Сотрудническое взаимодействие детей и родителей - условие эффективного влияния игры на развитие ребенка

 

Наблюдения показывают: какой ребенок в игре, такой он будет и в жизни, в труде, в своей будущей профессиональной деятельности. Если он быстро переходит от одной игры к другой, не доводя ни одного дела до конца; если он в процессе игры не проявляет инициативу, самостоятельность, а наоборот, пассивен, "творчески бескрыл", быстро подчиняется партнеру, равнодушен к успеху, к борьбе, - всё это должно настораживать взрослых, так как подобное поведение требует своевременной коррекции.

Большое значение здесь, конечно, имеет темперамент ребенка. Например, у меланхоликов необходимо в первую очередь развивать самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство. Игры должны доставлять им радость, придавать уверенность в себе, развивать способность преодолевать возникающие препятствия. Последовательно и осторожно следует вовлекать их в коллективные соревновательные игры. Подобные игры дают ребенку-меланхолику возможность "вкусить" радость преодоления препятствий, помогают ему одерживать победу над робостью, нерешительностью, неконтактностью, неуклюжестью и потенциальным одиночеством.

Не менее важны подвижные соревновательные игры и при воспитании детей-флегматиков. Их тоже необходимо "растормошить" и позволить им ощутить радость успеха. Но с такими детьми также возникают определенные сложности: привычки, которые у них выработались ранее, исключительно прочны, а режим, к которому они привыкли, почти незыблем, поэтому подключение их к соревновательным играм - процесс очень трудоемкий, требующий терпения и такта. Подвижные игры особенно полезны для холериков, так как они помогают таким детям направлять свою энергию в нужное русло. Тем не менее для них необходимы и так называемые "тихие" игры, требующие упорства, сосредоточения и усидчивости (например, игры с такими игрушками-головоломками, как "конструктор" или "кубик Рубика").

В игровой ситуации необходимо постепенно приучать ребенка к труду. В процессе игры ему можно предложить проследить за соблюдением чистоты и порядка в своей комнате, уголке для игрушек, а потом постепенно вводить его как полноправного члена в хозяйственную и бытовую жизнь семьи.

Действительно, в домашних условиях "настоящее дело" для ребенка всегда можно найти. Девочка может принять участие в уборке квартиры, в приготовлении обеда. Даже самостоятельно почищенная морковка - это уже трудовое участие. А мальчик может помочь родителям (посильно, конечно) в квартирном ремонте, в работах на садовом участке. Родителям необходимо понимать, что трудовое участие детей не должно превращаться в нудную, не способствующую их развитию и случайную для семьи обязанность. Таковы законы возраста. Кроме того, трудовые обязанности ребенка в семье не должны полностью заменять его обычные подвижные игры. Следует помнить, что подвижные игры совершенствуют мышечный аппарат, помогают ребёнку овладеть произвольными движениями широкого спектра, то есть действовать не хаотично, а целенаправленно. Если ограничивать ребёнка в движениях, растить "паиньку", то такое воспитание приносит в дальнейшем отрицательные результаты: ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, не способным самостоятельно сдерживать себя, управлять своим поведением и чувствами, в конечном итоге - концентрировать своё внимание на определенных задачах учебной деятельности.

Как мы видим, детская игра - очень серьезный процесс, надежное средство не только воспитания, но и профилактики многих болезней детей. В медицине существует специальный термин - "игротерапия". Так, при помощи игр можно избежать возникновения различных нервных заболеваний у детей и даже устранить уже появившиеся нарушения нервной системы.

С помощью игр дети неосознанно корректируют возникшее у них состояние страха или обиды.

Например, девочки играют в игру "Врач и больной". Одна говорит другой: "Нужно тебе сделать укол. Да не бойся, это совсем не больно: Какая же ты трусишка!".

Другая ситуация. Из семьи ушёл отец, ребёнок играет в "вернувшегося отца". В жизни отец злоупотребляет алкоголем, а у ребёнка в игре он перестает это делать и становится "хорошим и добрым".

Ситуация, взятая из практики психотерапевта. Ребёнок (мальчик) постоянно рисовал человечка без рук. Сначала причина была непонятна окружающим, а когда они стали разбираться, то выяснилось, что ребенка обижает соседский мальчик, который старше его по возрасту: он бьёт его и издевается над ним. Родители предприняли педагогические и психотерапевтические меры, и причины невроза были устранены.

В совместной игровой деятельности дети очень тонко чувствуют искреннее отношение к ним взрослых и могут отличать, по-настоящему с ним играют, увлечённо или нет. Если вы вступаете в игру с ребёнком, то старайтесь полностью входить в роль, "выкладываться" до конца, играть самозабвенно и вдохновенно. Только в этом случае вы сможете достигнуть эмоционального и духовного контакта с ребёнком и эффективно оказывать на него то морально-нравственное, развивающее и психотерапевтическое влияние, которого вы не добьётесь какими-либо другими способами.

Например, ребёнок испугался собаки. Не пытайтесь убеждать его, что собака - друг человека. Попробуйте увлечь ребёнка поисками заблудившейся куклы (машинки, мишки и т.д.). Такой поиск, безусловно, не может обойтись без служебной собаки; таким образом, постепенно, ненавязчиво в процессе игры вы сможете изменить отношение ребёнка к животным, привить доброе отношение к ним и изжить страх.

Другой пример. Ребёнок боится остаться один в квартире. Попытайтесь начать с ним играть в "сторожа": оставьте ребёнка "охранять пост", а сами отправьтесь "проверять соседние". Таким образом, вы сможете выйти из дома, развесить на улице бельё, потом сходить в ближайшие магазины, а в дальнейшем вы сможете помочь ребёнку полностью избавиться от страха одиночества.

Если у вашего ребенка возник страх темноты, придумайте такую игру, которая проходила бы в затемнённой комнате. И постепенно в игровой ситуации ребёнок научится преодолевать этот страх.

Мы уверены в том, что игра - это средство, оказывающее более сильно воздействие на ребенка, чем различные нравоучения. Игра, которая построена на интересе и положительных эмоциях, позволит вам достичь намеченной воспитательной цели в течение более короткого промежутка времени. Однако терапия среды не должна ограничиваться только играми, важную роль играет и общая атмосфера в семье. Семейная обстановка, окружающая ребёнка, должна способствовать возрастанию взаимопонимания между родителями и ребёнком. Только при таких условиях воспитательный процесс приобретает истинно созидательное значение.

День отдыха семьи

Воскресный день отдыха родителей с детьми - очень распространенная форма проведения досуга. Как правильно организовать взаимодействие детей и родителей?

Необходимо преодолеть пассивность отдыха в семье, вывести его за рамки домашнего времяпрепровождения, дать возможность всем членам семьи узнать друг друга в иной обстановке, оказать содействие в их сближении, рассказать детям о том, как работают их родители и как отмечен их труд.

Дни отдыха семьи могут иметь разную тематику: музыкальную, литературную, спортивную. Например:

"Мама, папа, я - спортивная семья", 
"Светить самим и зажигать других", 
"Думать и делать", 
"Быстрее, выше, сильнее", 
"Непоседам нет преграды", 
"Жизнь без улыбки - просто ошибка".

Эмблемой этого дня может служить изображение солнца. При оформлении дня отдыха также могут использоваться различные изречения знаменитых людей, интересные фотографии, юмористические плакаты и рисунки. Можно провести спортивные соревнования между родителями и детьми, а также между разными семьями (метание в цель), викторины, конкурсы на лучшее знание песен, стихов, фильмов о спорте, дружбе, любви, рыбной ловле. Можно организовать показ различных достижений детей.

Специфика дней отдыха семьи состоит в том, что они проводятся для групп "родители - дети" и должны предусматривать как раздельные (познавательные и развлекательные) занятия, так и совместные. Можно провести конкурс на лучшую смешную историю, рассказанную семьёй, на лучшую частушку, сказку, на знание литературы, истории, популярных песен, загадок.

День отдыха семьи может проводиться как в помещении, так и на открытой местности, за городом.

Исходя из опыта своей работы как организатора, хочу отметить, что не всегда при проведении дней отдыха семьи отрабатывается методика работы со взрослыми, почти не организуется общение между ними, предоставляется недостаточное количество интересной, познавательной информации, не предусматриваются развлекательные мероприятия.

Как уже говорилось выше, для организации дня отдыха необходимо:

1) выбрать место его проведения (парк, стадион, пригород);

2) создать актив, члены которого будут заниматься разработкой сценария; в его состав могут входить педагоги, родители и дети (сценарий разрабатывается исходя из выбранного места проведения дня отдыха). Члены актива составляют программу дня, продумывают её название, например: "С папой и мамой в день выходной", "Отдыхаем всей семьёй", "В кругу семьи";

3) выбрать эмблему, например: силуэты мужчины, женщины и ребёнка; поющие люди; отец, мать и ребёнок, улыбаясь идут, взявшись за руки, и т.д.;

4) предоставить необходимую информацию о предстоящем дне отдыха, которую поместить в газете (если она есть в творческом объединении), на афише, в пригласительных билетах;

5) оформить помещение детскими рисунками, поделками из природных материалов, фотогазетами "Как мы проводим свой досуг", "Флора и фауна нашей области", "Наш город в разные времена года";

6) организовать работу "Гостиного ряда", где будут продаваться поделки;

7) оформить стенд с фотографиями и пояснениями к ним, иллюстрирующими работу взрослых и детей;

8) обязательно вывесить указатель с информацией о том, что происходит и в каком месте.

Сценарный план воскресного дня отдыха

 

№п/п Название мероприятия Дата и время проведения Место проведения Ответственные
         
         

Первая часть. Встреча гостей. (30 минут)

  1. Радиогазета. 
    Гостей встречают организаторы праздника, которые могут быть одеты в костюмы Волка и Зайца, Красной Шапочки, трёх богатырей. Гости получают эмблему и программу дня отдыха. Звучат наиболее популярные мелодии детских песен.
  2. Приглашение гостей в зал.

Вторая часть. Торжественная. (10--15 минут)
Приветствие (выступления руководителя структурного подразделения, педагогов, родителей и представителя творческого объединения детей).

Третья часть. Массовая. (1,5-2 часа)

  1. Концерт.
  2. Танцы.
  3. Игры, аттракционы (если день отдыха проходит в парке).

Игры для малышей
"Найди себе пару" 
"Найди свой цвет" 
"Пробеги тихо" 
"Догони мяч" 
"Зайка серый умывается"

Игры для младших школьников "Светофор". По команде ведущего или при появлении зелёного луча прожектора под песню "Я у бабушки живу" (музыка Э. Ханка, слова И. Шаферана) дети танцуют, водят хоровод, поют; жёлтого луча - танцуют на месте, красного луча - стоят неподвижно. С того, кто ошибется, ведущий берёт фант.

"Автогонки". 4-5 участников садятся на стулья и берут в руки шнурок (длина 6-7 метров), к одному концу которого привязана палочка (40-50 см), к другому - игрушечный автомобиль. Автомобили выводятся на линию старта. Задача игроков: стараться быстрее накрутить шнур на палочку так, чтобы автомобили достигли линии финиша. Участникам запрещается вставать со стула, дёргать или поднимать руки с палочкой. Нарушитель выбывает из игры.

Совместные игры родителей и детей

"Четыре стихии". Все участники встают в круг, в центре которого находится ведущий. Он бросает кому-нибудь мяч, произнося при этом одно из следующих слов: "земля", "вода", "воздух", "огонь". Тот, кому брошен мяч, должен его поймать, вернуть ведущему и назвать животного (если было сказано слово "земля"), рыбу (слово "вода"), птицу (слово "воздух") или поднять руки над головой и повернуться вокруг себя (слово "огонь"). Кто ошибается - платит фант и начинает водить.

Рассмотренный нами способ проведения сотруднического взаимодействия родителей и детей является наиболее эффективным потому, что здесь можно отметить добровольность их участия в предложенной организаторами программе. Такая ненавязчивая форма совместного проведения досуга детей и родителей непроизвольно втягивает их в "водоворот" происходящего, где они и "раскрываются всей семьей". 

Любовь Валентиновна Кашинская, педагог дополнительного образования театрального объединения "Вито" ЦДТ "Содружество", Калининский район, г. Новосибирск

Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"