Культура толерантных взаимоотношений в жизнедеятельности классного коллектива

 Из авторской программы

От редакции 

Свою профессиональную педагогическую биографию Евгения Владимировна Кикина, выпускница НГПУ, начала 8 лет назад в средней школе № 127 Ленинского района г. Новосибирска. С этой школой она не расстается до настоящего времени. Работая в качестве учителя русского языка и литературы, классного руководителя, Евгения Владимировна уже сделала свой первый выпуск. Сегодня, работая с шестиклассниками, она серьезное внимание уделяет совершенствованию своего воспитательного опыта, создает авторскую программу, творчески реализуя на практике персонифицированную систему воспитательной работы. По мнению коллег, Евгения Владимировна - энергичный, деятельный классный руководитель. Успех своей деятельности она относит за счет налаженного в классе конструктивного общения с детьми. В этом году Е.В. Кикина стала лауреатом городского этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям" в социально-педагогической номинации. Была также отмечена дипломом областного этапа указанного конкурса. На Международной образовательной выставке "УчСиб - 2003" в конкурсе методических проектов, материалов, программ "Игра. Досуг. Творчество" памяти С.А. Шмакова она стала лауреатом. Мы предлагаем нашим читателям познакомиться с некоторыми разделами авторской программы Е.В. Кикиной

Проведем для начала небольшой эксперимент: попросим разных людей качественно охарактеризовать современный мир. И, вероятнее всего, услышим: "Страшный, жестокий, разобщенный". И действительно, в нашем сегодняшнем мире бывает порой страшно жить: страшно открывать дверь незнакомцу, страшно идти вечером домой, страшно потерять сознание на улице, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее становится от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающему миру. Позитивная сторона мироощущения день ото дня все более затеняется нарастающим негативно-пессимистическим отношением взрослого населения к жизни.

Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают у педагогической общественности разговоры о толерантном мире, то есть о мире без всепоглощающего насилия и жестокости, о мире, в котором самой главной ценностью было бы безоговорочное признание права личности на неповторимость и неприкосновенность человеческой личности. Эту концептуально-педагогическую идею, на наш взгляд, чрезвычайно важно реализовать в жизнедеятельности классного коллектива. Но не следует просто разбрасываться красивыми словами. Толерантность нужно систематически воспитывать. Тогда она станет элементом культуры жизнедеятельности классного коллектива. Исходя из указанных оснований, мы разработали программу "Толерантность - дорога к миру", апробировали ее на учащихся подросткового возраста - именно того возраста, который является самым проблемным.

В практическом отношении реализуемая программа представляет собой систему классных часов и коллективных творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям. Реализация программы, как мы убедились, позволяет ученикам успешно адаптироваться к жизни не только в школе, но и за ее пределами.

Следует сказать, что программа "Толерантность - дорога к миру" органично вписывается в стратегические идеи развития нашей школы. В частности:

  • воспитательная система школы своим организующим ядром имеет модель "Школьная республика";
  • в школе реализуется специальная технология организации адаптационного периода в школе;
  • педагогическое сотрудничество на уроках и во внеурочной деятельности является основополагающим принципом деятельности практически всех педагогов.

Программа "Толерантность - дорога к миру" предназначена для ее реализации в 5-9-х классах. Программа включает в себя следующие основные направления развития толерантности:

  • знакомство детей с важностью принципа уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
  • усвоение того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми;
  • педагогически последовательное постижение учащимися идеи взаимодополняемости как основной черты существующих различий. Учащимся важно понять, что их различия, в идеале, должны выступать как дополняющие друг друга элементы, как своеобразный подарок каждого из них обществу в целом;
  • усвоение принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей, как мы убедились, следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

Как результат, в нашей школе на системно-целостной основе происходит приобщение учащихся к культуре мира. Мы видим: дети, на практике ощутившие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, приобретают минимально необходимые социально-практические основы для созидания мира, гуманистического развития конкретного сообщества.

Таким образом, итогом реализации программы "Толерантность - дорога к миру" является:

  • успешно социально адаптированный ребенок;
  • ребенок, успешно взаимодействующий в классном коллективе, других социальных группах;
  • ребенок, умело противостоящий нетолерантным отношениям.

Основным элементом созданной системы воспитания культуры толерантности взаимоотношений в классном коллективе являются тематические (поклассные) блоки-модули. Их краткую характеристику предоставляем далее.

Исходя из выдвинутой цели и проектируемых результатов, оптимальным вариантом реализации Программы мы определили систему коллективных творческих дел в каждом классе на протяжении 5 лет. С этой целью каждый учебный год начинается с проведения целевой диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование и др.), а заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.

Все представленные ниже блоки-модули программы разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся, а также наиболее типичных проблем, выявленных в ходе диагностики. Каждая ступень обучения, каждый блок-модуль есть относительно самостоятельная подпрограмма, имеющая свое наименование, свою, относительно самостоятельную, логику осуществления.

5-й класс. "Я и моя семья"

Поскольку для детей 10-11 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, мы ориентируемся в своей работе на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, стремимся активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия, как мы полагаем, помогут пятиклассникам легче перенести адаптационный период при переходе из начальной школы в основную.

Основной целью воспитательного процесса в 5-м классе является помощь каждому ребенку в осознании неповторимости своей личности, а в равной мере - уникальности личности каждого одноклассника.

Среди реализуемых форм работы в программе "Я и моя семья":

  • классный час "Вселенная под названием "Я"";
  • однодневный поход (совместно с родителями);
  • День Бабушек (в рамках декады пожилых людей);
  • пресс-конференция "Мир наших увлечений";
  • классный час "Моя семья";
  • читательская конференция по сказкам Г.Х. Андерсена ("История одной матери", "Гадкий утенок", "Детская болтовня");
  • спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья";
  • классный час "На кого я хочу быть похожим";
  • родительское собрание по итогам учебного года (совместно с детьми) "Вот и стали мы на год взрослей".

6-й класс. "Ты, да я, да мы с тобой"

Для младших подростков приоритетное значение имеют отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо прививать ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой классным коллективом.

Целью воспитательного процесса в 6-м классе становится воспитание чувства сплоченности классного коллектива. Среди предлагаемых форм работы:

  • классный час "Ты, да я, да мы с тобой";
  • составление Декларации прав и обязанностей учеников 6-го класса;
  • аукцион "Книга рекордов нашего класса";
  • диспут "Легко ли быть настоящим другом?";
  • читательская конференция "Один за всех и все за одного" (А. Дюма "Три мушкетера", А. Рыбаков "Кортик" и "Бронзовая птица");
  • КВН "Наш класс";
  • праздник "Мисс и мистер класса";
  • устный журнал "Наш класс через 20 лет";
  • подготовка и участие в фестивале искусств;
  • праздник "День класса".

Следует отметить, что кроме перечисленных мероприятий в жизни класса и школы существует еще много других дел, способствующих сплочению коллектива. В частности, каждую весну в средней школе № 127 проводится фестиваль искусств. Подготовка к фестивалю (написание сценария, репетиции, выполнение декораций, шитье костюмов) очень сплачивает ребят и их родителей. И, наверное, не надо говорить о том, какой восторг испытывают ученики, когда их усилия высоко оценивает жюри.

7-й класс. "Учимся договариваться"

К 12-13 годам подросток более обеспокоен тем, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.

Поэтому целью воспитательного процесса в 7-м классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Предлагаемые формы работы:

  • классный час "О правах и обязанностях ребенка" (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Уставом школы);
  • психологическая игра "Необитаемый остров";
  • защита плакатов на тему "Курильщиками не рождаются, курильщиками умирают";
  • психологический тренинг "Научись управлять собой";
  • пресс-конференция (с участием родителей) "Однажды в моем классе:";
  • психологический тренинг "Учимся договариваться";
  • встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений;
  • читательская конференция по книгам А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" и В. Железникова "Чучело";
  • игровая программа "Час общения".

8-й класс. "Вместе лучше!"

У подростков возникает острый интерес к представителям противоположного пола и желание нравиться.

Несмотря на известную противоречивость в способах выражения отношений между мальчиками и девочками в этом возрасте, необходимо помнить, что к 13-14 годам многие из них испытывают свою первую юношескую любовь. И хочется, чтобы эти первые серьезные отношения остались чистыми и романтическими. Поэтому имеет смысл обсуждать с ребятами фильмы и книги, посвященные юношеской любви, рассказывать о возвышенной любви в жизни великих людей прошлого и настоящего.

Целью воспитательного процесса в 8-м классе становится, таким образом, формирование толерантных отношений между мальчиками и девочками, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться. Предлагаемые формы работы:

  • диспут "Возможна ли настоящая дружба между мальчиками и девочками?";
  • ситуативная игра "Как должны себя вести истинные леди и джентльмены";
  • читательская конференция по книге Г. Щербаковой "Вам и не снилось";
  • устный журнал "Наши девочки" (готовят мальчики);
  • устный журнал "Наши мальчики" (готовят девочки);
  • классный час "Существуют ли рыцари в наши дни?";
  • классный час "Десять великих женщин";
  • игра "Любовь с первого взгляда".

Следует отметить, что в любой школе в феврале и марте проводится множество общешкольных мероприятий, направленных на укрепление отношений между девочками и мальчиками ("Рыцарский турнир", "Леди и джентльмены" и другие). Хотя общешкольные мероприятия не включены в предлагаемый план работы, участие в них восьмиклассников конечно же предполагается, как само собой разумеющееся.

9-й класс. "Жизнь в многоликом мире"

14-15 лет - время, когда у подростка, благодаря общению со сверстниками и взрослыми людьми, активно формируется внутренняя позиция личности. Огромное влияние на воспитание личностных качеств подростка оказывают здесь средства массовой информации. Ребята в этом возрасте интересуются и неплохо ориентируются в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. Поэтому в 9-м классе целесообразно вести разговор о тех видах нетерпимости, которые можно квалифицировать как нарушение прав человека, как преступления против человеческого общества на основе религиозных, национальных, половых и других различий.

Целью воспитательного процесса в 9-м классе становится осознание многоликости окружающего мира и себя как части этого мира. Предлагаемые формы работы:

  • диагностика учащихся (методика незавершенных предложений, методика "Система ценностных ориентацией для учащихся 9-11-х классов");
  • классный час "Жизнь в многоликом мире";
  • интеллектуальная игра "Религии мира";
  • экскурсия "Дорога к храму";
  • "круглый стол" "Планета просит о помощи" (совместно с учителями географии и биологии);
  • просмотр и обсуждение документального фильма "Обыкновенный фашизм" (совместно с учителем истории);
  • устный журнал "Социальные преступления против людей" (геноцид, Холокост, дискриминация женщин и другие);
  • классный час "Благородная жизнь: жизнь ради людей";
  • пресс-конференция "Каким я хочу видеть наш мир через 20 лет";
  • праздник "Все флаги в гости будут к нам".

 

Из опыта организации жизнедеятельности
классного коллектива средней общеобразовательной школы № 127

Декларация прав и обязанностей учеников 6 "А" класса средней общеобразовательной школы № 127

 

Настоящим документом зафиксированы права и обязанности учеников 6 "А" класса средней общеобразовательной школы № 127 города Новосибирска.

Права:

  1. Каждый ученик 6 "А" класса имеет право на взаимопонимание, помощь и поддержку любого из одноклассников и классного руководителя.
  2. Девочки 6 "А" класса имеют право на уважение, помощь и защиту со стороны мальчиков 6 "А" класса.
  3. Мальчики 6 "А" класса имеют право на уважение и благодарность за оказанную помощь со стороны девочек 6 "А" класса.
  4. Каждый ученик 6 "А" класса имеет право высказывать свое мнение по любому вопросу.
  5. Каждый ученик 6 "А" класса имеет право на защиту от оскорблений и агрессии.
  6. Каждый ученик 6 "А" класса имеет право на помощь учителя во время урока и вне его.

Обязанности:

  1. Ученики 6 "А" класса развивают свои способности, активно участвуют в жизни класса и школы и делятся полученными знаниями с одноклассниками.
  2. Ученики 6 "А" класса чтят традиции и законы класса и школы.
  3. Ученики 6 "А" класса берегут школьное имущество.
  4. Ученики 6 "А" класса уважают друг друга, не допускают оскорблений и агрессии по отношению к одноклассникам.
  5. Ученики 6 "А" класса уважают и ценят своих учителей, делают все для того, чтобы с классным коллективом было интересно и приятно работать.
  6. Ученики 6 "А" класса оказывают всестороннюю поддержку классному руководителю.
  7. Ученики 6 "А" класса несут ответственность за выполнение своих общественных обязанностей.
  8. Ученики 6 "А" класса не обижают младших.
  9. Ученики 6 "А" класса любят и уважают своих родителей, бабушек и дедушек, помогают им в домашних делах, стараются не доставлять неприятностей.

Дополнения:

  1. В классе приветствуется желание каждого получать знания во время урока и вне его.
  2. В классе уважается желание каждого участвовать в классных и общешкольных мероприятиях, приветствуется любая полезная инициатива.
  3. Каждый ученик 6 "А" класса может рассчитывать на любовь и всестороннюю поддержку своих родителей, дедушек и бабушек.

Настоящая Декларация обсуждена 
и утверждена на классном собрании 
20 сентября 2002 года

 

Евгения Владимировна Кикина, классный руководитель 6 "А" класса средней школы № 127 г. Новосибирска

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"