Система воспитательной работы классного руководителя

Елена Викторовна Чертушкина является учителем физики школы № 136 Ленинского района Новосибирска, а также классным руководителем 10 "Д" класса с углубленным изучением немецкого языка. Елена Викторовна - молодой увлеченный творчеством педагог, который осуществляет воспитательную деятельность, постоянно совершенствуя содержание, формы и методы работы. Разносторонний анализ достигнутого, критичность в осмыслении успехов и неудач позволили ей создать оригинальную авторскую концепцию воспитательной работы с классным коллективом. В 2004 году Е.В. Чертушкина стала победителем районного конкурса классных руководителей. Разработанная ею методическая папка "Моя технология" была отмечена специальным дипломом регионального конкурса имени профессора С.А. Шмакова "Игра. Досуг. Творчество" на "УЧСИБе-2004". Представляем вашему вниманию некоторые фрагменты этой работы.
От редакции
1. Концептуальный педагогический анализ собственного опыта. Нормативно-правовая база. Применяемая техника целеполагания
Основная задача современной школы - помочь ребенку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребенком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.
В организационно-педагогической основе работы классного руководителя нашей школы, безусловно, лежат нормативно-правовые документы. Позволю себе напомнить некоторые их фрагменты. Это поможет более полно понять логику реализуемых мною целей и задач воспитательной работы.
Так, предпочтение в системе образования в настоящее время отдается воспитательному аспекту, который должен быть интегрирован в общий процесс обучения и развития и стать органичной составляющей педагогической деятельности. Подобное предпочтение определено в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации. "Концепция модернизации российского образования", государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2001-2005 годы, федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001-2005 годы также помогают мне обозначить стратегию своей деятельности, используя понятийно-категориальный аппарат принятых нормативно-правовых документов.
Минобразования России подготовлены развернутые "Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях" (приложение к письму Минобразования России от 21.06.2001 г. № 480/ 30-16; см. журнал "Воспитание и дополнительное образование", 2001, № 1). В данных рекомендациях четко определены функции классного руководителя, которые я стараюсь выполнять. Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса. Я убедилась в том, что система таких исследовательски-педагогических действий помогает выполнять поставленные задачи, которые сформулированы в имеющейся нормативно-правовой базе. Кроме того, в своей работе ориентируюсь на принятые постановления управления образованием мэрии Новосибирска и управления образования администрации Ленинского района. Эти документы дают возможность определить те реальные цели моей работы, которые достигаются с помощью изучения методической литературы, планов городских и школьных мероприятий.
Таким образом, мною была определена следующая цель воспитательной работы: формирование и наиболее полное развитие личности с устойчивым поведением, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации и самоопределению в социуме.
Базовый психолого-педагогический механизм достижения поставленной цели - создание благоприятных условий для реализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка.
2. Приоритетные принципы воспитательной работы
Принцип толерантности Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Клас-сному руководителю, на мой взгляд, необходимо чаще вспоминать об этом.
Принцип воспитания успехом Суть данного принципа заключается в том, что классный руководитель, работая с личностью ребенка, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его до-стоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности. Необходимо стараться, используя психолого-педагогические методы, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.
Принцип создания воспитывающей среды Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости".
Принцип индивидуализации воспитания Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
3. Педагогическая диагностика
Какой ребенок находится передо мною? Каковы его жизненные ресурсы? С какими трудностями он может столкнуться? Как недостатки ребенка превратить в отправные точки его жизненных побед? Какой ключик откроет дверь к взаимопониманию и взаимосотрудничеству? Эти вопросы я задаю себе, когда подбираю методики изучения и способы коррекции развития личности каждого ребенка в классе. Успешное решение наиболее острых учебных проблем и задач невозможно без тщательной работы по изучению и всестороннему развитию личности каждого учащегося.
Для того чтобы лучше узнать учеников в классе (а следовательно, помочь им, к примеру, "влиться" в коллектив!), составить объективное мнение о каждом из них, я использую анкетирование учителей, учащихся и их родителей, психолого-педагогическое тестирование, методы групповой и индивидуальной самооценки.
Результаты психодиагностики: выяснение познавательных мотивов учащихся, установление типов мышления, видов эмоционально-волевой сферы, социального статуса и сплоченности детского коллектива. Такие результаты дают мне возможность более точно определить цели и задачи работы с классом, выявить приоритетные направления развития и самоосуществления личности школьника. По результатам психодиагностики я составляю сводные таблицы, схемы и диаграммы, с помощью которых отслеживаю динамику развития классного коллектива. Информация, полученная в процессе исследования, пополняет мою "Папку личных успехов и достижений ребенка", которая содержит материал, касающийся личности ребенка, его увлечений, индивидуальных особенностей, а также программу развития и взаимодействия с ним. Важно отметить, что в папке содержится информация о детях, которые по разным причинам ушли из класса. Конечно, мы помним о них, поэтому одним из традиционных мероприятий стало проведение дня открытых дверей. Подобная традиция учит детей поддерживать отношения, расширяет кругозор и раздвигает границы в общении. Для детей, которые ушли, это тоже важно. Я надеюсь на то, что это поможет растущей личности добрее относиться к миру и к взаимоотношениям между людьми.
4. Особенности планирования работы
Планирование работы осуществляется совместно с детьми и их родителями. Чтобы выяснить требования, пожелания и тревоги родителей за ребенка, я обычно провожу анкетирование. Работая со старшими школьниками, уделяю большое внимание самостоятельному определению детьми основных дел и мероприятий. Они самостоятельно выбирают тематику клас-сных часов, опираясь на свои интересы и потребности. Конечно, проводятся не все запланированные мероприятия, часть из них переносится в новый учебный год, корректируется и изменяется с учетом возрастных особенностей детей.
В отношениях с детьми я соблюдаю следующие правила: 1. Проявление уважения к личности ребенка. 2. Принятие его личных целей, за-просов, интересов. 3. Проявление понимания и уважения к каждому моменту в жизни ребенка. 4. Предоставление ребенку возможности задавать вопросы и получать ответы. Необходимо понимать, что ребенок не может знать все. Если он хочет сделать выбор самостоятельно, дайте ему несколько советов. "Он выбирает один и, совершив его, оценит сам" (Я. Корчак "Как любить детей"). 5. Ориентир на потенциально возможные успехи ребенка. Необходимо ставить его в положение, наиболее приемлемое и комфортное для него, следить за его успехами и всегда поощрять их, поддерживать.
5. Формирование классного коллектива
По моему мнению, класс может являться эффективным средством воспитания личности только в том случае, когда в нем создан хороший коллектив. Класс хорош, если в нем хорошо каждому ребенку. Я предоставляю ученикам реальную возможность участвовать в самоуправлении. Актив класса регулярно отчитывается о проделанной работе.
При проведении классных и школьных мероприятий стараюсь заинтересовать детей, для того чтобы каждый из них принял участие. Все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно предо-ставить возможность выбора из множества различных видов деятельности те, которые ему ближе.
Большое внимание в своей работе уделяю проведению внеклассных меро-приятий, так как они учат общению в коллективе, позволяют лучше узнать детей, раскрыть их творческие способности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь каким-либо полезным занятием.
В процессе преподавания использую различные формы воспитательной работы. Одной из приоритетных форм является познавательная деятельность, которая совершается с помощью проведения интеллектуальных игр. Поскольку дети в моем классе в основном имеют логический склад ума и широкий кругозор, они часто принимают участие в районных и городских интеллектуальных играх и всегда показывают хорошие результаты. Так, наша команда всегда входила в "Золотую десятку" в рамках городской игры "Золотой ключик". В прошлом году нам наконец удалось осуществить свою мечту: команда заняла первое место в районных соревнованиях среди девятых классов! Этот успех усилил внимание детей к играм, а значит, и к познавательной активности тоже. Сейчас ребята занимаются подготовкой к играм самостоятельно: подбирают литературу, перерабатывают ее. Радостно, что каждый участник команды осознает свою ответственность за других, уважает мнение другого. В течение трех лет существования команды между детьми никогда не возникали ссоры. Взрослость ребенка определяется не количеством прожитых лет, а тем, насколько личность является самостоятельной и способна нести ответственность за свои поступки.
6. Взаимодействие с родителями
Я убеждена, что родители могут стать хорошими помощниками в работе клас-сного руководителя. Основная форма работы с родителями - родительское собрание. На каждом из них я стараюсь отметить различные достижения детей (в учебе, труде, организаторской деятельности). Но наиболее эффективным видом, на мой взгляд, является обязательное проведение просветительской работы с родителями: обзор литературы по воспитанию детей, знакомство с особенностями детей определенного возраста, обучающие занятия по психологии общения, беседы на тему "Отцы и дети" и др. Подобные мероприятия помогают мне выявить проблемы в семье, предоставляют возможность родителям обменяться опытом воспитания детей, задать волнующие их вопросы, а также формируют коллектив родителей-единомышленников, целью которого является продуктивное взаимодействие с детьми. В работе с родителями я использую также нетрадиционные мероприятия, к проведению которых привлекаю и детей. Эти совместные занятия способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье, помогают взрослым и детям проявить себя с другой, необычной стороны, раскрыть свои таланты. Взрослые и дети учатся уважать и понимать друг друга. В нашем классе проводились футбольные матчи, интеллектуальные игры с родителями, совместные выезды на отдых. Родители приглашаются и на открытые мероприятия, в которых участвует наш класс.
7. Участие в экспериментальной деятельности
Уже третий год наша школа принимает участие в эксперименте по построению "Школы коммуникативной культуры". В рамках этой экспериментальной модели формирование и развитие личности происходит через общение ребенка с людьми, посредством которого ребенок приобретает и умножает социальный опыт. Это взаимодействие с окружающим миром будет продуктивным только в том случае, если знать, какими ценностями, склонностями, интересами обладает школьник, что он ждет от общения с людьми. Поэтому я провожу всестороннее исследование ребенка.
Результаты проведенной диагностики вносят определенные коррективы в планируемую воспитательную работу. Кроме того, они позволяют наиболее эффективно проводить индивидуальную работу с детьми. Обычно это доверительные беседы, при проведении которых ребенок "раскрывается", делится своими проблемами. Для меня это очень важно, ведь только при откровенном сопереживании я могу ему помочь посмотреть на проблему с другой стороны, найти способ ее решения. Иногда при такой беседе происходит обмен мнениями по тому или иному вопросу. В любом случае, независимо от причины беседы, она носит обучающий характер. Ребенок накапливает опыт общения, учится адекватно и спокойно смотреть на сложившиеся ситуации и анализировать их.
В зависимости от индивидуальности ребенка, использую в работе помощь психолога, социального педагога школы, родителей, администрации школы.
Изучив ребенка, пытаюсь найти для него занятие в общественной жизни класса. Это позволит ему испытать чувство сопричастности к коллективу и понять свою значимость для него. На мой взгляд, это очень важно для растущей личности. При планировании воспитательной работы я использую разнообразные виды деятельности. Праздники мы проводим за пределами школы, что расширяет круг общения, позволяет обучиться нормам поведения в общественных местах и получить положительную энергию.
В рамках проводимого мною эксперимента большое внимание уделяется психологическому комфорту ребенка на уроках. Я всегда нахожусь в контакте с учителями-предметниками, стараюсь в какой-то мере координировать их работу в моем классе. В случае неуспеваемости ученика по какому-либо предмету, оказываю ему поддержку и помогаю разобраться в ее причинах, а также воспитываю в ребенке чувство ответственности перед собой, за неудачи - в первую очередь. За успеваемость, активность или оказанную в чем-то помощь всегда высказываю письменную благодарность в дневнике.
Мои отношения с классом можно назвать дружелюбными, а стиль общения - демократичным. К проведению коллективных творческих занятий и классных родительских собраний я отношусь с творческим подходом: стремлюсь разнообразить содержание и проводить их в интересной форме. Чтобы "держать руку на пульсе времени", интересуюсь современными подходами к воспитанию, знакомлюсь с методической литературой, обобщаю опыт своей работы, а во взаимоотношениях с детьми углубляю следующие близкие мне педагогические технологии: "Создание ситуации успеха", "Этическая защита", "Педагогическая поддержка ребенка".
8. Достигнутые результаты
Представляю вашему вниманию основные результаты моей работы.
  • Определенных успехов удалось до-стичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают отношения с бывшими одноклас-сниками, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения...
  • Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям: называют друг друга по имени, говорят "спасибо" и "пожалуйста", поздравляют учителей с днем рождения, уступают место в транспорте пожилым людям, аккуратно ведут дневники...
  • Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников олимпиад, интеллектуальная команда показывает высокие результаты, возрос интерес к театрам, музеям, выставкам, улучшилась успеваемость, темы классных часов определяются исходя из интересов...
  • Возрос уровень самостоятельности: дети планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, несут ответственность за свою успеваемость и поведение, говорят родителям о своих учебных неудачах, серьезно относятся к своим обязанностям в классе, анализируют свою работу...
  • Появились небольшие успехи в самоопределении. Так, окончив девятый класс, абсолютно все мои ученики знали, куда пойти учиться дальше. При этом выбор был сделан самостоятельно, без участия родителей или классного руководителя. Такую позицию ребята занимают и в настоящий момент.

 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"