Антиквариат как предмет историко-культурного интереса

Экспресс-диалог у выставочной экспозиции

Комментарии к 4-й странице обложки

Только переступив порог художественной галереи «Столица» и оказавшись один на один с антикварной экспозицией, вдруг ясно осознаешь, что, казалось бы, неукротимый бег времени может в одно мгновение быть остановлен силой художественного таланта старых мастеров.

Пройти мимо экспозиционных витрин, на которых пестрым табором расположились занятные фигурки Ломоносовского (императорского) фарфорового завода, почти невозможно. Налюбовавшись ими, начинаешь размышлять о воспитательных возможностях антиквариата, рассматривая изделия старых мастеров как на предмет историко-культурного интереса детей и взрослых. Тем более что у нас есть компетентный в данном вопросе собеседник - продавец-консультант галереи «Столица» А. Б. Комашинский.
 
-Андрей Борисович, Вы известный в Новосибирске знаток антиквариата и, как видно невооруженным глазом, с увлечением, большой охотой занимаетесь своим любимым делом -консультируете посетителей галереи, общаетесь с ними, ведете экскурсионную работу, организуете оригинальные выставочные экспозиции. Почему антиквариат стал в Вашей биографии предметом столь пристального интереса?
-Да, в свое время я был преподавателем вуза, более 20 лет - кадровым военным, а в 1990-е годы переменил много профессий, в том числе довольно успешно занимался предпринимательством. Однако интерес к антиквариату у меня никогда не угасал.
- Чем это можно объяснить?
Моя бабушка была дворянского происхождения, она очень любила старину и, как я хорошо помню, с раннего детства меня окружали старинные, истинно художественные вещи. Это, по-видимому, немало повлияло на возникновение у меня столь глубокого интереса к антикварным изделиям. С возрастом этот интерес обрел еще более широкие горизонты.
-Позволяет ли Вам антиквариат полнее, глубже, ярче ощутить колорит той или иной эпохи? Иначе говоря, знакомо ли Вам лично так называемое «чувство истории»?
-Безусловно, знакомо. Приятно взять в руки ту или иную действительно старинную вещь: осознаешь - сколько труда, старания, таланта, а главное, тепла души человеческой вложил мастер в свое творение... Это какое-то особое, содержательно чрезвычайно емкое чувство, которое невозможно передать никакими словами.
-Как Вы считаете, можно ли привить интерес к антикварным изделиям нашему молодому поколению, или это, в принципе, невозможно сегодня сделать по каким-то объективным обстоятельствам?
-Конечно, можно и обязательно нужно прививать такой интерес, хотя это очень и очень не просто. Но зато итогом такой вдумчивой, исключительно тонкой, кропотливой работы будет высокий художественный вкус ребенка, который не воспитаешь никакими другими средствами. А ведь именно художественный вкус, особенно воспитанный с детства, позволяет критически относиться к столь быстротечной моде, напористо навязывающей нам суррогатные, часто -антихудожественные подделки, украшающие многие квартирные интерьеры. Но пробудившееся чувство прекрасного, регулярно подкрепляемое событийными встречами с подлинно художественными изделиями, прошедшими испытание временем, значат в деле воспитания очень многое, даже больше, чем сегодня может показаться на первый взгляд.
 В это время одна из посетительниц галереи, мама со своим сыном-подростком, заметив на выставочной витрине знакомую ей с детства фарфоровую игрушку-сувенир, вдруг воскликнула: «Ой, да это же точь-в-точь «бабушкина» вещь, которая у нас до сих пор в шкафу хранится!» И как-то вдруг, без переходов, обращаясь к сыну, подытожила: «Ты уж, сынок, ее тоже береги, храни, даже когда нас с отцом уже не будет в живых!» 
- А какой, Андрей Борисович, наиболее типичный вопрос задают современные дети, рассматривая столь колоритные, художественно выразительные изделия Ломоносовского фарфорового завода?

 

-Чаще всего, сколько это стоит… Но ведь в основу устойчивого интереса ребенка к антиквариату должна быть положена совсем другая, нематериальная, скорее всего - историко-культурная составляющая..
-Вы наверняка знаете, что в современной мировой социокультурной практике живой интерес к антиквариату зарождается у детей и взрослых порой в самых невероятных, неожиданных, даже примитивных формах…

 

-Да, действительно, что сегодня только не коллекционируют люди!.. И делают это, скорее всего, для того, чтобы найти тот единственно приемлемый для них путь, который ведет к личностно воодушевленной, живой связи с прошлым. Это могут быть и наперстки, и незатейливые кружева - в целом все то, что, казалось бы, не имеет никакой материальной ценности.
-Существует мнение, что в социокультурном плане интерес подрастающего поколения к антиквариату возникает не случайно, а как следствие какой-то утомляющей пресыщенности новизной, усталости общества от «однообразья перемен нежданных». Так может быть и не следует вовсе торопить события, а лучше будет просто дождаться более благоприятного времени, и тогда все совершится само собой, без нашего вмешательства.

 

-Нет, не согласен, надо активно действовать, вести настойчивую работу с молодым поколением, ведь от этого по большому счету как раз и зависит будущее нашей культуры.
 - Но ведь многие утверждают, что интерес к антиквариату - это удел особо богатых людей, элитарных слоев российского общества. Тогда зачем простому человеку такие премудрости?

 

-Опять-таки, категорически не согласен с этим мнением. Антиквариат формирует внутреннюю культуру. А внутренняя культура может быть и в самом, так сказать, «простом человеке».
 
Информационная справка
Ломоносовский (императорский) фарфоровый завод
 
История Ломоносовского фарфорового завода (ЛФЗ) имеет глубокие исторические корни. Это один из немногих сохранившихся до наших дней заводов, которому удалось преодолеть самые невероятные катаклизмы всех российских революций и войн. Он пережил целые исторические эпохи и при этом на протяжении почти трех веков сохранял свою высокую популярность, поддерживал имеющиеся глубинные традиции и, постоянно обновляясь, создавал своеобразную «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры (г. Санкт-Петербурга). Работы первых мастеров завода бережно хранятся во многих художественных музеях мира. Их можно встретить в коллекции Эрмитажа, Русского музея Санкт-Петербурга, Государственного исторического музея в Москве, в банкетных залах Кремля и в резиденции Патриарха Русской православной церкви.
В настоящее время Ломоносовский (императорский) фарфоровый завод выпускает более 500 наименований, включая чайные, кофейные и столовые сервизы, широкий ассортимент сувенирно-подарочных изделий, жанровую и анималистическую скульптуру, вазы, декоративные блюда, тарелки из твердого, мягкого и костного фарфора, декорированные надглазурной и подглазурной росписью. Фарфор с маркой «ЛФЗ» выпускают также по образцам таких известных художников России, как А. Воробьевкий, И. Ризнич, С. Яковлева, Н. Славина, П. Веселов и др.
Разными путями изделия мелкой пластики Ломоносовского фарфорового завода попадали в Сибирь, а вслед за этим, по истечении какого-то срока, и в уникальную коллекцию галереи «Столица». За каждой, на первый взгляд незамысловатой игрушкой сокрыты человеческие судьбы, семейные традиции и в целом история России. В основе представленных на 4-й странице обложки выставочных художественных образцов мелкой пластики - российская эпоха середины прошлого века.
 
АНТИКВАРИАТ (собир.) - антикварные вещи.

АНТИКВАРНЫЙ: 1. Старинный и ценный. 2. Относящийся к торговле старинными вещами (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азбуковник, 1999. С. 26). 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"