
4. Хотелось бы Вам еще поучаствовать в каких бы то ни было конкурсах по пропаганде семейных ценностей?
5. Что лично Вам дало участие в реализации проекта «Маршрут читающей семьи»?
На вопросы ответили 100 человек, среди которых были учащиеся школы, их родители, педагоги, жители села Сокур. Относительно указанного числа опрошенных нами и вычислены в процентах зафиксированные в анкетировании ответы участников.
 
 

 

 

п/п

 


 

Содержание вопроса

 


 

Варианты ответов

 

(количество опрошенных выражено в %)

1.

Ваш возраст?

6–10 лет /
20 %

10–18 лет /
55 %

19 лет и старше /
25 %

2.

Что понравилось в проекте?

Призы, подарки — 94 %

Конкурсы,
фестивали, экскурсии,
беседы — 56 %
Была возможность найти друзей, завязать новые знакомства, узнать много нового, проверить свои знания, сходить в библиотеку.
Воплотить в жизнь новые, нестандартные идеи — 98 %

3.

Что не понравилось в проекте «Маршрут читающей
семьи»?

Мало было праздников, конкурсов. Очень бы хотелось побольше игр и познавательно-развлекательных программ — 32 %

Нужен был более серьезный стимул для участия в конкурсе — 18 %
Не продолжительный по времени. Не успели как следует собраться и с
пониманием сути дела поучаствовать в предлагаемых конкурсах — 43 %

4.

Хотелось бы Вам еще поучаствовать в каких бы то ни было конкурсах по пропаганде семейных
ценностей?

Очень бы
хотелось — 75 %

За ценный приз конечно бы участвовали — 10 %

Конечно, нужно
пополнять свое портфолио — 27 %

5.

Что лично Вам дало участие в реализации проекта «Маршрут
читающей
семьи»?

Признание
в школе,
поселке — 45 %

Необходимость чтения книг
не только в школе, но и дома — 91 %
Навыки реализации проекта, общение с интересными людьми, рост популярности чтения, возможность прочитать или вспомнить ранее уже прочитанную книгу — 95 %

[1] URL: http://slovari21.ru/poll/chitauschaya_rossiya (дата обращения: 27.02.2013).
 
 

Юлия Викторовна Сидорова,

заместитель директора по воспитательной работе
Сокурской средней общеобразовательной школы
Мошковского района Новосибирской области
 

 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"