Секрет метода, или Семь правил исцеления творческим состоянием

Диалог главного редактора журнала "ВиДО" Л. И. Боровикова с Алексеем Ивановичем Бороздинымдиректором Муниципального оздоровительно-образовательного учреждения "Городской Центр А.И. Бороздина", г. Новосибирск


От редакции 

Алексей Иванович Бороздин - известный в России музыкант-педагог, преподаватель по классу виолончели в Детской музыкальной школе Новосибирского Академгородка. Он - заслуженный работник культуры РФ, воспитавший не одно поколение талантливых молодых исполнителей, впоследствии завоевавших великое множество наград и лауреатских званий на самых престижных международных конкурсах и фестивалях. Вместе с тем, по совершенно необъяснимым, на первый взгляд, причинам и обстоятельствам он еще и неоспоримый лидер в теоретико-практической разработке многих актуальных проблем абилитационной педагогики - достаточно новой области научно-практического знания, призванной помочь детям-инвалидам полноценно интегрироваться в современную жизнь, приобрести уникальный творческий опыт, обеспечивающий им ощущение полноты жизни, позволяющий реально на деле достичь многих жизненных и профессиональных успехов.

 

 

"Школа Бороздина" - в любом значении этого чрезвычайно емкого слова - стала сегодня своеобразной визитной карточкой Новосибирска. Диалог главного редактора журнала "ВиДО" Л.И. Боровикова с Алексеем Ивановичем мы и предлагаем нашим читателям.

Алексей Иванович Бороздин - директор Муниципального оздоровительно-образовательного учреждения "Городской Центр А.И. Бороздина", г. Новосибирск

Боровиков Л.И.: - Алексей Иванович, знаю, что Ваша профессиональная педагогическая деятельность в последние годы приобретает все более яркий методический оттенок: Вы много ездите по стране, стремясь расширить географию распространенности своей уникальной системы творческой абилитации детей-инвалидов. С чем это связано?

Бороздин А.И.: - Да, действительно, активное распространение накопленного опыта - сегодня для меня чрезвычайно важная, небывало ответственная задача. Такая деятельность мне приносит глубокое удовлетворение уже потому, что позволяет вновь и вновь убедиться в широкой востребованности наработанной в нашей "Школе" практики работы с детьми-инвалидами, более того, в высокой эффективности системы такой работы, возможности ее непрерывного совершенствования в самых различных социокультурных условиях, будь то амбициозная столица или небольшой провинциальный город. Самое важное, чтобы у педагогов, взявшихся за это столь непростое дело, была, что называется, "искра Божия", была в душе творческая одухотворенность, сопровождаемая искренним желанием помочь детям стать полноценными людьми, несмотря на имеющиеся недуги.

Бывая в разных городах, я убеждаюсь всякий раз, что найденная мною система работы, наработанные принципы, сопровождаемые вариативным комплексом методов и приемов, есть универсальный путь исцеления многих телесных недугов, доступный не только мне и моим коллегам по "Школе", но и многим российским педагогам, которых у нас в Сибири, как мне представляется, великое множество. Помочь им поверить в себя, в свои педагогические возможности - наша важнейшая задача, которую, как мне представляется, мы научились решать вполне успешно.

Боровиков Л.И.: - Значит ли сказанное Вами, что метод - это все же ремесло, не заключающее в себе какого бы то ни было секрета, а вся суть созданной системы, ее важнейший глубинный субстрат - это творческая атмосфера на занятии, совместная увлеченность ребенка и педагога-взрослого, особый настрой души того и другого, какая-то особая атмосфера их доверительного общения?

Бороздин А.И.: - Возможности метода в получении надежных педагогических результатов я бы не стал приуменьшать. Найти в наших сложнейших психолого-педагогических условиях нужный (а порой и единственно возможный!) метод - величайшее искусство, заслуживающее самого пристального внимания со стороны ученых. Вместе с тем, складывающиеся на уроке эмоционально-доверительные взаимоотношения с воспитанниками есть, действительно, едва ли не краеугольный камень существа нашего педагогического дела: ведь мы стремимся создать действительно современную, гибкую, вариативную и педагогически надежную систему работы с детьми-инвалидами по их эффективной абилитации художественно-педагогическими средствами. Личностно-психологические энергозатраты педагога здесь не соизмеримы ни с чем.

Все в нашей абилитационно-педагогической деятельности должно быть в высшей степени индивидуализировано, какого бы то ни было штампа здесь быть не может: все должно идти "от ребенка", от его состояния, сиюминутного настроения, пробудившегося чувства, активизировавшегося где-то в самых глубинах его души стремления к творческому действию. Для любого педагога, вне зависимости от возраста, пола, педагогического стажа и уровня теоретической компетентности, увидеть такую возможность, даже, точнее говоря, интуитивно почувствовать ее, означает на деле состояться в качестве профессионально пригодного к творческой абилитационной деятельности специалиста-практика. Вид творческой деятельности, по поводу которого организуется обучение, здесь не играет существенной роли. Еще до постановки обучающих задач педагог должен увлечь ученика-воспитанника своим абсолютным расположением к нему. Надо пробудить ресурсы его интеллектуально-творческого развития. И тогда результат не заставит себя долго ждать. Но сделать это чрезвычайно трудно. Я вижу, насколько уставшими всякий раз завершают учебный день мои педагоги.

Все мы, каждый в отдельности и все сообща, верим: каждая личность ребенка - это неповторимая уникальность, это величайшая ценность в нашем сегодняшнем противоречивом, обездушенном мире. Мы убеждены: душа ребенка-инвалида особенно остро реагирует на окружающий мир. Любой вид искусства - всегда верное подспорье педагогу, стремящемуся окрылить ребенка верой в свои потенциальные возможности. Творчество здесь даже не цель, а необходимое средство духовного, а вслед за этим и соматического исцеления человека. Для нас это не просто красивые слова. Это - суть нашей педагогической веры. Без понимания именно этой для нас важнейшей идеи никакой, пусть даже самый изысканный, разносторонне научно обоснованный воспитательный метод не сработает, не достигнет своего положительного результата.

Боровиков Л.И.: - С чем, по большому счету, связано Ваше такое активное пристрастие передавать накопленный теоретический и практический опыт именно молодым, начинающим педагогам? Неужели опытные педагоги-практики не могут полноценно воспринять Ваши творческие идеи, не способны полноценно освоить азы авторского метода исцеления творчеством?

Бороздин А.И.: - Конечно же, возраст не самая сложная преграда для интенсивного освоения теоретических и практических основ нашей абилитационно-развивающей технологии работы с детьми-инвалидами. И тем не менее молодость, как правило, не отягощена грузом многих профессиональных "стереотипов страха". Аналогичным образом и дети: они еще не знают, чего надо бояться, в особенности занимаясь творческой деятельностью. Дети не ведают, что для них действительно трудно, а что легко. Не будем же их разочаровывать. Пусть, "не ведая", они совершают поучительные для нас, взрослых, чудеса; пусть "по незнанию" решают сложнейшие творческие задачи. А молодой педагог, если в нем есть педагогическая проницательность, пусть поможет ребенку. Профессиональные страхи взрослых здесь не должны иметь места, не должны ограничивать потенциальные возможности развития любого ребенка. Все это, кстати говоря, относится не только к детям инвалидам, но и к детям, обучающимся в музыкальных школах и школах искусств.

Боровиков Л.И.: - Можно ли именно этим обстоятельством объяснить преемственность Вашего авторского абилитационно-развивающего метода и метода работы с юными музыкантами-виолончелистами в Детской музыкальной школе?

Бороздин А.И.: - Однозначно да. Это - самое общее основание всех моих педагогических убеждений. К ним я пришел в результате длительных размышлений, разностороннего анализа накопленного опыта. И успешного, и порой не очень. Вдумчиво относился я и к критике, то есть высококорректно изложенному критическому мнению некоторых авторитетных моих оппонентов. Их немало встречалось на моем пути. Великая им за то благодарность. Но все же практический опыт, достигнутые результаты, как правило, убеждали всех.

Боровиков Л.И.: - И в завершение нашего короткого интервью-презентации Ваших творческих педагогических идей, пожалуйста, сформулируйте несколько "золотых правил" в копилку современного педагога-аблитатора, скажем так, "От Бороздина".

Бороздин А.И.: - Постараюсь, но думаю, что правила эти не раскроют в полной мере "секрета" моего метода, так как его в принципе нет. Все предложенные ниже советы могут быть в полной мере отнесены и к профессиональной деятельности любого педагога-воспитателя, искренне стремящегося достичь высоких воспитательных результатов, опираясь на целительную силу творчества.

Правило первое
В организации жизнедеятельности ученика на любом учебном занятии, ставящем абилитационно-воспитательные задачи, надо идти "от ребенка". От его неоспоримых творческих возможностей. От его потенциальных, а не реальных, порой весьма и весьма скромных достижений. Это самое главное, что современному педагогу надо ежеминутно напоминать себе, устанавливая доверительные отношения на уроке.

Правило второе 
Пожалуй, еще более важное, чем ранее обозначенное, пусть и самое главное, "первое правило"...

Для педагога-абилитатора на уроке нет ребенка-инвалида. Есть уникальная человеческая личность. Есть личность, способная к каким то своим, особым, пусть пока еще неразгаданным, творческим проявлениям.

Правило третье 
В выстраивании индивидуальной обучающей стратегии, в организации доверительного общения на уроке принципиально важно отталкиваться не от болезни, а от критериев здоровья. Широко открывая перед ребенком дверь своего класса, вы должны уже здесь встречать здорового ребенка. Какое бы то ни было чувство жалости, сомнения могут только повредить делу. Именно эти эмоциональные проявления существенно ограничивают успех выздоровления.

Правило четвертое
В выборе индивидуальной тактики педагогических действий чрезвычайно важно учитывать наличное состояние ребенка, и физическое, и эмоциональное; понимать его реальное самочувствие в любой конкретной ситуации урока. "Состояние свободного творчества", обладающее высокой целительной силой, - это лишь дальний ориентир, требующий высочайшей самоотдачи от педагога. Это его заветная мечта, к которой надо практически стремиться, увлекая своим примером ребенка. Образно говоря, педагогу-абилитатору важно найти ту единственную тропинку, которая ведет именно этого ребенка к состоянию творчества. Тропинка эта, как правило, очень трудна, не всегда ясно различима в ситуации урока; идет она довольно часто через труднодоступные горные перевалы. Не следует бояться трудностей. Надо смело идти вперед и вперед.

Правило пятое 
Своим сиюминутным состоянием (кстати говоря, непрерывно меняющимся) ребенок невольно указывает педагогу самый рациональный способ реализации индивидуального подхода к нему. Всмотритесь, вчувствуйтесь, поймите эти состояния - незримые подсказки со стороны ребенка.

Правило шестое 
Не следует долго застревать в своих профессиональных "всматриваниях и размышлениях". Ребенку необходимо действие и еще раз действие. Конечно, действие осмотрительное, осторожное, вдумчивое, не нарушающее его достоинства. Поэтому, уловив истинное состояние ребенка, смело выходите на сотруднический творческий диалог с ним. Только диалог даст вам надежный ключ к взаимопониманию, доверительному общению. Ведь в истинном творчестве нет детей и взрослых. Здесь все равны.

Правило седьмое, последнее 

Помните: достигнутое ребенком творческое состояние - это не самоцель. Не льстите себе. Это всего лишь первая половина пути, ведь дальше наступает самое главное - истинное пробуждение дремлющих сил и возможностей ребенка. Терпеливо ждите этого момента как величайшего события. Не упускайте эту возможность, эту волшебную "жар-птицу". Ведь она - весьма прихотливая гостья и посещает только тех педагогов-энтузиастов, которые до конца, искренне и самоотверженно вершат свое непростое дело. 

Учредители: Министерство образования Новосибирской области
и Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Copyright © 1999-2011 "Сибирский учитель"