«Здесь мне каждый камень сердцу дорог…»

Из истории архитектурных памятников двух площадей Красного проспекта. Тематическая экскурсия

Материалы тематической экскурсии по историческому центру города, представленные ниже, без сомнений, будут полезны классным руководителям, планирующим поездку в Новосибирск с группой учащихся.

Данная экскурсия может быть предложена ребятам 5-8-х классов. Ее маршрут предполагает знакомство, в первую очередь, с выдающимися архитектурными сооружениями двух главных площадей Красного проспекта - Площади Свердлова и Площади Ленина. В их число входят: храм Александра Невского, памятник А. Д. Крячкову и основные здания, спроектированные им, Часовня Святого Николая и, конечно, своеобразная визитка нашего города, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.

 

«Этот край мне с детства сердцу дорог…»

Из истории архитектурных памятников двух площадей Красного проспекта.

Тематическая экскурсия

 

Цель экскурсии: пробудить интерес к историческому прошлому нашего города и к дальнейшей поисково-исследовательской работе.

  Задачи:

 1.  Ознакомить учащихся с выдающимися памятниками градостроительства в Новосибирске, с интересными фактами, связывающими историю гимназии № 10 с создателями архитектурных сооружений двух главных площадей Красного проспекта.

2.  Собрать материалы о Н. М. Тихомирове, А.

  Д. Крячкове, О. В. Сметаниной и оформить в музее стенд, альбомы, тематические папки.

 Маршрут экскурсии:

1. Гимназия № 10 (ул. Революции, 31).

2. Площадь им. Я. М. Свердлова: храм Александра Невского; памятник А. Д. Крячкову и основные здания, спроектированные им.

3. Часовня Святого Николая.

4. Площадь им. В. И. Ленина:торговый корпус и другие здания, спроектированные А. Д. Крячковым; Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.

 

Наша гимназия № 10 - одно из старейших учебных заведений Новосибирска. В 2012 году она отметит 100-летний юбилей. Музей истории гимназии № 10 (МИГ-10) открылся в мае 2005 года. Здесь тщательно собирается все, что связывает гимназию (школу) № 10 с историей родного города. Сегодня на экскурсии мы проедем и пройдем пешком по Красному проспекту и двум его центральным площадям, познакомимся с их архитектурными ансамблями, с жизнью двух замечательных людей Н. М. Тихомирова и А. Д. Крячкова, поймем, как связаны эти имена с историей города и нашей гимназии.

Вы знаете, что жизнь нашего города началась со строительства железнодорожного моста через Обь для Транссибирской железной дороги в 1893 году. Главным инженером этого строительства был Г. М. Будагов, а достраивал мост инженер-строитель, дворянин Николай Михайлович Тихомиров (из книги Анатолия Брата «Звезды светят из прошлого» мы узнали, что дом Николая Михайловича Тихомирова стоял на месте нынешнего здания нашей гимназии, а пионеры «десятки» оказывали тимуровскую помощь его родственникам).

Людей на строительство пребывало все больше людей, развивалась торговля. Колыванский купец Е. А. Жернаков уже в марте 1894 года открыл первый универсальный магазин на месте нынешнего автовокзала. Именно эта дата считается временем основания поселка. Именно отсюда стали прорубать просеку в густом бору для главной улицы будущего города - Николаевского, ныне Красного проспекта.

Сейчас мы стоим с вами почти на этом месте у храма Александра Невского. Жители растущего поселка твердо помнили одну из народных заповедей: «Благо нисходит на тот город, в котором появляется дом Господен!» Когда же пришло долгожданное благословение на строительство каменного храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, то всем миром выбрали ему место рядом с просекой на взгорье, чтобы храм был виден отовсюду: и с палуб обских пароходов, и из окон проезжающих поездов. В комитет по его строительству входил и Е. А. Жернаков.

Закладка первого камня будущего храма Александра Невского состоялась 15 мая 1897 года. По этому поводу был отслужен молебен в присутствии первых лиц Новониколаевского поселка.

Руководил строительством инженер-путеец Н. М. Тихомиров, которого заслуженно считают одним из основателей нашего города. Он достроил железнодорожный мост, организовал первое Добровольное пожарное общество, т. к. строения все были деревянные и часто вспыхивали пожары. Но особой заслугой Н. М. Тихомирова является строительство собора Александра Невского.

Николай Михайлович буквально дневал и ночевал на стройке, тщательно следил за качеством работ. Иногда на стройку он приглашал жену и, по словам очевидцев, не раз просил ее встать в противоположный угол храма, а сам издалека, проверяя акустику, почти шепотом произносил ей слова, с которых начинается любовь. Не потому ли акустика храма и по сей день остается лучшей в городе, что была испытана, проверена и освящена двойной любовью: земной и христианской.

Храм был исполнен в пышном византийском стиле, с позолотой на крышах, с массивным крестом на главном куполе. Внутри храма сиял позолотой иконостас. Над иконостасом по правую и по левую руку под куполом из «небесных» ниш выглядывали ангелочки с крылышками. Это лепное украшение скопировал со своего сына Миши Павел Михайлович Тихомиров, брат Николая Михайловича - первый архитектор Новониколаевска. Он тоже принимал участие в оформлении интерьера храма. Один брат строил, другой - украшал.

Первое освящение храма состоялось 29 декабря 1899 года. Храм был построен за 2,5 года. За отлично-усердную работу по строительству храма царь Николай II наградил Н. М. Тихомирова орденом Святой Анны III степени. А меньше чем через год, 24 октября 1900 года, Н. М. Тихомирова не стало. Кровоизлияние в мозг.

Тысячи людей пришли проститься с Николаем Михайловичем. В знак благодарности, следуя русской традиции, похоронили его в ограде собора Александра Невского, а на беломраморной плите золотом вывели: «Здесь покоится прах строителя Храма сего инженера Тихомирова Н. М. 1857 -1900».

Но то, что произошло несколько десятков лет спустя, даже в самом кошмарном вещем сне вряд ли могло привидеться Николаю Михайловичу Тихомирову. Храм, народное достояние, решили взорвать.

Почему народное достояние? Потому что строили его простые рабочие и достраивали храм на народные деньги, т. к. средств, выделенных из царской казны, не хватило.

Почему взорвать? Потому что после Октябрьской революции наступило время безбожия, забвения прошлого. В эти годы в России было разрушено много церквей.

Храм Александра Невского по решению облисполкома закрыли в 1938 году. Обезглавили купол, срезав кресты, динамитом изуродовали звонницу, подвалы, но сам собор, выдержав два заряда чудовищной силы, не сдался, не рухнул, устоял. Использовать заряд большей силы не стали, т. к. могли быть разрушены здания соседних учреждений. Когда-то Тихомиров говорил своей жене: «Исаакиевский всегда в лесах стоит, а здесь, запомни, ни одной трещинки не будет». Пророческими оказались слова, даже после мощных взрывов храм не дал ни одной трещины.

Иконы, иконостас были убраны, настенные росписи уничтожены, и здание стало использоваться не по назначению. В разные годы здесь размещались проектный институт, воинская часть, Западно-Сибирская студия кинохроники. В 1971 году при прокладке кабельной линии около храма Александра Невского рабочие наткнулись на неизвестное захоронение. Это был склеп с останками инженера Н. М. Тихомирова. Их перезахоронили на Заельцовском кладбище. Фуражка, шпага и орден хранятся в краеведческом музее.

По настоятельному требованию горожан 25 августа 1989 года решением Новосибирского городского совета собор Александра Невского был передан Новосибирской епархии и получил второе рождение. 15 мая 1991 года (через 96 лет после закладки 15 мая 1897 года) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил полный чин второго освящения Александро-Невской обители.

В старину сибирские города было принято открывать сторожевым столбом или тюрьмой. На въезде в Новониколаевск каталажной тюрьмы не было, гостей радостно встречал золотыми куполами и колокольным звоном храм. Он и по сей день сохраняет свое особое положение в городе, открывая его главную улицу - Красный проспект. Спасенный и возрожденный, стоит на возвышении храм, «подставив свою большую лобастую голову в воинском шлеме под свежий обской ветерок» (по образному выражению поэта Александра Денисенко).

Обойдем храм, выйдем на Красный проспект, остановимся у памятного камня, установленного в 2006 году благодарными гражданами Новосибирска в честь Н. М. Тихомирова, и молча, постоим. Жив Николай Михайлович Тихомиров в великом творении и в воспоминаниях людей. Эта память дает нам возможность узнать, как рождался наш город и о людях высокого служения, стоявших у его истоков.

Перейдем проспект и остановимся на площади, которая носит имя Якова Свердлова, хотя, по нашему глубокому убеждению, она должна быть названа именем другого человека - архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова.

История градостроительства практически не знает фактов, когда один-единственный архитектор построил бы целый город. Новониколаевск/Новосибирск является, пожалуй, в этом смысле уникальным примером. Весь исторический центр города, его эстетическое лицо было сформировано замечательным архитектором А. Д. Крячковым.

Мы с вами стоим перед памятником этому замечательному зодчему. Он установлен совсем недавно, в 2008 году. Авторы памятника - художники Юрий Бурика и Алексей Коваленко, скульптор Арам Григорян и архитектор Валерий Арбатский - справедливо решили, что будет правильно, если фигура А. Д. Крячкова окажется в окружении зданий, им проектированных. Выполненный в бронзе, на постаменте из красного гранита, высотой в 3,2 метра, памятник, тем не менее, не производит впечатление монументальности. Он очень «живой».

Кто же такой А. Д. Крячков, и какое отношение к истории гимназии № 10 он имеет?

Андрей Дмитриевич родился не в Сибири, но его по праву называют сибирским зодчим.

Приехав в Томск в 1902 году после окончания Петербургского института гражданских инженеров, он навсегда остается в Сибири, отдавая все свои творческие силы и талант строительству таких городов, как Томск, Омск и особенно Новосибирск. Создавать облик нашего города он начал в 1910 году, когда получил заказ от городской управы Новониколаевска на строительство 12 школьных зданий. В мае 1909 года страшный пожар уничтожил большую часть центра Новониколаевска, выгорело 22 квартала, 794 дома с хозяйственными постройками. Было решено возводить в городе, в основном кирпичные здания, и начали со строительства школ.

Заказ был выполнен за два года. Все школы были выстроены из красного кирпича, каждое из них имело свои архитектурные особенности. Большинство зданий располагались на углах кварталов, хорошо просматривались с большого расстояния, выделялись среди одноэтажных деревянных строений своими живописными силуэтами и ярким цветом, придавая стилевое единство городской архитектуре. Некоторые из этих зданий до сих пор украшают наш город. Школы № 3, 12 - бывшие школьные здания кукольного театра и театра «Старый дом». Среди сохранившихся «крячковских» школ самая большая и красивая Андреевская (расположена на углу Сибирской улицы и площади Кондратюка). Она построена по счету десятой и носила этот номер. Это - первое здание нашей гимназии № 10, нашей «десятки». В ней работает школа высшего спортивного мастерства. Мы гордимся тем, что рождение нашей школы связано с именем Андрея Дмитриевича Крячкова. Нас связывает с этим человеком и то, что в 2007 (юбилейном) году окончил гимназию № 10 его правнук Дима Крячков (Дмитрий Андреевич).

Посмотрим внимательно на здания, окаймляющие площадь, на которой памятник А. Д. Крячкова занял свое почетное место. Перед нами здание реального училища, которое Андрей Дмитриевич начал строить одновременно со школами. В настоящее время здесь располагается детская больница скорой помощи № 3. Реальное училище стало крупнейшим зданием на Николаевском проспекте в 1912 году. Оно несколько отступало от красной линии проспекта, было отгорожено от тротуара красивой металлической решеткой на гранитном основании поддерживаемой гранитными столбами, и получило форму в виде латинской буквы «L». В угловой части размещался актовый зал. В крыльях здания - библиотека, учительская, кабинет врача, гимнастический зал, душевые, столовая, рисовальный и чертежный классы, физический, естественно-исторический кабинеты.

Большая территория двора училища служила площадкой для игр и гимнастики. Ученики старались прийти в училище пораньше, уходили поздно, оставались делать уроки. Им нравились просторные помещения, где было много света и воздуха.

После революции в 1925 году А. Д. Крячкова привлекают к составлению проекта и сметы для строительства здания Сибревкома (художественного музея) и уже через 7 месяцев над городом поднялось одно из лучших зданий, выразительное по силуэту, с куполом красивых очертаний. По предложению автора проекта скульптор С. Р. Надольский украсил фасад здания скульптурами рабочего и крестьянина с атрибутами их труда.

Ведущим в ансамбле площади является здание Крайисполкома (ныне администрации области). Его проект создавался А. Д. Крячковым в сотрудничестве с архитекторами Б. А. Гордеевым и С. П. Тургеневым в 1930 году, а в октябре 1932 года оно было уже построено. Авторы в данном сооружении пытались использовать неограниченные возможности строительных материалов - стекла, железобетона - в остеклении лестничных клеток, в структуре полукруглой части фасада здания, в трибуне-галерее над входом и других деталях.

Рядом с крайисполкомом в 1934 -1937 годах был возведен знаменитый 100-квартирный дом. Он занял «дворцовое» расположение на Красном проспекте, с отступлением от его «красной» линии для сквера. Его архитектура, усложненная декоративными деталями, оттеняла строгость и четкость архитектуры здания крайисполкома. В Париже в 1937 году жюри Международного конкурса лучших зданий было буквально покорено шедевром сибирского градостроительства и за 100-квартирный дом присудило А. Д. Крячкову Гран-при и Большую Золотую медаль.

Мы направляемся на главную площадь Красного проспекта, которая сейчас носит имя В. И. Ленина, а до революции называлась Ярмарочной. Но по дороге мы остановимся еще около одного архитектурного памятника, уничтоженного и вновь возрожденного, который стал символом города Новосибирска. Это часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая. Первое здание часовни было спроектировано также А. Д. Крячковым, а осуществлял наблюдение за строительством другой архитектор Ф. Ф. Рамман. Закладка часовни состоялась в июле 1914 года. Строилась она, в основном, на пожертвования граждан. Епископ Томский прислал в дар часовне икону святителя Николая. Место, на котором она стояла, считалось центром Российской империи. В 1929 году, по решению городского совета, часовня была уничтожена. Возродили Никольскую часовню, вернее заново построили на том же месте с сохранением прежнего внешнего вида в 1993 году, к 100-летнему юбелею города. Прямо от часовни хорошо просматривается начало площади Ленина, и открывает ее еще одно старинное оригинальное здание -- Торговый корпус. Задумал его в 1908 году одноэтажным Павел Михайлович Тихомиров (брат Николая Михайловича). А построил в 1910 году по своему проекту, двухэтажным, Андрей Дмитриевич Крячков. На глухих торцовых стенах здания изображено солнце - древний славянский символ, дарующий жизнь и процветание. Центр корпуса оформлен в виде огромной арки-витража главного зала. А в самом здании на второй этаж вели широкие трехмаршевые лестницы. Здесь был самый вместительный в городе Новониколаевске семиколонный мраморный зал на 1000 мест, где заседала городская дума. Там же на втором этаже размещалась и Городская управа, и отделение Государственного банка. Сейчас в этом здании располагается областной краеведческий музей и станция метро.

Мы уже говорили, что А. Д. Крячков любил строить здания на углах кварталов. Посмотрите, все здания на площади угловые и говорят о его почерке. Здание Сибкрайсоюз (позднее - Дом книги) построено в 1923 году, здание госучреждений (ныне государственной архитектурно-художественной академии) - в 1926 году, госбанка - в 1930 году.

По проектам А. Д. Крячкова в городе построено много и других зданий: консерватории, главпочтампа, театра «Красный факел», Дома офицеров, и др. «Великим зодчим» назвал А. Д. Крячкова мэр города В. Ф. Городецкий в речи на открытии памятника архитектору. «Трудно представить современный облик города без его зданий».

Особой гордостью Красного проспекта, его главной площади и всех сибиряков является Новосибирский государственный академический театр оперы и балета - Большой театр Сибири. Еще в 1928 году в Новосибирске было задумано построить грандиозный Дом науки и культуры. Автором первоначального проекта был художник Большого театра России Михаил Иванович Курилко. Торжественная закладка первого камня состоялась 22 мая 1931 года. Но в ходе строительства решили перепроектировать здание в театр оперы и балета. Был объявлен конкурс на лучший проект наружного и внутреннего оформления. Проекты публиковались в журнале «Сибирские огни» для всеобщего ознакомления. В их обсуждении принимал участие А. Д. Крячков. С 1936 года здание уже строится по обновленному проекту, сделанному в Московской архитектурной мастерской под руководством академика А. В. Щусева. Этот проект стал сенсацией на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Пресса Англии, Франции, Америки высоко оценила работу наших архитекторов и инженеров, но некоторые журналисты (в частности, немецкие) скептически отмечали, что русским с таким грандиозным сооружением не справиться. Справились! Хотя многие строительные задачи пришлось решать впервые в отечественной и мировой практике. Куполообразная крыша диаметром 60 метров и оригинальный потолок зрительного зала создавали своеобразный акустический экран.

Можно рассказать отдельную историю о том, как возводился этот купол. Все расчеты по уникальному безбалочному перекрытию делались инженером-конструктором Б. Ф. Матэри в Гипрострое под руководством профессора П. Л. Пастернака. Возводил же и коробку здания, и купол инженер С. А. Полыгалин. Перенимать опыт было не у кого, поскольку строили впервые. Строительной техники в те годы по существу не было. Трудились вручную по 10 часов в день. Когда пришло время снимать леса, ударили ранние морозы. Пришлось укрыть купол досками и кошмой и всю зиму подогревать его с помощью жаровен.

Оригинальной конструкцией была и кровля купола. Посмотреть на нее приезжали инженеры из других городов страны. Из кровельного железа в мастерских изготовлялись тысячи чешуек, которые и укладывались на купол. Кровельщики шутили: «Наша кровля из любого ливня выйдет сухой, как рыба из воды». Только чешуйки были еще черными - это позже новосибирский завод им. Чкалова выделит краску, и купол станет таким, каким его знают все: серебристым.

Уникальный противопожарный занавес; одна из самых больших в мире сцен, площадью более 2000 кв. м. (достраивалась уже в период Великой Отечественной войны); редкостной красоты овальный зал на 2000 зрительских мест с почти «стадионным» амфитеатром; по всему периметру стен в нишах на фоне красного бархата копии античных скульптур, отделанные мрамором фойе на каждом этаже - таким строился этот «сибирский Колизей», по образному выражения одного из иностранных музыкантов. Это была поистине народная стройка. У строителей было много добровольных помощников - учащихся, студентов, рабочих. Много часов отработали на стройке и ученики нашей десятой школы. В поэме, посвященной 50-летию школы, выпускница 1941 года Ирина Александровна Шевчук (Розенберг) вспоминает:

С каким наслажденьем в театре красивом

Все слушают оперы, смотрят балет.

Мы целое лето там глину месили,

И камни таскали, стелили паркет...

Грозная беда прервала строительство: началась Великая Отечественная война. Недостроенный театр принял под свою крышу Третьяковскую галерею, фонды Ленинградского этнографического, Военно-артиллерийского музеев, сокровища Детского села и Павловского дворца. Но уже к осени 1942 года правительство принимает решение о достройке музыкального театра в Новосибирске. Это событие, в самый разгар войны, и сейчас поражает. Параллельно шло формирование творческого коллектива. Певцов, музыкантов, танцовщиков, режиссеров, дирижеров приглашали со всех концов страны, использовали местные творческие кадры, в хор и кордебалет решено было принимать талантливых любителей.

Открытие театра было намечено на май 1945 года. Ошеломляют цифры затрат на первые три спектакля. Декорации написаны на 16 000 кв. м. холста и 2500 кв. м. тюля. Потребовалось около 3-х тонн высококачественных сухих красок, больше тонны столярного клея, 207 кубометров досок и круглого леса. Пришлось сшить 1000 пар обуви, изготовить 600 париков. На костюмы пошло более 1000 метров бархата, 6000 метров хлопчатобумажного материала. Все эти тысячи дефицитнейших по военному времени килограммов и метров (в том числе парашютного шелка) отпускались театру из строго лимитированных фондов. В подготовке спектакля принимали участие и новосибирские швейники, обувщики, машиностроители.

9 мая должна была быть генеральная репетиция. Но она не состоялась. В коридоре артисты прочли рукописное объявление: «Товарищи! С победой!!! Генеральная переносится на 10-е в 11:00.» Общая радость выплеснула людей на улицы, бросила в живой бурлящий поток. Артисты, как и все в городе, пели, смеялись и плакали, обнимались с незнакомыми... Победа!

Открытие театра и премьера оперы М. Глинки «Иван Сусанин» состоялись 12 мая. Зал был полон. Атмосфера торжественная. Все сошлось в этом вечере: счастье победы, праздник искусства, весна... Волновались артисты, волновались зрители. Когда перед последней картиной открылся занавес и на сцене возникли Красная площадь XVII века и народ, торжествующий победу над захватчиками, когда зазвучали колокола и могучее «Славься», зал поднялся как один человек. Потрясающие, незабываемые мгновения! Поистине Новосибирский оперный стал ровесником и детищем Победы.

В год 60-летнего юбилея Победы (в 2005 году) Новосибирский оперный театр был открыт после ремонта и реконструкции. Создан новый, соответствующий времени театр, оснащенный самым современным оборудованием. Чтобы задействовать установленную аппаратуру и оборудование, пришлось смонтировать кабельные линии, равные по длине протяженности экватора Земли - 40 тысяч километров. Современной уникальной по своей конструкции стала и оркестровая яма. Подъемная площадка (единственная в оперных театрах страны) позволяет менять ее высоту, опуская и поднимая до уровня авансцены оркестр из 120 музыкантов. Это позволяет не только регулировать акустику звучания, но и менять пространство, увеличивать размер сцены. Строители-профессионалы не только бережно отнеслись к внешнему облику театра, его интерьеру, но и сделали театральную площадку мирового уровня. Великолепная подсветка колонн и фасада здания делают его по вечерам еще более красивым.

Мы гордимся, что в качестве главного архитектора руководила проектными работами по реставрации, реконструкции и завершению капитального ремонта Новосибирского государственного академического театра оперы и балета выпускница нашей гимназии (школы) № 10 1971 года Ольга Валентиновна Сметанина, почетный архитектор России.

Мы познакомились только с некоторыми архитектурными сооружениями и именами в истории города Новосибирска. Убедились, сколь богата и разнообразна эта история в каждой улице, в деятельности людей, ее создающих. И среди них много выпускников одной из старейших в городе 10-й гимназии.

Гимназия, и город, и страна,

Все так слилось, все так неразделимо.

Душа за школу гордостью полна,

В истории свой вклад, свершенья, имя.

М. И. Гребнева, учитель истории гимназии № 10

                            Кузнецова Галина Акимовна,         педагог дополнительного образования,          член совета содействия музею истории                       гимназии № 10 г. Новосибирска

 

 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"