Педагогика творчества и социология образования. От первого лица

Людмила Глебовна Борисова была удивительно талантливым человеком, с восторгом встречающим любую истинно творческую инициативу воспитательного характера.
Она - соратник, верный пропагандист и продолжатель дела Игоря Петровича Иванова, ленинградского учителя, основоположника известной сегодня каждому воспитателю-профессионалу технологии коллективной творческой деятельности (КТД). Перипетии жизненной судьбы привели Людмилу Глебовну из Ленинграда в Новосибирск, предоставив ей впоследствии великолепную возможность стать одним из корифеев современной отечественной социологии образования. 
Предлагаемая ниже статья Л.Г. Борисовой была специально подготовлена для нашего журнала в рубрику "Жизнь замечательных идей". Но в августе 2004 года Людмила Глебовна ушла из жизни. Значит, ее уникальный профессиональный опыт вошел в сокровищницу сибирской педагогики... 
О времени и о себе Людмила Глебовна и поведает нам. Искренне и ярко. От первого лица. 
Л.И. Боровиков, главный редактор журнала "ВиДО"
Начну с далеких-далеких воспоминаний. То ли в апрельском, то ли в мартовском номере газеты "Известия" 1962 года появилась статья с тремя знаменитыми подписями: академика М.А. Лаврентьева, члена-корреспондента А.М. Будкера и члена-корреспондента Д.В. Ширкова. Этот номер газеты "Известия" мне принес мой ленинградский учитель Игорь Петрович Иванов: "Вот здорово! Палатки на берегу Обского моря будут, талантливые мальчишки соберутся. Надо ехать. Без нашей педагогики ученым не справиться".
Ожидания наши оправдались. Первая в Новосибирске летняя физико-математическая школа, в которой я оказалась старшим воспитателем, сотворила и "разыграла" "на ура" такие творческие дела, как "Вечер защиты фантастических проектов" (фантазировали, умничали, спорили и хохотали два вечера подряд), "Пресс-конференция" по поводу растопления льдов Антарктиды, "Встречи у фонтана" (беседы и дискуссии с выдающимися учеными). Конечно, все это давным-давно стало педагогической классикой и вошло в книгу "Энциклопедия коллективных творческих дел". Тысячи ребят по всей России сегодня "играют" в это. Не исчезли подобные традиции и в Академгородке.
Но судьба творческой педагогики И.П. Иванова развивалась непросто. Сначала (в 1962 году) в первой летней школе победителей физико-математической олимпиады многого удалось достигнуть. Но потом, в 1964 году, методику внедрять не дали возможность - Н.С. Хрущева сняли, "оттепель", как мы вскоре поняли, закончилась. Пришлось мне уйти из ФМШ, а в Академгородке я все же осталась.
Первая летняя школа, как я теперь понимаю, стала крутым виражом в моей жизни, она все изменила, можно сказать, все удвоила. В Ленинграде бываю охотно и с любовью, а через неделю после приезда хочу в свой новый дом - Академгородок. Педагогикой тоже занимаюсь, но она стала объектом исследований моей второй науки - "социологии образования".
Когда я оказалась в новосибирском Академгородке, в кругу экономистов, социологов и математиков, многое я поняла и увидела в новом свете. Многочисленные дебаты убедили меня: пионерская организация выполняет роль фасада (или, лучше сказать, витрины) социализма. Главное в ней были не дети, а то, как все это выглядело со стороны. Существование пионеров демонстрировало что-то очень важное для власти - может быть, неплохо провозглашенное, но не достигнутое. Авторитаризм и дети - "две вещи не совместные".
Мое детство... 27 января 2004 года в России широко и торжественно отмечали героическое событие - снятие Ленинградской блокады. В Академгородке немало жителей блокадного Ленинграда. Когда все собрались на торжественный ужин, оказалось, что самому старшему 90 лет, а самые младшие 1941 года рождения. Меня удостоили чести быть ведущей этого праздничного застолья.
Я не люблю рассказывать о том, как те 900 страшных дней мы жили в голодном, темном и холодном городе. Боюсь потревожить чье-то хорошее настроение. Да и самой непросто возвращаться к ужасающим картинам военного времени. Обозначу этот период лишь пунктиром. Летом 1941 года я была в пионерском лагере под Лугой. Лишь в конце августа под бомбами удалось вернуть детей домой, а через неделю, 8 сентября надолго замкнулось зловещее кольцо. Даже когда прорвали, а затем сняли блокаду, даже когда кончилось война, мы еще очень долго оставались голодными. Впервые я сытно ела на протяжении четырех месяцев подряд в 1952 году. Это было в "Артеке".
...Кто-то однажды сказал мне тогда, что можно поехать на три года работать в "Артек". Я обрадовалась. Но через три дня в мою школу приехал Игорь Петрович и сказал свое решительное "нет": "Нам самим такие вожатые нужны". Он спросил, не хочу ли я поработать в "Артеке" только одно лето. Ура! Я же перешла тогда только на третий курс. Так мне удалось закончить институт. Потом был СЭН (Союз энтузиастов), Фрунзенская коммуна, ставшая широко известной благодаря журналисту С. Соловейчику и лагерю "Орлёнок". В 1963 году возник КИМ... Педагогика И.П. Иванова - эстафета, принятая от А.С. Макаренко. И потому группа студентов, взявшихся за разработку методики КТД, назвала себя "КИМ" - Коммуна имени Макаренко. Педагогические чтения, первые робкие статьи, сдача кандидатских экзаменов... Это я бегом за Игорем Петровичем, еле-еле успевала уследить за его экспериментами и мыслями...
Перестройка... Взлет педагогической инициативы. Наступил апрель 1985 года. Горбачев М.С. выступает со своей знаменитой речью о перестройке... А я слышу, что можно и нужно скорее распространять методику творческой педагогики И.П. Иванова. Думаю, что для социологических исследований тоже наконец-то исчезает цензура. Неужели прошли времена боязни проявлять инициативу, выходящую за рамки дозволенного? Теперь можно высказывать собственное мнение, а не беспрекословно следовать указаниям верхних этажей власти? Так я оказалась в педагогическом кругу, который называл себя сначала "Фонд педагогической инициативы", а затем оформился в Новосибирский творческий союз учителей.
Почти 10 лет мы активно взаимодействовали. Вот наши "подвиги" - в Новосибирске и далеко за его пределами.
Первый. Мы провели более шестидесяти творческих (городских и загородных) многодневных сборов с педагогами по методике КТД. У нас было два потрясающих "спонсора" - сначала отдел школ Новосибирского обкома комсомола, затем отдел учебных заведений Министерства путей сообщения СССР. Когда не стало СССР, наши спонсоры остались всего лишь добрыми друзьями - без власти, без денег и бесплатных мест в плацкартных для нас вагонах.
В 1989 году удалось подготовить к изданию "Энциклопедию КТД" академика И.П. Иванова. Ее печатали в Москве. Когда вышла в свет "Энциклопедия КТД", один из педагогов Новосибирского творческого союза учителей Николай Федотов искренне изумился: "Что же получается? Мы работаем "по Иванову", десятки КТД провернули, и ни одного отсюда...".
Действительно, "Экологический форум", "Малахитовая шкатулка", "Хозяйка Медной горы", "Ночь перед рождеством", "Круиз - фестиваль кинозвезд", "Телемарофон в пользу бедного, но одаренного учителя", "Королева Красоты", "Весна-красна", "Посиделки", "Шляпные дискуссии", "Международные конгрессы", "Ярмарки", "Аукционы" и многое другое - и все не "отсюда", - не из ивановской книжки взяли, а сами сочинили на многодневных методических сборах педагогов Новосибирска, Барабинска, Красноярска, Ужура, Абакана, Сызрани, Челябинска, Миасса, Тирасполя... Отлично! Есть повод и основание сказать главное: "Друзья, работать по Иванову - это значит работать по-своему". Спасибо, Николай, за такой вопрос.
Второй "подвиг". Наша команда откликнулась на призыв мэра Новосибирска Ивана Ивановича Индинка принять участие в конкурсе проектов "Город - детям", посвященных столетию Новосибирска. Было подано около трехсот программ и проектов. Мы вошли в состав первой двадцатки и получили право на создание Новосибирского городского педагогического лицея! Лицей стал отличной школой юных педагогов. И методика КТД здесь не последнее дело.
Третий "подвиг", назовем его "социологический". Он состоялся при поддержке доктора педагогических наук Леонида Фёдоровича Колесникова и генерального директора Центра образования "Пеликан" А.Н. Кирилина. Начало 90-х годов. Не перестают удивлять результаты наших анкетных опросов сотен педагогов. Трудные годы, бедность в учительских семьях, недостаток средств для элементарного ремонта школы, не говоря уже об отсутствии учебников, компьютеров, необеспеченности многих нуждающихся детей, если не бесплатным, то хотя бы дешевым питанием... Однако!.. Несмотря на все эти невероятные трудности, педагоги не просто работают, а проявляют такую творческую активность и инновационную настойчивость, которая дает возможность школе, трудно поверить, развиваться.
Не исключено, что 90-е годы ХХ столетия будут отмечены историками и социологами как десятилетие парадоксов в российском образовании. Самое удивительное, что социологические исследования зафиксировали два одновременно происходящих и взаимоисключающих явления: 1) резкое снижение финансирования образования, в первую очередь оплаты труда (полугодовые задержки заработной платы) и 2) взлет творческой активности педагогов - не новаторов-одиночек, которые были всегда, а весьма заметной части педагогического сообщества.
В чем секрет этого парадокса? Наши исследования показали, что главный фактор, который реально повлиял на развитие российского образования, - предоставление учителям права на проведение экспериментов, на обновление содержания предметов, на разработку авторских программ и проектов, на поиск и применение новых методов работы. Это наводит на мысль о том, что реформа российского образования реализуется по принципу: "Если ничего не можете дать, то дайте хотя бы свободу". Увы, ресурс свободы не бесконечен... и вывод мы вынуждены сделать в драматических тонах.
Об организации социологической службы в образовании Краткие извлечения из рукописей и научно-методических статей Л.Г. Борисовой
При снижении материальных стимулов педагогического труда (при отсутствии вознаграждений за новаторство, за создание методических пособий и другие проявления творческой инициативы), при неудовлетворительных материальных условиях учебного процесса (во многих школах холодные помещения, старая мебель, не хватает учебных пособий) наблюдать прогрессивные тенденции в системе образования, по-видимому, придется недолго. Сегодня, как никогда раньше, стало очевидным: модернизация школы держится в основном на трех "китах": 1) на творческих разработках "корифеев" - педагогов-новаторов; 2) на энтузиазме, на высоком служении своему педагогическому долгу тысяч педагогов-практиков с их творческими ориентациями; 3) на свободе, без которой невозможно движение - ни мысли, ни слова, ни дела. Однако все эти факторы носят надстроечный характер и без материального базиса могут разрушиться. Педагогический энтузиазм - важное, но не единственное условие обновления системы образования. Эффективная государственная стратегия и материальная поддержка общества имеют решающее значение для достижения успешного процесса образования.
Лауреат премии Ленинского комсомола... За все эти "подвиги" друзья выдвинули мою кандидатуру для получения высокой премии всесоюзного значения. В сентябре 1991 года я стала лауреатом Премии ВЛКСМ. Это было в понедельник, а в четверг... комсомол "закрыли"... Спасибо, друзья, я этой премией горжусь.
Сегодня, в самые первые годы XXI века, когда любуешься витринами с небывалым изобилием красочных обложек книг, в которых описаны различные школьные праздники, игры, коллективные творческие мероприятия, чаще всего тебя охватывает отчаяние - опять бесконечный хвост сценариев, ну просто сериал... Сколько же можно не понимать сути КТД? Ведь мы уже в 50-е годы старались уйти от раздачи детям кем-то сочиненных слов и ролей и были убеждены в том, что нельзя стать хозяевами жизни по сценарию, по предложенным для выучивания словам... Неужели мы, дорогие педагоги, сегодня все еще не доверяем детскому таланту? Или себя ни во что не ставим?
Тематика актуальных социологических исследований, проводимых в период до августа 2004 года под руководством профессора Л.Г. Борисовой
  • Выход России на новый, более высокий уровень экономического и социального развития невозможен без качественных изменений в системе образования, которые, несмотря на невероятные трудности, происходят. Однако этот процесс не сопровождается систематическим критическим анализом. Важную роль в осмыслении современного состояния и тенденций развития системы образования может играть социологическая информация.
  • Научно обоснованные выводы и рекомендации социологического исследования должны базироваться на достоверной, надежной и репрезентативной информации. Социология образования как отрасль "большой" социологии существует уже более тридцати лет. За это время в разных городах сформировались регулярно работающие научные группы высокого профессионального уровня, которые могли бы стать региональными центрами Российской социологической службы образования.
  • Непременным условием успешности педагогического воздействия является получение педагогом знаний об исходном состоянии объекта. Во многих сферах профессиональной деятельности: сфере промышленного производства, финансов, транспорта, связи, торговли, - налажен процесс диагностики и прогнозирования ожидаемых результатов. Система "обратной связи" в образовании находится лишь на стадии становления. Крупным достижением за последние десять лет является создание в центре и на местах психологической службы. Во многих школах появились практические психологи. Однако социологическая служба пока является "экзотикой", несмотря на то, что социологическая работа не требует такого количества специалистов, как психологическая (социологов, по нашим подсчетам, требуется в десять раз меньше, чем психологов). Психологу необходим непосредственный контакт с конкретным человеком или группой. Социолог же работает со множеством документов - анкет, сочинений, писем, отчетных материалов и статистических форм, с объектом своего исследования общается, в основном, "заочно". Непосредственные контакты (интервью, включенное наблюдение, дискуссии и т.п.) происходят значительно реже.
  • Обозначу наиболее распространенную и, на мой взгляд, самую опасную для массовых социологических исследований ошибку. Некоторые, особенно начинающие специалисты берут за основу известную понравившуюся им методику (чаще всего, это просто анкета, наиболее распространенный и не защищенный от копирования инструмент), дополняют, изменяют ее в соответствии со своими представлениями, проводят исследование... но, к сожалению, теряют возможность сравнивать свои результаты с результатами других. Разобщенность специалистов, несогласованность целей, предмета и объекта исследования, особенно методик и даже характера получаемых таблиц, приводит к потере сопоставимости данных. Как можно сравнивать эффективность работы разных типов школ, социально-экономическое положение учителей и учащихся в тех или иных населенных пунктах, если изучаются разные показатели или берутся одни и те же показатели, но по-иному измеряются? Невозможно изучение возрастной и социокультурной динамики в разных регионах страны, если не согласованы индикаторы, шкалы, интервалы количественных показателей, не говоря уже об отсутствии общих теоретических оснований и понятийного аппарата.
  • Программы комплексных социологических исследований должны включать в себя три основных субъекта образовательного процесса - учащихся, педагогов и родителей. Такие программы предполагают следующее: получаемые результаты могут и должны быть сопоставимы с результатами других исследователей, при условии, что партнеры в других городах и регионах захотят работать по предложенной или согласованной методике. Без соответствующей координирующей и кооперирующей силы работа социологов разных городов и даже учреждений одного города все равно остается "местной".
  • Выпускники средних школ являются очень интересным, можно сказать, традиционным объектом исследования для социологов. Именно в этот период жизни человека происходят "судьбоносные" социальные события: завершение общего образования, выбор профессии, приобретение новых ролей (трудовых, семейных), вхождение в новые социальные общности. Молодой человек выбирает не только образование и профессию, но и определенный комплекс ценностей: различные блага социального, экономического, правового характера. В этом возрасте происходит активное самоопределение в отношении целей и средств, обеспечивающих жизненный успех. Важно также и то, что старшие школьники вполне "доросли" до социологического исследования. Они находятся в таком возрасте, когда способны анализировать взаимоотношения с окружающими людьми, оценивать себя и свое отношение к себе, к вещам, к событиям. Старшие школьники в течение 9-11 лет находились в профессионально организованной педагогической среде. Они как ученики являются конечным продуктом системы образования. Сегодняшние выпускники - завтрашние работники, руководители, общественные деятели и политики. Эти причины определяют значимость выбора старшеклассников и, особенно, выпускников школ в качестве эмпирического объекта исследования.
  • Каждая возрастная категория школьников, с первого по одиннадцатый классы, - это отдельный, самостоятельный и своеобразный социум, со своими ценностями, ориентациями, особым восприятием окружающей действительности.
  • На социологическую службу могут быть возложены задачи изучения специфики школ и их разновидностей, а также специфики учреждений дополнительного образования, региональных образовательных систем. Например, отдел социологического мониторинга Бердского центра образования "Пеликан" осуществляет системное изучение своего нестандартного учреждения. Цель такой работы - совершенствование и развитие системы деятельности "Пеликана" как новой формы образования, обеспечивающей интеграцию учебных, производственных, хозяйственно-экономических, социально-педагогических и научно-поисковых функций.
  • Для проведения исследований и участия в социологическом анализе получаемых данных нужны специалисты. Система образования для организации социологической работы должна позаботиться о ее кадровом обеспечении.
  • Организация социологической службы в российском масштабе на данном этапе не такое уж сложное и дорогостоящее дело. Если созданы службы профессионального самоопределения и психологического сопровождения, то для комплексного решения образовательных, социально-психологических и социологических задач необходимо дополнить эту систему социологической службой.
Под руководством профессора Л.Г. Борисовой в социологической лаборатории Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) проводились социологические исследования по следующим темам:
  • "Социальные и духовные проблемы образования", "Школа, вуз и образование", "Выпускник глазами социолога", "Социализация молодежи в условиях развития современного образования";
  • "Общество. Подросток в мире взрослых", "Юноши и девушки: проблемы личности и личные проблемы", "Социальное настроение и самочувствие молодых людей", "Молодежь как субъект гражданской социализации";
  • "Выбор жизненного пути", "Первые шаги молодежи в экономическом пространстве";
  • "Свободное время подростков: социализация или девиация", "Круг сверстников. Свободное время";
  • "Семья: родители и дети";
  • "Девиантное поведение подростков: личностная и социально-экономическая обусловленность"; "Криминализация сознания и поведения молодых людей";
  • "Специалист с высшим педагогическим образованием: качество подготовки и социальные ориентации"; "Взаимооценка деловых и личных качеств работников образовательного учреждения" и др.
Инструментально-технологическое обеспечение деятельности социологической службы в образовании
Социологическая лаборатория НГПУ, продолжая традиции, заложенные Борисовой Л.Г., находит целесообразным реализацию следующих функционально заданных направлений деятельности социологической службы в образовании:
  • научно-исследовательского,
  • научно-методического,
  • научно-консультативного.
Анкета является авторским научным произведением. Именно поэтому Борисова Л.Г. очень бережно и ответственно подходила как к ее разработке, так и к ее применению. Анкета, ее разделы, формулировки вопросов и вариантов ответов на закрытые вопросы, композиция анкеты, ее научный и эстетический дизайн были и должны быть, по мнению Людмилы Глебовны, результатом научного коллективного творчества.
Проведение комплексного социологического исследования предполагает междисциплинарный характер анкеты, что делает ее достаточно объемной (анкета иногда содержит до десяти и более страниц). Конечно, это зависит от объекта исследования, темы, целей, а также от носителей той информации, которую социологу необходимо получить. Поэтому в качестве примера мы приводим только названия разделов и основные вопросы одной из последних анкет, которая была разработана под руководством Л.Г. Борисовой. Это "Анкета для родителей - 2004". В данной анкете можно выделить семь разделов:
  1. "Некоторые сведения о вашей семье".
  2. "Вы и Ваш ребенок".
  3. "Индивидуальные особенности ребенка".
  4. "Ребенок в семье, школе, на досуге".
  5. "Курение и алкоголь как проблема подростков".
  6. "Проблема наркотиков".
  7. "Сильные стороны и трудности ребенка".
А вот примеры вопросов из этой анкеты (всего в анкете 73 закрытых и открытых вопроса):
"Какие проблемы Вашего ребенка Вас тревожат и волнуют больше всего?" (предложено 16 вариантов ответов),
"Что, на Ваш взгляд, мешает Вашему ребенку проводить свободное время с большей пользой?" (предложено 16 вариантов ответов),
"Насколько откровенно и доверительно в Вашей семье взрослые обсуждают трудные, интимные стороны жизни?" (предложено 7 тем - "сторон жизни", обсуждение которых оценивается по четырем уровням откровенности),
"Предпринимает ли родительская общественность Вашей школы, микрорайона что-либо для профилактики и борьбы с курением, с употреблением алкоголя и наркотиков среди подростков?" (предложено 4 варианта ответа),
"Скажите, пожалуйста, что Вы предпринимаете в Вашей семье для укрепления здоровья ребенка?" (открытый вопрос).
Однако для создания более полного представления о той концептуальной модели, которая была положена в основу инструментально-технологических процедур социологических исследований, мы представляем вашему вниманию некоторые, достаточно автономные разделы из "Анкеты для родителей - 2004" (см. на следующей странице).
Сотрудники социологической лаборатории НГПУ Ю.М. Малащенко, А.И. Кирилова, В.З. Шурбе и др.
Раздел 2. 
ВЫ И ВАШ РЕБЕНОК
14. Какие проблемы в жизни Вашего ребенка Вас тревожат, волнуют больше всего?
Отметьте несколько самых значимых для Вас тревог и волнений:
  1. Проблемы ребенка, связанные с учебой в школе.
  2. Ребенок мало времени уделяет подготовке к урокам.
  3. Как обеспечить ребенка всем необходимым.
  4. Поступление в вуз, продолжение образования.
  5. Случаи его противоправного поведения.
  6. Невозможность найти с ним общий язык.
  7. Пристрастие ребенка к курению, алкоголю.
  8. Возможный сексуальный опыт ребенка.
  9. Состояние здоровья ребенка.
  10. Опасность пристрастия к наркотикам.
  11. Его нежелание трудиться, лень.
  12. Его плохая компания.
  13. Его безопасность.
  14. Призыв в армию.
  15. Ничего не тревожит.
  16. Другое (укажите):____________________
Раздел 4.
РЕБЕНОК В СЕМЬЕ, В ШКОЛЕ, НА ДОСУГЕ
29. Что, на Ваш взгляд, мешает Вашему ребенку проводить свободное время с большей пользой?
Можно дать несколько ответов:
  1. Некуда пойти для развлечений, отдыха.
  2. Нет вещей, нужных для занятий по интересам.
  3. Нет условий (секций, клубов) для занятий.
  4. Недоступные цены на кружки, секции.
  5. Чрезмерное увлечение ТВ, компьютером.
  6. Не с кем интересно проводить время.
  7. Неподходящая для ребенка компания.
  8. Материальные проблемы в вашей семье.
  9. Плохие жилищные условия.
  10. Его пассивность, лень.
  11. Семейные обстоятельства.
  12. Нет талантов, способностей.
  13. Слабое здоровье.
  14. Мало свободного от учебы времени.
  15. Ничего не мешает.
  16. Другое (укажите):________________
39. Как Вы думаете, что объединяет компанию, в которую входит Ваш ребенок? Можно дать несколько ответов:
  1. Вместе любят слушать современную молодежную музыку.
  2. Общие творческие увлечения (читают, коллекционируют, сочиняют, мастерят, др.).
  3. Интерес к компьютерам, к Интернету.
  4. Вместе беседуют, размышляют о жизни, обсуждают интересные новости.
  5. Совместные спортивные, туристические увлечения.
  6. Полезные дела (школьные мероприятия, помощь людям, природе и др.).
  7. Любовь к приключениям, острым ощущениям.
  8. Вместе легче подзаработать, раздобыть деньги.
  9. Желание веселей проводить время.
  10. Стремление уходить из-под контроля взрослых, жить по своим "законам", правилам.
  11. Объединились просто из симпатии друг к другу.
  12. Трудно сказать, что их объединяет.

 

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"