Когда мы вместе: Из опыта взаимодействия Дома детского творчества с семьей

 Одним из наиболее важных аспектов совершенствования системы социально-педагогической деятельности Дома детского творчества (ДДТ) является работа с семьей.

В течение последних лет, в связи с целенаправленной реализацией общей стратегии развития данного учреждения, работа в этом направлении приобрела качественно новый, более высокий уровень. Это позволяет сегодня говорить о том, что в коллективе создана эффективная по содержанию и формам работы система. В 2004 году было подготовлено специальное методическое пособие по работе учреждения дополнительного образования с родителями. В пособии представлен полный аннотированный каталог успешно апробированных форм работы педагогического коллектива с семьей, даны развернутые иллюстрации работы в некоторых направлениях, а также пакет анкет для педагогов и родителей, наборы различных сценариев, макетов газет для родителей, другого информационного материала по проблемам семьи и педагогическому сотрудничеству с ней. Предлагаемые в данной статье информационно-методические материалы являются развернутым анонсом этого издания (Когда мы вместе. Опыт взаимодействия Дома детского творчества с семьей. - Новосибирск, 2004).

Известно, что семья как социальный институт находится сегодня в кризисном положении. Объективные условия предопределяют тот факт, что взрослые по-разному адаптируются к меняющимся социально-экономическим условиям жизни. Этот сложный процесс адаптации является фактором, затрудняющим выполнение социально-ролевых функций, в том числе родительских. Исследования, которые проводились специалистами психологической и методической служб ДДТ им. В. Дубинина в течение трех последних лет, были направлены на выявление социально-психологических особенностей современных родителей, зависимости родительских установок и стиля взаимодействия всех членов семьи от возраста, уровня образования, пола и других показателей, а также от ожиданий родителей, связанных с учреждением дополнительного образования. Все это позволило выявить некоторые наиболее типичные черты и объединить родителей по набору признаков в несколько групп. На основе полученных данных мы составили для наших педагогов методические рекомендации по работе с родителями.
Работу по изучению индивидуальных особенностей родителей и выработке конкретных методических рекомендаций осуществляют психологическая и методическая службы. Механизмы организации этой работы основаны на таких же принципах, как и другие направления работы коллектива ДДТ: психологи трудятся не изолированно, они вовлекают в творческую деятельность весь педагогический коллектив. Например, в 1999/2001 учебном году оптимизация и повышение эффективности работы с семьей была сформулирована как приоритетная задача года. Планирование процесса и результатов решения этой задачи нашло отражение во всех направлениях деятельности нашего учреждения: от больших и малых педагогических советов и методологических семинаров до праздников, выставок и творческих отчетов детей и педагогов.
Несмотря на длительное успешное использование в ДДТ традиционных форм работы с родителями (родительские советы, собрания, лектории, индивидуальные и групповые консультации, семейные праздники и др.), в течение по-следних лет у педагогов появился интерес к проектированию и апробации новых, более эффективных форм. Главным критерием выбора форм является их ориентация на реальные образовательные потребности конкретных семей и, в более широком смысле, на выявление типов семей.
Одним из наиболее серьезных направлений работы по изучению и формированию потребностей родителей во взаимодействии с нашим образовательным учреждением является так называемое информационное направление, включающее освоение новых ресурсов: спецвыпуски газеты "Дом для творчества", создание видеожурнала для родителей, а в целом, психологически и методически грамотное предоставление информации о детях, об особенностях их личностного и творческого развития.
В ДДТ к настоящему времени созданы и успешно апробируются также такие образовательные программы, для которых характерно непосредственное участие родителей в образовательном процессе. Все более активную роль играют родители и в жизни детских творческих коллективов, основной формой организации которых является клуб.
Большое внимание уделяется организации семейного досуга. Мы убедились в том, что систематическая работа в этом направлении способствует созданию благоприятных психологических условий для совместной деятельности детей и родителей, гармонизирует отношения между ними, реально укрепляет систему взаимодействия в триаде "педагог - родители - ребенок".
Созданная в данном учреждении система взаимодействия с семьей позволяет педагогу более полно раскрыть способности детей, более широко использовать их творческий потенциал, а также объединить усилия для создания единого воспитательного пространства, повышающего вероятность успешного самоопределения ребенка и формирования его как социально активной, инициативной личности.
Представляем вашему вниманию краткий вариант аннотированного каталога применяемых коллективом учреждения форм работы с родителями.
БИБЛИОТЕЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - приложение к газете "Дом для творчества", серия книжек-миниатюр. Книги адресованы преимущественно родителям дошкольников, а также родителям школьников-подростков. Авторы - педагоги и сотрудники-консультанты Дома детского творчества.
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО РОДИТЕЛЯМ - письмо, которое обеспечивает индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, стимулирует педагогическую активность родителей.
БУКЛЕТ - информационное издание для родителей, в котором в лаконичной форме представлены цели, содержание и основные направления деятельности творческого объединения, структурного подразделения и др.
ВИДЕОЖУРНАЛ "РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ" - журнал, который предназначен для родителей дошкольников, выпускается периодически, отражает педагогические запросы родителей.
ВИДЕОПРОСМОТР - просмотр родителями видеофильмов о Доме детского творчества, видеосюжетов, снятых на учебных занятиях или на праздниках.
ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЯМИ - ВЫПУСКНИКАМИ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА - встреча, которая проводится во время традиционного ежегодного вечера встречи выпускников, осуществляется с целью укрепления преемственности поколений, предоставления информации о новых направлениях работы Дома детского творчества, о достигнутых успехах детей и педагогов.
ВЫСТАВКИ детских индивидуальных и семейных творческих работ. Способствуют взаимопониманию педагогов, детей и родителей.
ГАЗЕТА "ДОМ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА" - спецвыпуски для определенной категории родителей.
ДОГОВОР - документ, регламентирующий отношения и взаимные обязательства Дома детского творчества и родителей ребенка, посещающего учреждение.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ психологов, педагогов, администрации.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД для родителей Центра развития дошкольников.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ - ежемесячное издание для педагогов, родителей, образовательных учреждений, администрации Ленинского района.
КЛУБ ИНТЕРЕСНЫХ ВСТРЕЧ С НАШИМИ РОДИТЕЛЯМИ.
КОНКУРСНЫЕ ПРОГРАММЫ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - консультации, которые проводят психологи Дома детского творчества.
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ АКЦИИ "История семьи в истории страны", "Награды в твоем доме".
МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - предоставление родителям возможности воспользоваться станками, оборудованием, для того чтобы изготовить, починить что-то для семьи, для домашнего хозяйства.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - форма повышения квалификации педагогов Дома детского творчества, в содержании которой широко представлена проблематика взаимодействия педагогов с родителями, с семьей.
ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ - учебное занятие, на которое приглашаются не только администрация учреждения, но и родители воспитанников.
ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ проводятся в Центре развития до-школьников.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ - мероприятие, в котором принимают участие не только коллеги по работе, но и родители и дети, занимающиеся в Доме детского творчества.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ - традиционные ежегодные встречи педагогов дополнительного образования с учеными-исследователями с целью теоретического осмысления, научно-методического описания и совместного решения актуальных проблем. Реализуются в масштабе городской системы дополнительного образования детей. Тема VIII Городских Педагогических чтений, состоявшихся в 2004 году, - "Растущая личность в пространстве взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей".
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ - высший коллективный орган самоуправления в организационно-педагогической структуре Дома детского творчества. Предметом обсуждения часто являются проблемы, касающиеся взаимодействия педагогов с родителями, с семьей.
ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ - одна из форм самоуправления в образовательном учреждении. Создан по инициативе родителей в структурном подразделении учреждения на кафедре экологии.
ПОСОБИЯ ДЛЯ СЕМЕЙНЫХ ЗАНЯТИЙ - книжки для детей с развивающими заданиями, которые они выполняют под руководством или вместе с родителями. Составлены педагогом Е.И. Миськовой: "Путешествие в страну красивых букв", "Где живут слова", "Мой дневник. Книга для малышей и взрослых".
ПОХОДЫ с участием родителей - чаще организуются в коллективах туристического профиля.
ПРАЗДНИКИ с участием родителей и детей.
ПРИЕМ У ДИРЕКТОРА - проводится для различных групп родителей. Проводились приемы для семей воспитанников Дома детского творчества - победителей различных конкурсов и соревнований, для родителей и детей из коллективов, отмечающих свой юбилей, для детей педагогов Дома детского творчества.
ПСИХОЛОГО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ - набор методик, используемых психологами Дома творчества для работы с детьми, родителями и педагогами. Весь набор можно разделить на три группы методик, различных по назначению: 1) методики, используемые психологами для более точного выявления индивидуальных особенностей детей; 2) методики, используемые психологами для изучения особенностей взаимоотношений в семье и особенностей личности родителей; 3) методики, которые предлагаются педагогам и/или родителям. Используются как известные стандартизированные методики, так и авторские, созданные психологами Дома детского творчества.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ организуется психологом данного учреждения с целью пропаганды психолого-педагогических знаний, обмена опытом семейного воспитания и решения проблем, возникающих между родителями и детьми.
РОДИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ - организационно-педагогическая форма привлечения родителей в процесс соуправления, с целью сотрудничества при организации жизнедеятельности структурного подразделения.
СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ - одно из приоритетных направлений деятельности Центра досуга.
"СЕМЬЕВЕДЕНИЕ" - авторская образовательная программа для старшеклассников, разработанная педагогом Е.В. Чуб. Реализуется на базе нескольких школ Ленинского района.
СОВМЕСТНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ - особая методика организации занятий дошкольников и их родителей. Работа проводится таким образом, что достигается эффективное участие родителей в педагогическом процессе. Родители последовательно овладевают конкретными методами и приемами работы с детьми.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ - инновационная социально ориентированная деятельность Центра развития дошкольников. Сегодня разработаны и реализуются такие проекты, как "Сам себе репетитор", "Родительские встречи", "Открытое воскресенье".
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ - свободная форма презентации детских достижений, реализуемая в рамках отдельных творческих объединений, студий, центров, секций, кружков и т.д.
Педагогический совет на тему
"Взаимодействие детей, педагогов и родителей в обеспечении
эффективности работы 
Дома детского творчества"
Повестка дня:
  1. Обсуждение информации, предоставленной с педсоветов структурных подразделений "Анализ опыта работы структурного подразделения с семьей".
  2. Подведение итогов анкетирования "Дом творчества - родителям".
  3. Организационно-деловая игра "Новые подходы к методике реализации работы с родителями".
В соответствии с первым пунктом повестки дня, было проведено выступление директора ДДТ, посвященное новому уровню деятельности учреждения, который предполагает обязательную активизацию работы с семьей. Именно поэтому данная проблема была сформулирована как основная задача года. Руководители и педагоги структурных подразделений сообщили о результатах обсуждения проблемы, представили основные методические находки, прокомментировали логику и эффективность работы с семьей. Выявились различные подходы к систематизации итогов работы, например дифференциация форм работы в зависимости от а) возраста детей, б) степени проблемности ребенка, в) степени одаренности, г) особенностей внутрисемейных взаимоотношений и др.
Основным содержанием работы педагогов с семьей является демонстрация родителям способностей и достижений их ребенка, оптимизация взаимоотношений между родителями и детьми, психолого-педагогическое консультирование родителей.
В соответствии со вторым пунктом повестки дня, психолог ДДТ ознакомил коллектив с результатами многократного анкетирования родителей, которое осуществлялось в течение нескольких лет и выявляло установки и ожидания родителей в отношении учреждения. Результаты анкетирования показали, что родители считают главными задачами деятельности ДДТ следующие: развитие способностей детей (25 % родителей), получение дополнительного образования (45 % родителей), возможность заниматься определенным видом деятельности (25 % родителей).
"Новые подходы
к методике организации работы 
с семьей" 
(организационно-деловая игра)
Для организации групповой деятельности педагоги были разделены на шесть микрогрупп по структурным объединениям сходного профиля. Использовался метод "мозгового штурма". Мыслительная деятельность участников проходила через три этапа: индивидуальное обогащение тезауруса, внутригрупповое создание тезауруса, внутригрупповой рейтинг. По этой методике были набраны определенные признаки поведения родителей, которые позволили выделить наиболее типичные их позиции, выработаны основные виды взаимодействия с каждым типом позиции.
Решение:
  1. Принять к сведению информацию, предоставленную с малых педсоветов, о взаимодействии с родителями в структурных подразделениях: на основании обмена опытом педагогам рекомендуется разнообразить свою работу с семьей.
  2. Психологической службе на основании материала, полученного в процессе групповой работы, необходимо разработать рекомендации для педагогов по работе с различными педагогическими позициями.
  3. Предоставить родителям более подробную информацию о ДДТ.
Анкета для родителей
"Возможности Дома детского 
творчества в развитии 
Вашего ребенка"
Уважаемые родители! 
Ваш ребенок занимается в учреждении дополнительного образования. Выберите, какой результат занятий является для вас самым важным.
  • Желание ребенка заниматься любимым делом.
  • Желание развивать способности ребенка.
  • Желание дать ребенку разностороннее образование.
  • Желание занять свободное время ребенка.
  • Желание найти ребенку друзей.
  • Надежда на то, что занятия в Доме детского творчества помогут ребенку в учебе.
  • Желание подготовить ребенка к выбору профессии.
  • Надежда на то, что занятия в Доме детского творчества помогут исправить недостатки ребенка.
  • Желание дополнить основное образование ребенка.
  • Другие варианты ______________
"Готов ли Ваш ребенок к школе?"
Тест на определение 
социально-психологической 
готовности ребенка к школе
Коллективный авторский тест специалистов психологической службы ДДТ им. В. Дубинина
Инструкция 
Уважаемые родители! Мы предлагаем вашему вниманию тест, с помощью которого вы сможете оценить степень готовности (социально-психологической) своего ребенка к школе. Подумайте, а лучше, специально понаблюдайте за умениями своего ребенка. Затем напротив каждого варианта, перечисленного ниже, поставьте оценку (по пятибалльной системе).
  • Реагирует на обращение знакомого взрослого с первого раза (словом или действием).
  • Понимает обращение к группе детей, в которой он находится, как обращение к себе.
  • Может всегда что-то ответить, если его спрашивают.
  • Задает вопросы.
  • Задав вопрос, готов выслушать ответ.
  • На вопрос "А ты как думаешь?" не отвечает "Не знаю".
  • Рассказывает близким о событиях, происходящих в своей жизни.
  • С удовольствием отвечает на предложение сходить куда-нибудь (в театр, на выставку, в зоопарк и т.п.).
  • Внимательно и по несколько раз рассматривает картинки в новой книге.
  • Любит смотреть по ТВ не только мультипликационные и художественные фильмы, но и познавательные передачи.
  • Есть, по крайней мере, одно самостоятельное занятие (кроме ТВ), которому он может посвятить большое количество времени.
  • Встретив в книге или услышав где-либо незнакомое слово, хочет узнать его значение.
  • Не робеет, не прячется за маму, когда к нему обращается незнакомый взрослый.
  • Обращается к знакомым взрослым самостоятельно, а не просит: "Мама, скажи".
Вы уже, наверное, догадались, что это оценки, поставленные не только ребёнку, но и всей вашей семье, - они определяют, насколько эффективно вы помогаете ему развиваться. С другой стороны, выполнив тест, вы уже видите, чего не хватает вашему ребёнку, на что нужно обратить особое внимание.
Ирина Валерьевна Хромова, психолог ДДТ им. В. Дубинина Ленинского района города Новосибирска
Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"