Счастливые встречи...

 

 

От редакции

8 мая 2004 года в актовом зале администрации Новосибирской области состоялось торжественное заседание, на котором губернатор В.А. Толоконский вручил жителям города и области ведомственные и государственные награды. В числе награжденных была и наша коллега доцент кафедры воспитания и дополнительного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, член редакционной коллегии журнала "ВиДО" Марина Соломоновна Коган - человек хорошо известный тем людям, которые принимают участие в разработке и решении вопросов теории и методики проведения воспитательной работы.

В преддверии ее юбилея мы искренне поздравляем Марину Соломоновну с высокой государственной наградой - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени. Мы надеемся на то, что огромный перечень ее славных дел, реализуемых проектов и творческих инициатив будет увеличиваться и успешно воплощаться в жизнь.

 

Рассказать о юбиляре редакция журнала "ВиДО" предоставляет возможность кандидату психологических наук Ирине Валерьевне Хромовой.

Педагогике можно учиться по книгам - научным, популярным и биографическим, можно долго и рационально решать, какой смысл заложен в понятии "хороший педагог", можно тренироваться, развивать в себе необходимые навыки, нуждаться в чужих оценках своих достижений. Но в большинстве случаев педагогике учатся по-другому - с помощью подражания. У любого человека есть примерный образец правильного педагога, на который он старается быть похожим и самостоятельно, без помощи других людей определять, насколько он соответствует этому выбранному образцу. Для меня таким образцом всегда является мой старший друг и учитель Марина Соломоновна Коган. Благодаря ей я почувствовала вкус к педагогике в самом высоком смысле этого слова.

Это было более сорока лет назад: Выпуск первого педагогического класса в 10-й школе. Одна из выпускниц - Марина Кучерова. Но эту фамилию и тем более слово "педкласс" я узнала намного позже. А в то время я знала только вожатую по имени Марина, которая всегда находилась в центре самых интересных событий и запоминающихся праздников. Помню "Цирк", в котором мой брат-второклассник играл роль лошадки, потом их класс показывали по телевидению, а я завидовала тому, что Марина уделяет их классу больше внимания, чем нашему! Помню также "Праздник колеса", который проходил в нашей школе с математическим уклоном, смотры, сборы и линейки, конкурсы стенных газет. Сейчас подобные "формы воспитательной работы" несколько забыты, а в то время у нас была удивительная детская жизнь, настоящая и радостная. И способствовала этому наша вожатая - Марина. Уже в те годы она была интересным и энергичным человеком, которым остается и сейчас.

Прошли школьные годы, ушла из школы наша вожатая. И вот я, студентка педагогического института факультета иностранных языков, прохожу практику в школе. В программе практики, кроме проведения уроков, есть задания по проведению внеклассной работы. Мы ждем преподавателя с кафедры методики воспитательной работы, и приходит: Марина Соломоновна Коган. В этот момент у меня возникла уверенность в том, что, несмотря на отсутствие на нашем факультете занятий по подготовке к проведению воспитательной работы, с практикой мы точно справимся, если у нас такой руководитель. Так и произошло - и помог, и подсказал, и научил: в течение двух месяцев мы, студенты факультета иностранных языков, которые предпочитали заниматься только изучением языка, почувствовали вкус ко внеурочной работе учителя с детьми, к тому, в чем действительно состоит живая педагогика. Нам был дан яркий жизненный и профессиональный урок.

И вот я, идя своей дорогой в педагогической профессии, уже преподаватель кафедры теории и методики воспитательной работы на историческом факультете пединститута. Именно здесь и произошла наша третья встреча. Сейчас мы коллеги, но, несмотря на десять лет совместной работы в НИПКиПРО, в чем-то Марина Соломоновна, как и тогда, в 1977 году, по-прежнему недосягаема, по-прежнему является образцом: она и вдохновляет, и увлекает идеями, и учит, рядом с ней всегда чувствуешь себя в безопасности. Она относится к редкой категории людей, которые в коллективном деле всегда берут на себя большую ответственность и всегда оправдывают ожидания. Жизненный и профессиональный девиз Марины Соломоновны - "Кто, если не ты!".

Педагогическая биография Марины Соломоновны Коган - это прямое восхождение по лестнице профессиональную успеха: вожатая в школе, заведующая кабинетом воспитательной работы, ассистент, преподаватель педагогического вуза, вожатый в "Артеке", старший вожатый и старший педагог в пионерских лагерях и, наконец, доцент Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ее известность начиналась в школе, в которой не одно поколение детей и родителей помнят ее как неугомонного выдумщика и организатора, и достигла масштабов Новосибирской области, Сибирского региона и всей страны. Действительно, книги Марины Соломоновны сегодня выходят в центральных издательствах, российские журналы ждут новых материалов, а города, познакомившись с ней, долго и настойчиво призывают подписать новые контракты, приглашают приехать и прочитать лекции, провести практические занятия, оказать методическую помощь. Казалось бы, все происходит так закономерно успешно.

Но все ли так просто, как кажется? Только хорошо зная Марину Соломоновну, можно догадаться о том, что она пережила из-за определенного непонимания, о возникавшем время от времени отчаянии, о муках переоценки ценностей. Именно включенность в жизнь других людей и в общественную жизнь не могла оставить ее равнодушной в то время, когда казалось, будто рушится то незыблемое, на чем была построена жизнь.

Она ушла несмотря на все контраргументы коллег и друзей, поскольку ей показалось, будто никто не испытывает необходимости в том, что она делает. Подобный поступок - проявление мужества и честности. Однако до сих пор на любом юбилее в НГПУ она - первый гость. Бывшим коллегам кажется, будто Марина Соломоновна ушла из института недавно, хотя прошло уже 15 лет.

Множество проектов не удалось осуществить, потому что для работы требовалась команда. Но и у единомышленников усталость или равнодушие иногда наступали раньше, чем у нее. И остается только удивляться тому, насколько Марине Соломоновне не присуще состояние обиды, апатии. Она переживает очень сильно, но мужество и вера в то дело, которому она служит, спасает ее в эти минуты, - она преодолевает все трудности и опять начинает трудиться.

Для меня, как преподавателя психологии, Марина Соломоновна - пример для подражания. В психологической теории есть такое понятие, как "цельная личность". Смею утверждать, что Марина Соломоновна - яркий пример именно такой личности, в жизни которой и темперамент, и многие ценности, и профессия педагога, и роль бабушки, и отношения со слушателями курсов повышения квалификации, а также с бывшими студентами, и ее личные отношения с друзьями - все пронизано главным делом - ее профессией. Профессиональная деятельность Марины Соломоновны Коган отражает самый высокий и точный смысл понятия "методист воспитательной работы".

:Вспоминается один эпизод. Когда я жила в Москве у подруги, на двоих у нас было трое детей, двери дома были всегда открыты для соседских малышей. И вот в один прекрасный день Марина Соломоновна, приехав в командировку в Москву, пришла к нам в гости. Я хотела поговорить с ней наедине, но это была бы не она, если бы, увидев множество детей, не села за пианино. И ее визит ко мне неожиданно превратился в праздник для всей детской компании. Потом еще долго дети спрашивали нас, когда же приедет тетя Марина.

Одна из последних книг Марины Соломоновны об организации работы учителя начальных классов с родителями является естественным продолжением ее "работы" бабушкой, которая занимается воспитанием внучки-ученицы. Она обладает замечательным качеством - желанием делиться с людьми своей возможностью творчески работать.

Марина Соломоновна Коган также является примером настоящего лидера, именно лидера, а не руководителя (сегодня эти понятия часто отождествляют). Она, как истинный лидер, "заражает" окружающих своими идеями и работоспособностью. Как настоящий лидер, она открыта для признания успеха других людей, особенно тех, в которых она вложила часть своей души, и радуется их успехам больше, чем своим. Марина Соломоновна с огромным энтузиазмом может рассказывать о педагогах, которые развивают и совершенствуют разработанные ею проекты, методические рекомендации, идеи.

Меня всегда удивляет, насколько Марина Соломоновна терпимо относится к людям. И в этом она почти уникальна. Красиво звучат тезисы гуманистической психологии о принятии человека таким, какой он есть. Но многие ли из нас действительно способны на это? А она способна. Если кто-то не делает того, что он должен делать, она сделает это вместо него. Если кто-то не проявляет тех качеств, которые должен проявлять, она грустно вздохнет. Она очень требовательна к себе и очень терпима к другим.

Я всегда радуюсь тому, что время от времени награды находят своих героев. Я уверена в том, что именно такие люди, как Марина Соломоновна, делают жизнь тех людей, с которыми они общаются, лучше. Марина Соломоновна - удивительный человек! Дай ей бог и впредь на долгие годы душевных и физических сил, которыми она делится с окружающими людьми.

Ирина Валерьевна Хромова, 
кандидат психологических наук,
доцент кафедры воспитания 

и дополнительного образования НИПКиПРО 

Учредители: Министерство образования Новосибирской области
и Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Copyright © 1999-2011 "Сибирский учитель"