Классный семейный клуб «Вместе»

Опыт разработки и реализации инновационного проекта для начальной школы



В многотрудном деле воспитания все начинается с детства. У ребенка формируется характер, закладываются глубинные его основания, шаг за шагом устанавливается свой собственный стиль межличностных взаимоотношений с близкими, вырабатываются и вполне определенные нормы социального поведения и более того закладываются традиции семейного воспитания в его будущей семье… Государственные нормативно-правовые документы последнего времени подчеркивают исключительно важную роль семьи в решении практически всех задач воспитания. Но существо данной психолого-педагогической проблемы во многом сопряжено с умением родителей найти свой собственный, единственно верный способ педагогически продуктивного общения со своими детьми. И здесь на помощь нам могут прийти различные творческие модификации широкоупотребительного в современном мире проектного метода работы. Мы уверены: проектному методу необходимо последовательно учить родителей, в том числе и используя такую организационно-педагогическую форму работы как семейный клуб, работающий на базе одного какого-либо класса начальной общеобразовательной школы.

Приоритетной воспитательной задачей школы, на наш взгляд, является поддержание и развитие интереса к человеку в семье, к взращиванию его глубинных индивидуальных ценностей в кругу близкородственных доверительных взаимоотношений. Педагог-профессионал должен помочь родителям увидеть ребенка в его истинной природосообразности, в его реальных возможностях и перспективах развития. Для этого надо учить родителей наблюдать за развитием ребенка как всякий раз уникальной личности. В итоге родителям необходимо понимать закономерности и общую логику происходящих в ребенке изменений. Только на этой теоретической основе возможно достичь педагогически продуктивного взаимодействия семьи и школы в вопросе результативности воспитательного процесса.

Особенно важно, по нашему мнению, с самых первых дней школьного обучения создать благоприятные организационно-педагогические условия для систематического взаимодействия школы с родителями. Именно по этой причине мы приступили к разработке и реализации проекта «Классный семейный клуб «Вместе»». Основной базой для фактического осуществления данного проекта была определена средняя общеобразовательная школа № 92 Ленинского района г. Новосибирска. Руководителем экспериментального классного семейного клуба «Вместе» стала Марина Ивановна Гурова, классный руководитель 1 «а» класса данной школы. Научно-методическими консультантами проекта выступили: М. С. Коган, преподаватель и методист кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО, И. В. Хромова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО. Неотъемлемой частью живой ткани данного проекта являлась культурно-воспитывающая среда взаимодействия с районным Домом детского творчества им. В. Дубинина.

Социально-психологический анализ проблемы. Приступая к разработке проекта деятельности классного семейного клуба «Вместе», мы исходили их того, что всех детей экспериментального класса условно можно подразделить на следующие категории:

  • к первой группе мы отнесли те семьи, где дети являются первым ребенком; таких в нашем классе оказалось 8 человек, то есть 35 %,
  • ко второй группе - семьи, в которых наш ученик - единственный ребенок; их оказалось 10 человек, то есть 43 %,
  • в третью группу были включены семьи, в которых учащийся нашего класса является поздним ребенком; таких оказалось 3 человека, то есть 13 %,
  • в четвертую - семьи, где учащийся нашего класса - второй ребенок; таковых имелось 2 человека, то есть 9 %

Представленная статистика показывает, что в основном у нас в классе семьи молодые, а следовательно, у родителей появляются вполне типичные вопросы, связанные с воспитанием своего ребенка. А так как опыт общения их со школой, именно как родителей, в роли родителей, минимальный, то возникает возможность весьма четкого прогнозирования типичных «узловых» проблем, которые могут задать содержательный каркас педагогически ориентированного общения в создаваемом семейном клубе.

Исходя из выполненного проблемного анализа, мы выделили следующие противоречия, которые и попытались частично разрешить в своем сотрудничестве с родителями:

  • противоречие между желанием родителей воспитать высоконравственную личность и недостатком психолого-педагогических и методико-практических знаний в этой области;
  • противоречие между осознанием родителями важности в будущей жизни ребенка коллективной коммуникации и недостаточно высоким уровнем владения способами формирования у детей мотивов к учению.

Предполагаемый педагогический результат. Повышение психолого-педагогической культуры родителей; раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.

Анализ имеющейся психолого-педагогической литературы убедил нас в наличии следующих трех функций, которые мы могли бы включить в круг приоритетных задач своей опытно-поисковой работы:

  1. Просветительская - предполагает обучение родителей навыкам видения и понимания изменений, происходящих с детьми.
  2. Консультативная - означает совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
  3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Условия, пути и средства реализации задач проекта:

  1. Организация систематического сотрудничества с родителями в едином интегративном воспитательном процессе.
  2. Использование традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм работы с учетом конкретных семейных проблем и возможностей.
  3. Создание в коллективе детей и родителей атмосферы добра, комфорта, взаимопонимания и доверия.
  4. Вовлечение родителей и учащихся в разнообразные формы внеурочной деятельности, непосредственно связанные с воспитанием и творческим развитием обучающихся.
  5. Стимулирование, поддержка и активизация процесса личностного роста младших школьников.

Спроектированная система работы включала в себя следующие блоки взаимодействия:

  1. Диагностика семьи. Изучение особенностей воспитания и общения с учетом доминирующих ценностей данной конкретной семьи. Вычленение актуальных, первоочередных воспитательных проблем. Использование метода анализа типичных проблемных ситуаций в содержании коммуникативно-образовательной деятельности клуба. Изучение мнений об эффективности работы клуба.
  2. Психолого–педагогическое просвещение. Активное расширение знаний и представлений родителей о типичных возрастных и индивидуально-личностных особенностях детей, осознание специфики сложившейся образовательной и воспитательной ситуации в школе. Беседы, видеорепортажи по актуальным психолого-педагогическим проблемам. Деловые игры, тренинги по разрешению конфликтных ситуаций. Групповой анализ наиболее сложных воспитательных проблем и ситуаций. Памятки, советы, рекомендации.
  3. Организация совместного досуга. Организация и проведение совместных праздников, экскурсий, игровых программ. Разнообразное включение родителей в разработку, подготовку, участие в таких мероприятиях с целью приобретения ими опыта взаимодействия в организации развивающего досуга.
  4. Социальные проекты. Включение детей и родителей в проектную социально значимую деятельность с целью формирования навыков ответственности, самостоятельности, творчества в организации полезных, личностно и социально значимых дел.
  5. Методическая поддержка. Создание и использование сопровождающих атрибутов проекта, разработка актуальной инструментально-методической продукции с целью повышения мотивации детей и родителей к продуктивному способу сотруднического взаимодействии, а в конечном итоге - росту качества и результативности деятельности клуба.

Сроки реализации проекта

Для реализации проекта мы определили период с 2008 по 2012 год. Весь обозначенный период времени подразделялся на следующие этапы:

1 этап - 2008/2009 учебный год (1 класс).

2 этап - 2009/2010 учебный год (2 класс).

3 этап - 2010/2011 учебный год (3 класс).

4 этап - 2011/2012 учебный год (4 класс)


Команда проекта


Исполнители-соорганизаторы (индивидуальные, групповые субъекты взаимодействия)

Содержание целевых задач сотруднической деятельности

Коган М. С., научный консультант методической службы ДДТ им. В. Дубинина

Консультации по стратегии и тактике реализации проекта; помощь в отборе содержания и технологии организации конкретных дел, встреч, акций; участие в проекте в качестве «соведущей» психолого-педагогического блока; подготовка авторских методических пособий и разработок

Миськова Е. И., педагог дополнительного образования ДДТ им. В. Дубинина

Организация деятельности клуба: подготовка и проведение встреч в клубе; определение задач перед выступающими; участие в качестве «соведущей» программ встреч, подготовка и издание методических материалов, взаимодействие с социальными партнерами: психологической службой, педагогами школы, руководителями музеев и др.

Гурова М. И., классный руководитель 1 «а» класса средней общеобразовательной школы № 92

Организационная работа: планирование работы клуба, организация взаимодействия с родителями – информирование, консультирование, координация действий детей и родителей; контроль за ходом проектов; систематическое пополнение успешного портфельчика обучающихся

Рюкбейль Д. Н., руководитель Детского эколого-биологичес-
кого центра «Планета» ДДТ
им. В. Дубинина

Техническое сопровождение проекта: подготовка презентаций, раздаточного материала, использование мультимедиаматериалов на клубных встречах

Родительский комитет 1 «а» класса средней общеобразовательной школы № 92

Организационная работа: привлечение родителей к активным формам взаимодействия; подготовка вместе с детьми атрибутов, костюмов, выставок и др.; создание призового фонда для поощрения детей

 

 

Для реализации задач подготовки команды проекта к совместной деятельности в рамках клуба «Вместе» потребовалось создать определенную инструментально-методическую базу. В своем систематизированном виде такая база методического сопровождения включала в себя следующие элементы:

  1. «Полезная папка» создается специально для родителей. На занятиях клуба можно получить для ее содержательного наполнения много интересных материалов, которые будут полезны родителям в семейном воспитании: памятки, советы, подсказки, книжки-малышки, игровые тематические подборки, тексты песен, стихов, физминуток, а также нужные к тому или иному случаю адреса, телефоны, рекламные информационные проспекты и др. Следует иметь ввиду, что родителям разрешается и рекомендуется по своей собственной инициативе пополнять полезную папку.
  2. «Успешный портфельчик» предназначен как для ребят, так и для взрослых. В него в течение всего учебного года собираются различные материалы и документы, наглядно представляющие разнообразные успехи ученика. Это могут быть грамоты, дипломы, медали, значки, благодарности, а также творческие работы, рисунки, отзывы других людей и др. Портфельчик хранится в классе. Его можно посмотреть и погордиться. В конце года портфельчик будет передан в семью на «вечное хранение». Можно показать содержимое портфельчика всем родным и знакомым и сообща порадоваться достижениям ребенка за прошедший год.
  3. Электронная музыкальная библиотечка для родителей включает в себя следующие диски: «Любимые детские песни»; «Веселые танцы»; «Новогодняя мозаика»; «С днем рождения!», «Хиты из мультиков» и др.
  4. Специальные выпуски газеты «Спутник»: «Приглашаем к сотрудничеству!» (проспект-программа деятельности семейного клуба «Вместе»); «Творчество наших ребят».
  5. Библиотечка для родителей включает в себя: «Вопросы и ответы про то и про это» (2 выпуска); «Домашний новогодний праздник»; «Любимый праздник - День рождения»; «Давай устроим…» (для младших братишек и сестренок).

Важным психолого-педагогическим моментом в организации системы жизнедеятельности классного семейного клуба «Вместе» является установка на четко проектируемый результат, контроль всех осуществляемых действий по заранее избранным критериям. Всю совокупность критериев оценки результативности нашей работы мы для наглядности представляем в таблице.

Проектируемые результаты. Критерии. Инструмент оценки

Проектируемые
результаты

Используемые
критерии

Способы оценки

1. Активизация позиции родителей на сотрудническое взаимодействие

Динамика участия родителей в образовательном процессе

Анкетирование. Количественно регистрируемые показатели ролевой позиции: инициатор, организатор, активный участник, наблюдатель, игнорирующий

2. Мотивация родителей к созданию воспитывающей семейной среды

Изменение отношения к организации семейного общения и досуга

Анализ вопросов, заявок. Тестирование

3. Создание информационно-методической продукции: видеоролики, репортажи; библиотечка для родителей; электронная музыкальная библиотечка; памятки, газеты, подборки и др.

Анализ востребованности методической продукции. Актуальность проблематики, практическая ориентированность.
Разнообразие жанров

Независимая экспертиза

4. Мотивация детей к созданию творческих работ, активному участию в социальных проектах, конкурсах, выставках и др.

Количественные показатели участия, рост качественных показателей: самостоятельность, ответственность. оригинальность, увеличение словарного запаса, гибкость мышления и др.
Собрание творческих работ, дипломов, знаков поощрения личностного роста в успешном портфельчике. Анализ-рефлексия на общем собрании детей и родителей

 Приложение 1

 Из арсенала методических материалов классного семейного клуба «Вместе»

 

Календарь встреч на 2011/2012 учебный год

 Октябрь

  1. Старт года: «Мы - четвероклассники!».
  2.  Медиа-обзор: «Как мы провели лето».
  3. Для внимательных родителей: «Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании?». Выступление психолога.
  4. Презентация программы клуба «Вместе».
  5. Что расскажет нам успешный дневничок о сентябре 2011 года?
  6. Социальный проект «Семейные реликвии». Комментарии.

 

Ноябрь

  1. День мамы. Коллективное праздничное общение:
  •  Поздравление "От всей души"
  •  «Узнайте себя»: обзор сочинений «Расскажу о своей маме».
  • Наш вернисаж «Профессии наших мам» (рисунки, фотографии, коллажи).
  • Игровая программа «Загадалия».

 

Декабрь

  1. Мастерская Деда Мороза в школе и дома.
  2. Веселый праздник «Новый год». Коллективное праздничное общение:
  • Творческий проект "Новогодний сюрприз".
  • Новогодний калейдоскоп: потанцуем, попоем, поиграем, посмеемся.
  • Праздничная фотосессия.

 

Январь

  1. Для заботливых родителей «Как развивать память ребенка?». Выступление психолога.
  2.  Практикум «Играем вместе».
  3. Социальный проект «Поможем зимним птицам». Комментарии.
  4.  Медиа-обзор «День за днем в 4 «а»».
  5. Пополнение успешного портфельчика.

 

Февраль

  1. «Папин день». Коллективное творческое общение.
  2. Творчество нашего класса «Про пап, о папах, для пап» (фото, стихи, загадки, презентации).
  3. Концерт «Неразлучные друзья - взрослые и дети». Концерт с участием пап, дедушек, братьев, дядей.
  4. Игровая программа «Есть встать в строй!».

 

Март

  1. Женский день 8 марта. Коллективное праздничное общение:
  • Поздравления «Спасибо мамам говорят взрослые и дети», «Нашим девчонкам посвящается».
  • Коллективная газета «Имена моих любимых» (значение, фото, рисунок, великие люди, и др.).
  • Развлекательная программа "Мамомания".
  • Призовая лотерея «Помощники мамы и бабушки».

Апрель

  1. Для ответственных родителей. «Как приучать детей к самостоятельности?». Выступление психолога.
  2. Проект «Улицы расскажут нам». Комментарии.
  3. Пополнение успешного портфельчика.

 Май

Праздник прощальный со школой начальной»:

  • Слайд-программа с музыкальными приложениями.
  • «Признание успехов и достижений» - подведение итогов деятельности в начальной школе, вручение грамот, подарков, дипломов.
  •  «От всей души». Выступление родителей.
  •  «Школьные вытворяшки» - веселые частушки, сценки, диалоги.
  • «Знакомьтесь, мы встретимся в 5 классе». Ритуал передачи класса новому классному руководителю.

Прощальный пирог. Чаепитие.

Приложение 2

Подари радость младшим
Примерный образец организации совместной проектной деятельности детей и родителей
 
Научить ребенка строить планы и их реализовывать, брать на себя и разделять с другими ответственность поможет совместная проектная деятельность детей и родителей. В какой-то момент педагог-руководитель клубного объединения родителей может предложить: «Давайте попробуем вместе с детьми создать свой проект!».
Полагаем, что наши подсказки и рекомендации, представленные ниже, помогут вам. Следует помнить, что подарить радость младшим - это значит помочь им почувствовать себя равноправными партнерам по совместной творческой деятельности, а в каких-то ситуациях и, возможно, ощутить себя более взрослым -понимающими, ответственными, умеющими, способными к продуманному активному действию в недостаточно определенной социальной ситуации. Это очень приятное и воодушевляющее ребенка ощущение, позволяющее ему исподволь утвердить свое индивидуальное «Я», повысить, либо восстановить пошатнувшуюся самооценку.
Напоминаем, что работа над любым проектом предполагает такие этапы: задумка (идея, цель), планирование (как и что надо сделать), подготовка и проведение задуманного, размышление (что получилось?). Итак, представляем вам основное содержание деятельности по созданию и реализации проекта:
 
Этапы проекта, стратегия,
формулировки
целевых задач

Способы усвоения, содержание
проектной деятельности

 

 

Придумаем вместе.

  • Для чего? Зачем?
  • Что это будет?
  •  Что ты сможешь сделать сам/сама?

Примерные фразы при обсуждении проекта:
  • Давай устроим (организуем, подумаем)...
  • Как сделать интересно (полезно, весело, занимательно)…
  • Будет очень хорошо, если сумеешь, сделать так (здорово, если получится).
  • Всегда старшие стараются сделать для младших…
  • Старший, он потому и старший, что может, умеет больше...
  • Вспомни, как ты радовался, когда...




Выбор из разных вариантов:

  • Можно, так или иначе.
  • Как ты думаешь, что лучше?
  • У тебя есть какие-то идеи (мысли, предложения)?
  • Вспомни, что тебе нравилось, радовало в этом возрасте?
  • Наверно это будет интересно.
  • Ты сможешь.
  • Я, конечно, помогу
Что будем делать?
  • Что нужно сделать, чтобы получилось хорошо?
  • Что понадобится?
  • Придумываем и записываем ЧТО конкретно (перечень, содержание) это будет.
  • Записываем, что понадобится (бумага, краски, подарки и т. д.).
  • Отмечаем, что уже есть, а что необходимо приобрести.
  • Подумаем к кому можно обратиться за помощью

(к папе, бабушке, дедушке, старшей сестре…),

как лучше обратиться за помощью?

  • Назначаем срок проведения задуманного

Подготовка

  • Стараемся сделать так, чтобы это был сюрприз для младших.
  • Обсуждаем, репетируем, тренируемся.
  • Проверяем, все ли готово (по списку).
  •  Еще раз обсуждаем: «Что и как будет завтра?»

Делаем!

Не забудьте поддерживать ведущего:
  • тактильно – погладить по головке, обнять, похлопать по ладошке;
  • взглядом;
  • жестами;
  • вербально: «Молодец!», «Умничка!», «Как хорошо получается!», «Замечательные братья, сестрички»…

Очень внимательно отнеситесь к своей роли: зритель, ассистент, помощник, наблюдатель (посмотреть и прокомментировать выставку, похлопать на «бис», похвалить и др.).

 

Если нужно, тактично напомнить, что хорошо бы прибрать за собой и младшим братишкой (сестренкой)…

Постараться зафиксировать происходящее на фото, видео…

Подскажите, чтобы младшие поблагодарили старших или спросите: «Понравилось, как вы играли (рисовали)?»


Последействие.

Что потом?


Обсудить:

- Что получилось?

Что было трудно, почему?

Что не очень хорошо получилось,

Как можно сделать лучше?

Что можно в другой раз попробовать?


Оформляем «отчет»


Оформить фотографии (нарисовать рамочки, сделать подписи и др.). Аккуратно разместить их в папку (в альбомчик, в мультифору, вклеить в тетрадку и др.). Придумайте корочку, на ней напишите название проекта, кто и когда проводил

 Приложение 3

  Социально-творческие проекты нашего класса

  Проект «Семейные реликвии»

 Время проведения: октябрь - ноябрь.
Ведущая идея: привлечь внимание детей к документам, предметам, принадлежавшим семье или родственникам, с целью - вызвать интерес к истории своей семьи, к родственникам разных поколений.
Что делают дети и родители? Вместе с родителями дети знакомятся с предметами или документами, фотографиями  из семейного архива. Выбирают свой «объект» (письма, награды, фотографии, портреты, знаки отличия, статьи из газет, журналов и др.). Собирают информацию и продумывают форму презентации семейной реликвии. Готовят визитную карточку своего проекта на листе формата А4. Обязательно указывают название документа, автора проекта.
Что делает учитель? Организует в классе оформление стены «Семейные реликвии нашего класса», где размещаются визитные карточки.
Подведение итогов. Представление на классных часах презентаций проекта. Разговор-размышление «Что нового мы узнали о своих семьях?».
 
Проект «Новогодний сюрприз»
 
Время проведения: декабрь.
Ведущая идея: подготовить веселую затею вместе с родителями на новогодний праздник  в тайне, раскрыть свой «секрет» только на празднике.
Что делают дети и родители? Объединяются малыми группами (2-5 семей). Готовят выступление-сюрприз. Здесь могут быть реализованы различные идеи, к примеру: «Веселые клоуны» (песенка на данную тему, аттракционы); «Бродячие музыканты» (шуточный шумовой оркестр, музыкальная игра); «Заводные игрушки» (танцевальная композиция, загадки); «Фокусники» (дефиле, фокусы, игра «Черный ящик»); «Цыганский табор» (музыкальная композиция, гадания, предсказания); «Смешарики» (веселые сценки, анекдоты, лотерея); «Веселый зоопарк» (хор животных с солистами, конкурс пантомимы «Кто есть кто») и др.
В рамках данного проекта очень важно заранее продумать, что необходимо сделать, что следует приобрести, что нарисовать, изготовить и др., Но, главное, воплотить все задуманные идеи вместе!
Подведение итогов. На новогоднем празднике все сюрпризы будут представлены и одобрены бурными аплодисментами. Обязательно все происходящее снимают на камеру и фотографируют.
 
Проект «Поможем зимующим птицам»
 
Время проведения: январь.
Ведущая идея: привлечение внимания к проблеме выживания и сохранения численности зимующих птиц, что будет способствовать повышению защиты зеленых насаждений от болезней.
Что делают дети и родители? Наблюдение за жизнью зимующих птиц. Поиск информации о птицах Сибири. Обсуждение проблемы «Чем можно помочь птицам зимой?». Изготовление кормушки, размещение ее в удобном месте. Организация регулярной работы «птичьей столовой». Подготовка фотоотчета.
Подведение итогов. Подготовка композиции с участием всех участников проекта и выступление на родительском собрании.
 
Проект «Имена моих любимых»
 
Время проведения: февраль - март.
Ведущая идея: познакомиться с толкованием имен мамы, бабушки. Узнать имена выдающихся личностей, тезок мамы или бабушки.
Что делают дети? Собирают информацию об имени: значение, толкование, тайна, талисман, отличительные особенности. Оформляют газету для представления в классе.
Очень важно! Папы могут участвовать в подготовке сюрприза (помочь сделать фотографии, подсказать идеи оформления и др).
Подведение итогов. Выставка газет к 8 марта.
 
Проект «Улицы расскажут нам»
 
Время проведения: апрель.
Ведущая идея: познакомиться с биографиями личностей, географическими объектами, историческими событиями, в честь которых названы улицы родного города. Узнать, какие учреждения и организации расположены на этой улице.
Что делают дети и родители? Выбирают улицу, которую будут изучать. Собирают информацию, оформляют отчет-презентацию.

Подведение итогов. Представление отчетов на классных часах, внеклассных мероприятиях. 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"