День подснежника

Интеллектуально-познавательная игра. Опыт подготовки и проведения общешкольного мероприятия

 
Там, на опушке, где валежник
Лежит в оттаявшей траве,
Пробился маленький подснежник,
Под стать весенней синеве.
 
Он много дней под снегом пробыл,
И, крохотному, невдомек.
Что это от него сугробы
Бежать пустились наутек…
 
Казимир Лисовский,
поэт земли Сибирской
 
Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху выстраивания качественно новых взаимоотношений с окружающей нас природной средой. Наступило именно то время, когда людям необходимо научиться думать по-иному, жить иначе, чем это было до сих пор. Реально спасти окружающую среду от разрушения можно только при условии глубокого осознания каждым из нас своей гражданской позиции, принятия на себя ответственности за судьбу нашего общего дома - Земли.
В России 2013 год объявлен Годом экологии. Экологическое воспитание подрастающего поколения в российском образовательном пространстве должно в текущем году подняться на более высокую ступень своего развития. В рамках настоящей статьи поделюсь некоторыми своими методическими наработками в этом вопросе.
Мы с ребятами нашего классного коллектива регулярно изучаем экологический календарь, делаем это для того, чтобы своевременно проводить те или иные экологические акции в защиту окружающей среды.
По международному экологическому календарю 19 апреля - День подснежника. И вот, несколько лет назад, мы решили обратить внимание наших гимназистов и их родителей на это событие. Когда же стали собирать необходимый для акции материал, то узнали, что в некоторых странах этот день уже много лет активно отмечается.
По собранным информационным данным я составила примерную цепочку событий, которые помогли бы нам реально воплотить в жизнь задуманное творческое мероприятие. И на наше удивление, все получилось намного лучше, чем мы ожидали. Причем с интересом к этому необычно прожитому школьному дню отнеслись не только младшие школьники, но и старшие гимназисты. Это воодушевило нас.
В следующем учебном году в нашей акции «День подснежника в школе» приняли участие учащиеся старших классов. Особые силы нам придавало то обстоятельство, что нас активно поддерживают учителя и родители.
Актовый зал, переполненный учащимися в белых блузах и белых рубашках, выглядел как поляна подснежников! Здорово, когда вся школа - от ученика первого класса и до директора школы - участвует в этой праздничной акции!
В этом году мы с особой ответственностью призываем всех, кому не безразлична эта проблема, присоединиться к нам. Мы надеемся, что через какое-то время нам удастся вовлечь в эту чрезвычайно мощную воспитательную акцию и других жителей Сибирского региона, а может быть, и всей России. И тогда День подснежника станет для всех нас одним из самых красивых и важных дней в году, войдет в один ряд с такими знаменательными датами, как День знаний, День матери, День пожилого человека…
Говоря о более реально достижимой воспитательной составляющей, всю нашу творческую общественную инициативу можно изложить не столь высокопарно: воспитание у школьников любви к природе, бережного отношения к ней, знакомство с теми растениями, которым грозит исчезновение с планеты Земля.
Остановимся на вопросах организационно-методического порядка.
Итак, все участники данного школьного экологического мероприятия по заранее объявленной теме готовятся к общешкольной викторине, а отдельная инициативная группа выпускает тематическую стенную газету о подснежниках. В ней могут быть следующие разделы:
  • «Подснежник и его родня».
  • «Виды подснежников» (иллюстрации с названиями).
  • «Легенды о подснежниках».
  • «Стихи о подснежниках».
  • «Загадки о подснежнике и в целом о первоцветах» (весенние загадки).
Парадная лестница, двери кабинетов, актовый зал оформляются рисунками, открытками, плакатами о подснежниках. Проводится общешкольная выставка поделок «Чудо в твоих руках», выполненных из бисера, бумаги, фольги и др.
Организационно-педагогический механизм проведения Дня подснежника следующий:
  1. Первая перемена - тематическая радиолинейка «Сегодня - День подснежника».
  2. На следующих переменах школьное телевидение рассказывает о причинах экологической тревоги, связанной с первоцветами, показывает фильм о подснежниках и лучшие детские творческие работы (чтение стихотворений собственного сочинения и других авторов, поделки).
  3. Учащиеся 4 классов выходят с презентациями, загадками в 1 классы.
  4. На параллели 2-3 классов проводится интеллектуально-познавательная игра, посвященная первоцветам.
В результате осуществления всех перечисленных организационно-педагогических действий дети узнают многие интересные факты, связанные с первоцветами, знакомятся с их видами, легендами о них, а также проблемами, которые преследуют эти удивительные цветы за их красоту.
В ходе просмотра спектакля, которым заканчивается школьный праздник, дети сами приходят к выводу: человек - единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить хрупкие законы природы, уничтожая собственную экологическую среду обитания. Как следствие, у детей невольно возникает желание защитить эти необычайно привлекательные цветы. А это для дела воспитания - самое, пожалуй, главное.
 Приложение 1

 

День подснежника в школе

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 1-3 классов

 

Целевые задачи:

 

  • раскрыть вопрос о необходимости сохранения первоцветов в природе, об угрозе исчезновения редких растений;
  • воспитание любви к природе, укрепление экологического мышления и мировоззрения;
  • активизация творчества, организация художественно-творческих переживаний, воспитание нравственно-эстетических чувств.
Подготовка:

 

  • предварительное проведение конкурса рисунков и поделок «Чудо в твоих руках»;
  • подготовка открытки формата А4 с заголовком: «19 апреля - День подснежника» (стихотворение и картинка) - украсить ими двери каждого кабинета;
  • выпуск газеты о подснежниках с примерными рубриками: «Подснежник и его родня», «Виды подснежников» (иллюстрации с названиями), «Легенды о подснежниках», «Стихи о подснежниках», «Загадки о первоцветах» (весенние загадки), «Викторина» и др.
  • интеллектуально-познавательная игра: формируются команды - шесть человек от каждого класса, придумываются названия; «кричалка» (по данной теме); учителя играющих классов выполняют функцию экспертов в других классах;
  • обязательная форма для всех (детей и взрослых) - белый верх одежды.
 Ход мероприятия

 

 До момента открытия праздника демонстрируется слайд-шоу, состоящее из фотографий подснежников, и звучит пьеса Петра Ильича Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».

 

В е д у щ и й. Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Очень рады видеть вас на нашей интеллектуально-познавательной игре. Просим команды занять свои места.
Проведем перекличку: 1-й «а», 1-й «б» и т. д.
 
Каждая команда хором скандирует свое название и «кричалку».

 

В е д у щ и й. И мы начинаем… В международном экологическом календаре 19 апреля является Днем подснежника. Нам показалось, что это событие несправедливо остается незамеченным, и решили исправить эту ошибку. А недавно мы получили звуковое письмо. Послушайте: кто его написал?
 
  Демонстрируется слайд-шоу, и голоса за кадром читают текст.

 

Письмо подснежников

 

Цветем мы в вешней роще
Который год подряд…
Вам пишет эти строчки
Подснежников отряд.
Ребята! Мы таимся -
Понятен наш испуг?
Ребята! Мы боимся
Холодных цепких рук.
Ведь могут - что же проще! -
Сломать, сорвать и даже
Нас увезти из рощи
На рынок, на продажу.
Напрасны птичьи крики
Над теплою землей.
В печальной Красной книге
Мы путь окончим свой.
Земля в зеленом цвете
Прекрасна и добра.
Цветы спасайте, дети:
Пора, пора, пора!
 
В е д у щ и й. Теперь догадались, почему этот праздник просто необходим и не только в школе. Но и во всей нашей стране? Апрельские газеты и Интернет пестрят снимками людей, которые рвут подснежники, тащат их себе домой огромными сумками, коробками, «КАМАЗами»… А ведь эти цветы занесены в Красную книгу. Многие виды подснежников находятся на грани исчезновения. Покупая цветы у браконьеров, мы даем свое молчаливое согласие на их истребление.
А знаете ли вы, насколько разнообразно выглядят первоцветы? Я думаю, многие из вас очень удивятся, когда их увидят.
 
Первый этап. «Первоцветы» (демонстрируется заранее подготовленная презентация «Первоцветы»).

 

 В е д у щ и й. Внимательно ли вы смотрели? Узнаете ли вы первоцветы в загадках?
 
  Загадки о первых весенних цветах

 

На зеленой крупной ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
  (Одуванчик)

 

 Первоцвет весенний.
Желтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.
(Мать-и-мачеха)

 

 Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает.       
  (Подснежник)

 

 В е д у щ и й. Как мы убедились, у нас в России подснежниками называют любые ранневесенние цветы (первоцветы). Трепетные медуницы и ветреницу, галянтус и анемону, сон-траву и крокусы, мохнатые хохлатки, пролески и перелески - все эти и многие другие растения в народе любовно называют подснежниками, снегурками. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми. Всего насчитывают около 20 видов. Но среди них есть и особенный цветок, который и стал символом нашего праздника. Это -подснежник.
 
  Второй этап. «Подснежник» (презентация «Подснежник», которая сопровождается представленными ниже вопросами).

 

 Вопросы:
  • Праздник какого подснежника отмечают в этот день?
а) голубого;
б) желтого;
  в) белого.

 

  ·     Научное название этого цветка?
  а) галантус;

 

б) галантный;
в) галактион.
 
Название цветка произошло от слов «лала» - молоко и «антус» - цветок, «молочный цветок», или цветок белого цвета (галантус).
Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его «кокиче», то есть -задира!
 
  • В какой стране в этот день (19 апреля) особенно трепетно обходятся с цветами: подпушивают их и пересаживают в праздничные горшки?
а) во Франции;
  б) в Англии;
в) в России.
 
  • Какой месяц считается месяцем цветения подснежника?
а) март;
 

б) апрель;

 

 

в) май.
 
  • По одной из древних легенд, покидая рай, Ева что-то обронила на землю, и на этом месте выросли подснежники. Что это было?
а) ожерелье;
б) кольцо;
в) слезы.

 

Принимая во внимание факт этой древней-предревней легенды, многие считают, что подснежники не только первые весенние цветы, но и вообще первые цветы на Земле.
 
  • Почему подснежники спешат?
а) торопятся к празднику;
  б) созрела корневая система;

 

в) боятся жары.
 
Оказывается, корешки, корневища и луковица этого растения начинают расти осенью и растут всю зиму. Достаточно первых солнечных лучей, чтобы цветы распустились.
 
  • В какой сказке эти цветы искали в декабре? (Сказка «Двенадцать месяцев.)
 
  •  Рассмотрите картинки. Под каким номером вы узнали «галянтус»?
 
  • Какой композитор очень любил эти цветы и посвятил им свое знаменитое музыкальное произведение? (Вы слышите сейчас именно это произведение.)

 

а) Моцарт;
 
б) Чайковский;

 

в) Вивальди.
 
В е д у щ и й. Пока жюри считает баллы, предлагаем вам посмотреть маленький спектакль. Очень хочется знать ваше мнение: правильно ли поступил  герой в этой истории?
 
Третий этап. «Экологическая тревога» (сценка «Подснежник». Сказка-инсценировка ко «Дню подснежника»).

 

Действующие лица:

 

П о д с н е ж н и к
С о л н ы ш к о
Т у ч к и
В е т е р
В о р о б е й
М а л ь ч и к
  На лесной полянке растет Подснежник. Пригревает Солнышко - гладит Подснежник то с одной, то с другой стороны. Подснежник просыпается, потягивается.

 

 С о л н ы ш к о. Просыпайся, весна наступила!
 
П о д с н е ж н и к. А кто я?
 
С о л н ы ш к о. Ты - Подснежник.
 
П о д с н е ж н и к. А зачем я?
 
С о л н ы ш к о. А вот это ты должен понять сам. Вот я Солнышко, дарю всем свет и тепло. Все радуются.
 
П о д с н е ж н и к. Но я не умею светить и дарить тепло. Значит, я никому не нужен?
 Тучки закрывают Солнышко.

 

 П о д с н е ж н и к. Ой, а где же Солнышко?
 
Т у ч к и. Мы его закрыли.
 
П о д с н е ж н и к. А кто вы?
 
Т у ч к и. Мы - Тучки.
 
П о д с н е ж н и к. А для чего вы нужны?
 
Т у ч к и. Мы всех поим, поливаем, помогаем расти. Хочешь дружить с нами?
 
П о д с н е ж н и к. Но я не умею поливать и растить.
 
  Летит Ветер, Тучки улетают, Подснежник раскачивается, закрывается от Ветра.

 

 
П о д с н е ж н и к. Зачем ты так дуешь?
 
В е т е р. Я - Ветер. Я гоняю тучи, чтобы они напоили всю землю. Я очень нужный. Хочешь, полетели со мной?
 
П о д с н е ж н и к (пробует дуть как Ветер). У меня не получается дуть.
 
В е т е р. Ну, тогда пока, мне некогда!
Ветер улетает, прилетает Воробей. Весело чирикает, летает по полянке. Замечает Подснежника.

 

 
В о р о б е й. Чик-чирик, чик-чирик! Привет, Подснежник! Чего грустишь?
 
П о д с н е ж н и к. Я не знаю, для чего я нужен.
 
В о р о б е й. Может, ты умеешь летать и чирикать, как я? От этого всем становится весело! Чик-чирик, чик-чирик!
 
П о д с н е ж н и к (пробует летать, но у него ничего не получается). Нет, я не умею.
 
В о р о б е й. Ну, тогда прощай, я спешу!
 
 

П о д с н е ж н и к (расстроено). Ничего я не умею! Ни светить, ни поливать, ни даже чирикать (садится на корточки, грустит).

 

 На поляне появляется Мальчик, который горько плачет. Подснежник подходит к нему, гладит по головке, жалеет.

 

 П о д с н е ж н и к. Что с тобой, тебя кто-то обидел?
 
М а л ь ч и к (продолжая всхлипывать). Нет.
 
П о д с н е ж н и к. Почему ты плачешь?
 
М а л ь ч и к. Скоро у мамы день рождения, а я так и не придумал, что подарить маме. Мне так хотелось сделать ее сюрприз.
 
П о д с н е ж н и к. Не плачь, я что-нибудь придумаю (ходит по сцене, думает). А что если… (нерешительно). А что если ты подаришь меня?
 
М а л ь ч и к (удивленно). Тебя?
 
П о д с н е ж н и к. Ну да, меня. Ведь я же цветок, хоть и маленький.
 
М а л ь ч и к (радостно). Вот здорово! Как же я сразу не догадался! Моя мама так любит цветы! Я нарисую тебя и подарю маме! Спасибо тебе, ты мне так помог!
 
П о д с н е ж н и к. Я?
 
М а л ь ч и к. Ну, конечно!
 
П о д с н е ж н и к. Значит, я тоже могу быть чем-то полезным?
 
Мальчик. Конечно, можешь. Каждый делает то, что умеет, - кто-то поит, кто-то греет, кто-то радует своей красотой, как ты.
На сцену выходят все участники инсценировки, становятся возле Подснежника, берутся за руки, по очереди читают строки стихотворения.

 

 
Ничего, что не вышел ты ростом, -
Каждый может полезным стать.
И малыш будет выглядеть взрослым,
Если станет другим помогать.
 
1-й: Нарисуй портрет цветка:
Подснежника, ромашки,
Незабудки, василька,
Да хотя бы кашки!
Но не тронь его, не рви -
Сядь тихонько рядом,
Этот миг останови
Терпеливым взглядом!
 
2-й: Если я сорву цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
 
В е д у щ и й. Какое верное решение нашел малыш в этой ситуации?
Нельзя рвать цветы!
Человек - единственный биологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии и уничтожает собственную среду обитания. Страшно представить, чем это может кончиться.
Мы очень надеемся, ребята, что после нашей встречи, у вас появится желание защищать эти цветы, тем более, что сегодня существуют виды, которые можно вырастить дома в горшке. К Новому году у вас на подоконнике зацветет это чудо и запахнет весной!
А соблазн сорвать цветок и подарить маме -можно решить так, как решил его наш герой: нарисовать, слепить, вырезать цветок …
Я предлагаю нашу акцию в защиту подснежников продолжить выставкой рисунков и поделок под названием «Первоцветы».
Вы увидите, что эти подарки не хуже живых цветов, а спасенные подснежники будут вам очень благодарны, и, возможно, в следующем году мы получим другое письмо.
 
Идет награждение команд.

 

 Белый цвет подснежника и нежность -
Этих слов в душе не разделяю.
В слабых лепестках таится вечность
И любовь, что в сердце я храню.
Пусть живут, с весною расцветая,
Вестники свободы и любви,
В них любовь огромная большая.
В них приказ:
Живи!
Борись!
Твори!
 
Приложение 2

 

День подснежника
Интеллектуально-познавательная игра
Лист ответов

 

Команда ________ класса _______________________________________________
 
ТАБЛИЦА
вопроса

Ответы

Баллы

Загадки (по 1 баллу за правильный ответ)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Викторина (по 2 балла за правильный ответ)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 
Приложение 3

 

 
Легенда о происхождении подснежников
О подснежниках у разных народов сложено много легенд. Красивых, поэтических, но в чем-то очень похожих друг на друга. Вот одна из таких легенд, возникших, вероятно, на заснеженных просторах Крайнего Севера, либо Сибири.
Когда Бог изгнал Адама и Еву из Рая, на Земле была зима, дул стылый ветер, шел снег. Ева, конечно же, замерзла и стала горько плакать. Она с грустью вспоминала о теплых райских садах. Чтобы хоть немного утешить ее, поддержать в столь трудной жизненной ситуации, Бог превратил несколько снежинок в изумительной красоты цветки. Это были цветки подснежника.
 
Дополнительную информацию о подснежниках вы можете найти в сети Интернет по следующим адресам:
 

·      http://images.yandex.ru 

Ольга Александровна Толстых,
учитель начальных классов
гимназии № 16 «Французская», г. Новосибирск

 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"