Северный меридиан Сталя Анатольевича Шмакова

2010 год запомнится педагогической общественности Северного района знаменательным событием - в соответствии с решением Совета депутатов Северного сельсовета (председатель Т. И. Кирюшенко) от 3 сентября 2010 года на здании Северной средней общеобразовательной школы была установлена мемориальная доска, посвященная памяти Сталя Анатольевича Шмакова - известного российского педагога, начинавшего здесь, в наших северных краях свою профессиональную педагогическую деятельность.

Данная акция стала частью проекта «Сверкнул стремительным лучом…», который был спланирован и реализован в период с января 2010 года по апрель 2011 года. В содержательную часть этого проекта были также включены следующие мероприятия и акции: встреча педагогической общественности района с бывшими учениками С. А. Шмакова, изучение его наследия, переписка с педагогическим коллективом Липецкого Дома детского творчества им. С. А. Шмакова, экспозиция в местном историко-краеведческом музее (руководитель музея - С. В. Останина), районный конкурс профессионального педагогического мастерства для вожатых и классных руководителей, педагогов дополнительного образования и специалистов учреждений культуры по работе с детьми «Нет в мире радостнее дела, чем воспитание души!», заключительный вечер, посвященный памяти С. А. Шмакова.

В команду авторов, подготовивших данный проект, вошли: Раиса Владимировна Акинина (руководитель проекта), Наталья Петровна Андреева, Светлана Михайловна Останина и Марина Ивановна Кыштымова. Существенный вклад в успешную реализацию проекта внесли: общественная организация Северного района Новосибирской области «Импульс» (координатор организации - М. И. Кыштымова), а также Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» (ответственная за участие в данном проекте - библиотекарь Н. П. Андреева).

Своеобразной сверхзадачей проекта выступила идея о возможности использования в содержательной ткани всех мероприятий оригинальных творческих методических находок самого С. А. Шмакова - его стихов, песен, теоретических и методических рекомендаций. Ну и конечно, хотелось на конкретном фактическом материале познакомить все педагогическое сообщество и жителей района с жизнью и творческим наследием этого замечательного педагога, который внес огромный вклад в отечественную теорию и методику воспитательной работы, творческая биография которого начиналась именно здесь, в селе Северном, в местной общеобразовательной школе, где он работал как преподаватель русского языка и литературы, истории, логики и психологии, был завучем с 1952 по 1954 год. Именно практический опыт работы в этой школе стал для него своеобразным «северным меридианом», тем измерителем, который, пересекая все его дальнейшие профессиональные странствия, достижения и свершения, давал ключевую точку отсчета всем его творческим делам и инициативам. Ведь далеко не случайно, многими годами позже, с особым теплом вспоминая о времени своей профессиональной деятельности в Северной средней школе, он говорил: «По-сумасшедшему счастливым я был только в первые учительские годы, когда работал в далекой общеобразовательной школе села Северное Новосибирской области. Хотя эта счастливость с годами и поубавилась, но я и сегодня глубоко убежден: может быть и есть профессии, равные учительскому труду - выше нет ни одной».

Основными участниками проекта выступили педагоги образовательных учреждений Северного района, выпускники и обучающиеся Северной средней общеобразовательной школы, вожатые, заместители директоров по воспитательной работе, ветераны педагогического труда, специалисты учреждений культуры по работе с детьми и др.

Необычайно яркий след оставил Сталь Анатольевич в памяти своих учеников, это был необычайно талантливый, яркий, неординарный педагог. Вся последующая жизнь подтвердила справедливость этих первых его проявлений творческой педагогической одаренности. Вот только некоторые страницы его последующей биографии.

В 1954 году, фактически по итогам его работы в нашей Северной школе, вышла в свет первая его книга «Использование наследия А. С. Макаренко в работе педагога». В 1957 году он участвует в разработке концепции и проекта Всероссийского пионерского лагеря «Орленок», в 1961 году работает в Финляндии, создавая скаутскую молодежную организацию «Молодая трава Суоми». А в 1963 году переехал из Новосибирска в Липецк, где работал заведующим кафедрой теории и методики воспитания и социально-педагогической работы в Липецком государственном педагогическом институте.

С. А. Шмаков был награжден 48-ю правительственными и ведомственными наградами, в том числе медалями Чехии, Польши, ГДР. Он был лауреатом премии В. Скороходова в области журналистики (1948 г.), Януша Корчака (1988 г.), К. Д. Ушинского (1991 г.), А. С. Макаренко (1988 г.). В 1991 году ему было присвоено звание «Заслуженный учитель России».

Сталь Анатольевич ушел из жизни 9 апреля 2001 года. В одном из последних своих интервью, на вопрос: «Какое из всех ваших многочисленных званий вы считаете для себя наиболее почетным?», он ответил: «Классный руководитель 10-го класса Северной средней школы. И еще - заслуженный учитель России». Этот ответ красноречиво доказывает - Сталь Анатольевич всегда бережно хранил память о нашей школе и своих учениках.

На протяжении всей своей жизни он не забывал Северное. Многие годы переписывался со старейшим педагогом Северной средней школы А. И. Крупницкой, поддерживая связь, неоднократно встречался с учениками. В местном музее хранятся фотографии, личное дело С. А. Шмакова. В рамках реализуемого проекта была организована переписка с одной из его учениц Р. С. Здоровой (Бойковой), которая проживает в настоящее время в городе Вологде.

Немаловажную роль в эмоционально-содержательном плане мероприятий проекта сыграли воспоминания самого Сталя Анатольевича о годах своей работы в селе Северное.

«Я проработал в Северной средней школе всего три года. Работал бы и дольше, да призвали в армию. Не ради хвастовства, а ради доказательства того, что могут сделать молодые учителя для детей, расскажу о наших нескольких творческих делах. В те времена еще был жив «отец народов», и каждое публичное слово подвергалось цензуре; школьные сценарии жестко редактировались. И все же, все же! И тогда, и сегодня на молодых наваливают поручения, «нагрузки», роли. Хорошо это или плохо? Замечательно! Это шанс все попробовать, понять. Сегодня я вспоминаю с ужасом, сколько у меня было школьных «ролей». Классный руководитель в выпускном классе. (Кстати, дружу с теми, кто остался жив до сих пор. Мои ребятки уже пенсионеры. Из 24 выпускников 17 стали учителями). Нештатный секретарь райкома комсомола, ответственный за работу с детьми района (!). Летом приходилось работать начальником сельского пионерского лагеря, проводить районные конкурсы, смотры, игры. Потом меня назначили председателем районного совета культуры, а это организация праздников, смотров, фестивалей. Как-то незаметно стал директором местного радиокомитета и режиссером самодеятельного театра, в котором играли старшеклассники и сельская молодежь. За три года - 10 спектаклей. И каких?! «20 лет спустя» М. Светлова, «Таланты и поклонники» А. Островского, «Раки» С. Михалкова...

Итак, школа, в которой, хочешь не хочешь, надо постоянно быть новым: по-своему учить, что-то вечно придумывать. Вместе с институтской подругой Симой Опальковой мы открыли в школе первую в стране Третьяковскую галерею. Создать ее помогли профессиональные художники из ссыльных (село Северное было местом ссылки ЧСВН -членов семей врагов народа). Естественно, это была выставка репродукций из популярных журналов, но как оформлена и подана! Экскурсоводами по залам были старшеклассники. Все двухэтажное деревянное здание школы мы превратили в галерею, куда приходили по субботам и воскресеньям жители села и приезжали на лошадях целые экскурсии колхозников.

Для себя я понял - учитель многое должен уметь делать своими руками. Вместе с ребятами мы мастерили деревянные рамки, карнавальные и театральные костюмы, декорации, туристическое снаряжение для поездок по вузам Сибири (профориентационные экспедиции), зарабатывали деньги, ремонтируя здание школьного интерната, школьную мебель. А какого труда стоили школьные праздники?! Для «Венского бала на льду» в новогоднюю ночь 1953 года был залит большой каток, а затем ребята выстроили сказочный город из снега и льда (замороженная, но сначала подкрашенная вода в тазах, ведрах). Под каток мы умудрились подвести цветные лампочки, гирляндами украсили ледовые крепости и снежные фигуры. А еще в школе был яростный дискуссионный клуб «Откровенность» и еженедельные игро-танцевальные вечера, которые старшие классы готовили по очереди. И каких только событий не бывало в те три роскошных учительских года!».

 

Итоговый вечер, посвященный памяти С. А. Шмакова, состоялся в актовом зале Северной средней общеобразовательной школы. На празднично украшенной сцене были размещены следующее три баннера:

  • Сверкнул стремительно лучом…».
  • Портрет С. А. Шмакова и увеличенные фотографии 1952-54 годов. Под ними цитата С. А. Шмакова: «По-сумасшедшему счастливым я был только в первые учительские годы, когда работал в далекой школе села Северное Северного района Новосибирской области».
  • Название районного конкурса профессионального мастерства «Нет в мире радостнее дела, чем воспитание души», фотографии его участников.

Среди приглашенных были: заместитель главы администрации Северного района Новосибирской области Г. М. Кайгородова, начальник управления образования администрации Северного района Новосибирской области Н. Ю. Устьянчик, глава администрации МО «Северный сельсовет» С. А. Шапкина, ученики Сталя Анатольевича Шмакова - Е. Т. Осипова, Г. Ф. Кемелева, Э. П. Ярман, Н. Т. Ильиных, Р. М. Васильева.

Участники - учителя Северной средней школы, ветераны педагогического труда, одиннадцатиклассники Северной общеобразовательной школы (классный руководитель Л. А. Коростелева), члены Детской общественной организации «Импульс» Северного района, вожатые, классные руководители образовательных учреждений района - участники конкурса «Нет в мире радостнее дела, чем воспитание души».

 Сценарий итогового вечера, посвященного памяти С. А. Шмакова

 На нашем вечере присутствуют члены экспертного совета конкурса: начальник управления образования Министерства культуры Новосибирской области Л. В. Стригина, ведущий методист отдела областного Дома народного творчества и куратор конкурса В. И. Иванова, методист Областного центра дополнительного образования Е. А. Ильин.

 Вечер начинается под звуки песни С. А. Шмакова «Года».

 Первый ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались для того, чтобы отдать дань уважения человеку, учителю, который носил это имя с гордостью и никогда не уронил его.

 Второй ведущий. С. А. Шмаков - выдающийся педагог-новатор, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, почетный академик Международной Академии образования, работал в Северной средней школе в 1952-54 годах. Конечно же, это было очень давно, но память о нем бережно хранят его ученики, которые сегодня присутствую в этом зале. Поприветствуем их.

Третий ведущий

Вожатый» - профессия птица,

Крылатей ее не сыскать:

С какою другою работой сравнится -

Ребячьи сердца зажигать?!

 Первый ведущий. Эти строчки из песни Шмакова как нельзя более точно подходят к нему самому. Всю свою жизнь он посвятил детям. Родился Сталь Анатольевич 17 января 1931 года в городе Новосибирске. В 1952 году после окончания НГПИ был направлен в Северный район и до 1954 года работал учителем русского языка и литературы, психологии, завучем в Северной средней школе.

Второй ведущий. С 1954 года он работает в средней общеобразовательной школе № 10 города Новосибирска, одним из первых в стране создает там педагогический класс, сотрудничает с НГПИ, организует школу подготовки вожатых «Снежная республика».

 Третий ведущий. С. А. Шмаков за свою огромную творчески насыщенную деятельность был награжден многими правительственными и ведомственными наградами. А в 1991 году ему было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель России».

 Первый ведущий. Но начало этой замечательной деятельности было положено в нашей Северной средней школе.

 Просмотр презентации Северной общеобразовательной школы.

 Второй ведущий. Первая начальная школа открылась в селе Дорофеево (ныне село Северное) в 1920 году. Именно с этого времени началось постоянное обучение детей, становление образования.

 Третий ведущий. В 1934 году началось строительство средней школы, и только в 1938 году школа приняла первых учеников. Это было двухэтажное типовое здание.

 Первый ведущий. В 1950-е годы в нашей школе работали замечательные педагоги, которые достойны самых громких эпитетов - это Галина Михайловна и Иосиф Никифорович Маевские, Анна Михайловна и Иван Никифорович Пинчуковы, Анна Ивановна Кухта, Ольга Александровна Робусова, Зоя Дмитриевна Кредович, Лев Дмитриевич Солуянов, Антонина Ивановна Крупницкая.

 Второй ведущий. Но имя С. А. Шмакова занимает особое место среди этих достойных имен. Сталь Анатольевич не просто воспитывал учеников, давал им знания, он изменил все их мировоззрение.

 Третий ведущий. В те далекие 1950-е годы, когда Северное было глухим селом, оторванным от цивилизации, местом ссылки политзаключенных, он показал, что существует другая жизнь: яркая, насыщенная, в ней есть место творчеству, искусству, дружбе, любви. И именно учитель является проводником ребенка в эту новую жизнь.

 Первый ведущий. Вот что вспоминал Сталь Анатольевич: «По-сумасшедшему счастливым я был только в первые учительские годы, когда работал в далекой школе села Северное Северного района Новосибирской области. И тогда, и сегодня на молодых наваливают поручения, «нагрузки», роли. Хорошо это или плохо? Замечательно! Это шанс все попробовать, понять. Сегодня я вспоминаю с ужасом, сколько у меня было школьных «ролей»».

 

Второй ведущий. «Классный руководитель в выпускном классе. Нештатный секретарь райкома комсомола, ответственный за работу с детьми района (!). Летом приходилось работать начальником сельского пионерского лагеря, проводить районные конкурсы, смотры, игры. Потом меня назначили председателем районного совета культуры, а это организация праздников, смотров, фестивалей. Как-то незаметно стал директором местного радиокомитета и режиссером самодеятельного театра, в котором играли старшеклассники и сельская молодежь».

 

Третий ведущий. «За три года - 10 спектаклей. И каких?! «20 лет спустя» М. Светлова, «Таланты и поклонники» А. Островского, «Раки» С. Михалкова... Итак, школа, в которой, хочешь не хочешь, надо постоянно быть новым: по-своему учить, что-то вечно придумывать. Вместе с институтской подругой Симой Опальковой мы открыли в школе первую в стране Третьяковскую галерею. Естественно, это была выставка репродукций из популярных журналов, но как оформлена и подана!».

 

Первый ведущий. «А какого труда стоили школьные праздники?! Для «Венского бала на льду» в новогоднюю ночь 1953 года был залит большой каток, а затем ребята выстроили сказочный город из снега и льда, под каток мы умудрились подвести цветные лампочки, гирляндами украсили ледовые крепости и снежные фигуры».

 

Второй ведущий. Но самое главное Сталь Анатольевич был замечательным учителем. Каждый его урок был неповторим. Показательно - 17 из 34 учеников его класса стали продолжателями его дела - учителями. Предоставим слово ученикам Сталя Анатольевича.

 

Выступления учеников Г. Ф. Кемелевой и Е. Т. Осиповой.

 

Третий ведущий. После отъезда из Северного Сталь Анатольевич работал в городе Новосибирске, где у него так же много последователей. Одна из них Марина Соломоновна Коган - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

 

На экране портрет М. С. Коган. Ведущие зачитывают фрагменты статьи М. С. Коган «Романтик нашего времени», опубликованной в журнале «Сибирский учитель» № 11 за декабрь 2000 года.

 

Первый ведущий. «В моей жизни Сталь Анатольевич занимает особое место. До последних дней мы с ним переписывались. Письма приходили регулярно, а еще разные знаки внимания: книжки, буклеты, вырезки из газет. Я с гордостью могу говорить, что принадлежу к большому клану его многочисленных учеников и последователей».

 

Второй ведущий. «Сталь Анатольевич очень любил наш город. Его приезды всегда были связаны с посещением родных мест, встречей с друзьями. Я не переставала удивляться, как ему были дороги эта память, эти люди, вещи, строения, которые напоминали те далекие времена. Он любил бродить по старым улицам; он мечтал съездить в село Северное, где начиналась его педагогическая биография. И мы все были уверены, что поедем вместе…»

 

Третий ведущий. В личной беседе с Раисой Владимировной Акилиной Марина Соломоновна сказала: «Я очень рада, что в Северном Сталя Анатольевича помнят, что его педагогическое наследие активно используется в работе. И открытие мемориальной доски - зримое подтверждение этому. Незадолго до своей кончины, он прислал в адрес ректора НИПКиПРО профессора В. Я. Синенко письмо, в котором, в частности, предложил: «Я про Северное часто вижу сны. Я хочу побывать, может быть в последний раз, в Северном, где начинал свою карьеру учителем, вожатым, завучем, директором школы, где написал свою самую первую книгу и т. д. У меня о работе тех лет -- самые что ни на есть добрые воспоминания. Давайте же, Василий Яковлевич, сделаем нашим учителям праздник!»».

 

Первый ведущий. Сталь Анатольевич был не только талантливым учителем, организатором, но и журналистом, поэтом. Давайте послушаем песню в его исполнении.

 Звучит звукозапись песни «Полынь» на стихи С. А. Шмакова.

 Первый ведущий. Эта песня посвящена памяти наших земляков - жителей деревни Ича - братьев Дьячук, погибших во время Великой Отечественной войны и их матери, которой было присуждено звание «Мать-героиня». На нашей встрече присутствует С. М. Останина, близкая родственница героев этой песни. Мы хотим подарить ей на память диск с записью этой песни.

Второй ведущий. В 1994 году Сталь Анатольевич Шмаков по приглашению кафедры педагогики НИПКиПРО проводил мастер-класс, на котором присутствовали Р. В. Акилина и Т. Е. Тарасенко. Попросим Татьяну Егоровну поделиться своими воспоминаниями.

 

Выступление Т. Е. Тарасенко.

 

Третий ведущий. В это время он был уже не молодым человеком, но сколько в нем было энергии, огня, задора. Посмотрите, пожалуйста, видеозапись, сделанную в этот период его жизни.

 Просмотр видеозаписи.

 Первый ведущий. В 2000 году в нашем районе так же была создана детская общественная организация. Вас приветствуют представители Детской общественной организации «Импульс» Северного района.

Второй ведущий

Слышишь, товарищ,

Пульс планеты?

Ребята шагают,

Печатая шаг.

Сильные руки,

Гордые плечи,

Солнце в ладонях,

Солнце в глазах!

 Выступление детей:

 1-й. Мы - юные,

2-й. инициативные,

3-й. творческие,

4-й. талантливые,

Все. Мы - Детская общественная организация «Импульс» Северного района!

 

Энергия - предельная,

1-й. В будущее - без промедления!

2-й. «Импульс» - движение на перспективу,

3-й. В жизнь воплощает достойную инициативу!

4-й. Дети и взрослые - отличное партнерство!

5-й. Опыт? -- Постарше!

1-й. Помладше? - Упорство!

2-й. Руки - к штурвалу,

3-й. Помыслы - к солнцу!

4-й. Нам высота не помеха!

5-й. Все что тебе одному не под силу -

6-й. Сможет команда!

Все: В единстве сила!

Звучит песня «Мы солнца семь лучей…».

 Третий ведущий. Проходят годы, сменяются поколения учителей и учеников. Но всегда в нашей школе работают педагоги не по обязанности, а по призванию. Именно они зажигают ребячьи души, наполняют жизнь детей интересными и важными событиями.

 Первый ведущий. Для подведения итогов районного конкурса «Нет в мире радостнее деле, чем воспитание души» слово предоставляется координатору Детской общественной организации Северного района по поддержке молодежных инициатив «Импульс» М. И. Кыштымовой.

 Выступление М. И. Кыштымовой.

 Оглашение итогов конкурса и вручение премии.

 По итогам завершившегося конкурса премия вручается Н. И. Михалевич - заместителю директора по воспитательной работе Гражданцевской средней общеобразовательной школы.

 Второй ведущий. Слово предоставляется Р. В. Акилиной, директору Дома детского творчества.

 После краткого завершающего слова Р. В. Акилина приглашает всех присутствующих на открытие мемориальной доски, посвященной Сталю Анатольевичу Шмакову. 

 

Акилина Раиса Владимировна
директор Дома детского творчества
Северного района Новосибирской области

 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"