Деятельность районной детской общественной организации: ретроспективные источники педагогического оптимизма

 


Задачи социально-нравственного развития растущей личности чрезвычайно многообразны, сложны и ответственны для любого педагога, даже обладающего большим опытом практической воспитательной деятельности. Решение такого рода задач требует от современного педагога-практика не только высокого уровня профессионального мастерства, но и наличия в школьном и районном образовательном пространстве системы чётко скоординированных организационно-педагогических действий. За плечами у нашей районной детской общественной организации (ДОО) «Импульс» - десятилетняя история. Много это или мало? Не берусь судить, но уверена, что десятилетний юбилей - повод для осмысления всего спектра полученных организационно-педагогических и воспитательно-образовательных результатов. О них и пойдет далее речь.

 

Как и многие другие детские общественные организации, работа нашего «Импульса» строится исходя, прежде всего, из учёта потребностей и интересов детей, их индивидуальных и возрастных особенностей, предполагает целенаправленное развитие детской инициативы, общественной активности, формирования устойчивых социально-нравственных качеств личности. Именно в детской общественной организации, как мы убеждены, происходит успешная социализации ребенка, наикратчайшим путём достигается обучение его навыкам социально-полезной деятельности, коммуникабельности, умению работать в коллективе и для коллектива.

 

С момента своего создания, с 22 июня 2000 года ДОО «Импульс» действует на территории Северного района Новосибирской области как единая детская общественная организация, включающая в себя 16 школьных общественных объединений, каждое из которых имеет свою нормативную базу, а также реальную возможность активного участия во всех видах деятельности районной организации.

 

Руководитель организации - Р. В. Акилина, координатор - М. И. Кыштымова. Методической базой учреждения является районный Дом детского творчества.

 

За 10 лет своего существования наша организация прошла путь от проведения отдельных разрозненных акций и мероприятий до создания единой структурно упорядоченной системы социально-значимой деятельности. В частности, к настоящему времени у нас сложилась достаточно чёткая модель взаимодействия между отдельными школьными общественными объединениями и общественной организаций «Импульс». Замечу, здесь потребовалась не простая, а весьма трудоёмкая и длительная организационно-педагогическая работа. Отработана и система руководства школьными общественными объединениями. В целом, за прошедшие годы все мы последовательно, шаг за шагом воплощали в жизнь свою стратегическую идею о возможности укрепления системно скоординированной деятельностью школьных общественных объединений единого воспитательно-образовательного пространства Северного района.

 

Важным ресурсом нашего последовательного развития всегда выступали педагогические кадры, вернее, повышение уровня их профессионализма. В течение всего учебного года у нас регулярно проводится обучение вожатых, одновременно ведётся обучение детского актива. Всё это происходит как на стационарной базе, в Доме детского творчества, так и в выездном режиме - на базе отдельных общеобразовательных учреждений. Конечно, с учётом специфики и направления их воспитательно-образовательной деятельности. На семинарах рассматриваются, к примеру, такие актуальные для нас вопросы как: «Социальное проектирование», «Игровые методики», «Новое и традиционное в воспитании» и т.д. На организуемых учебных занятиях часто используются современные интерактивные формы обучающего взаимодействия - организационно-деловые и ситуационно-ролевые игры, различного рода семинары, тренинги, мастер-классы и др.

 

Организационно-управленческой основой интеграции всей системы нашей деятельности, её своеобразным организационным стержнем, стало проведение ежегодного смотра-конкурса школьных детских объединений. Смотр этот включает в себя как традиционно повторяющиеся акции, задания, мероприятия и проекты, так и обновляемые каждый год.

 

Многообразие видов деятельности, предлагаемых детям в рамках сложившейся у нас за прошедшее десятилетие системы работы, позволяет каждому школьному общественному объединению, каждому ребенку принять участие именно в тех акциях, мероприятиях и социально-творческих испытаниях, которые отвечают природе его задатков, способностей, интересов, потребностей и творческих устремлений. На характеристике отдельных сторон такой системы я и хотела остановиться далее чуть подробнее.

 

Так, к традиционно проводимым видам конкурсов следует отнести, прежде всего, конкурс стенной печати, а вместе с ним и весьма ответственный для всех нас конкурс печатных публикаций в «Северной газете». Участвуя в такого рода конкурсах, ребята не только формируют общественный имидж нашей организации, но с самых юных лет учатся публично - ответственно и этически корректно - высказывать собственное критическое мнение, социально грамотно отстаивать своё законное право на активную жизненную позицию.

 

Ежегодный конкурс «Лидер», в котором принимали участие представители всех 16 школьных организаций, был призван выявить истинных лидеров детских объединений, развить деловые качества ребенка, по достоинству оценить вклад каждого ребенка в деятельность своей организации.

 

Следует отметить, что любой проводимый нами конкурс, как правило, состоит из двух этапов - заочного (например, заочный конкурс сочинений-эссе «Быть лидером - это …», заочная викторина «История детского общественного движения» и др.) и очного, который обычно проводится в виде игры-путешествия по станциям.

 

Победителями конкурса «Лидер» становятся самые достойные ребята, истинные лидеры школьного и районного уровня. Прошлое подтвердило объективность той высокой шкалы оценок, которой мы пользовались, определяя уровень подготовки наших юных лидеров. Сегодня особенно приятно осознавать: первые победители прошлых лет - Лушкова Юлия, уже студентка Сибирской академии государственной службы, Пучков Михаил - студент факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, они не забывают нас, до сих пор поддерживают отношения с нашей организацией. Значит не только в оперативной диагностике, но и в долгосрочной перспективе мы не ошиблись в своих детях - они достигли прогнозируемых нами воспитательных результатов.

 

Теперь я кратко остановлюсь на вопросе о положительной динамике проводимых нами мероприятий. Возьмем, к примеру, районный конкурс интеллектуальных игр, который мы в течение восьми лет регулярно проводили совместно с отделом молодёжной политики, ну а в последние два года - проводим только силами нашего «Импульса». И если раньше в данном конкурсе участвовали только средние школы (а их у нас в районе 6), то сейчас участие принимают все 16 образовательных учреждений. Интеллектуальные турниры поводятся нами в 2 этапа - полуфинал - по зонам, где участвуют 3 - 4 школы одной зоны, и финальная игра, на которую приглашаются команды, набравшие в своих зонах наибольшее количество баллов. В этом году интеллектуальный турнир был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. На финальном этапе игры ребятам представили слайд-шоу «Несгибаемый Ленинград», была организована также встреча с ветераном А. В. Петровым. Абсолютным победителем турнира интеллектуальных игр 2010 года стала команда Северной средней общеобразовательной школы.

 

В последние годы традиционным стало участие нашей организации во всероссийской Весенней неделе добра, которая ежегодно проводится в апреле. В период данной недели мы организуем шефские встречи с воспитанниками детских садов, с воспитанниками детского дома (село Коб-Кордон), с обучающимися школы-интерната (село Биаза). В это время активно оказывается помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда, детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, осуществляется уход за памятниками. Так как работа по указанному направлению проводится фактически в течение всего года, то Весенняя неделя добра для нас является своеобразным этапом подведения итогов, непосредственным поводом для того, чтобы убедить ребят в преимуществах позитивного отношения к миру, необходимости совершать добрые дела и поступки.

 

Большое внимание в последнее время мы стали уделять вопросам патриотического воспитания. На завершающей стадии разработки у нас сейчас находится программа «Отечество».

 

Одним из наиболее удачных в системе нашей работы оказался проект «Времен связующая нить», который стал победителем межведомственного конкурса социально-значимых проектов «За нами будущее», проводимого областным Домом народного творчества. По требованиям конкурса, реализация проекта должна осуществляться в течение пяти лет. Ключевым мероприятием выступает ежегодный Краеведческий форум, который включает в себя несколько номинаций: «Моя родословная», конкурс сочинений «Традиции моей семьи», «Семейная реликвия» и многое другое. Работа в рамках данного проекта сегодня очень важна, так как через изучение истории своей семьи мы воспитываем любовь и уважение детей к своим предкам, дети учатся глубоко и разносторонне постигать, ценить, уважать и сохранять прошлое и настоящее своей страны, своего района, своего родного села, своей малой родины.

 

Еще одним важным аспектом в системе роботы ДОО «Импульс» является экологическое воспитание. Вот уже 6 лет успешно действует программа «Экос». Руководит программой - В. М. Гуляева. Основные цели программы - воспитание экологической культуры, развитие навыков исследовательской деятельности у всех членов нашей детской общественной организации. За прошедшие годы в рамках программы «Экос» было подготовлено и проведено более 30 различных мероприятий: конкурсов, акций, выставок, исследовательских проектов («Зеленая школа», «Живая душа природы», «Чистая вода» и др.). В настоящее время в процессе работы находится проект «Наш зеленый дом», предполагающий создание экологической тропы.

 

Кроме традиционных, каждый год у нас проводятся новые конкурсы, затрагивающие новые грани воспитательной работы. Так, в нынешнем году такими впервые проводимыми конкурсами стали: «Цвет Победы», «С любовью и заботой к ветеранам», конкурс «Листая прошлого страницы» (посвящен 10-летию ДОО «Импульс»).

 

В 2009/10 учебном году с целью активизации работы в среднем и младшем звеньях были воплощены в жизнь социально-педагогические проекты «Самый классный класс» и «Непоседы». Их я и хочу предложить читателям журнала «ВиДО» для творческого использования, размещая в методическом приложении к данной статье.

 

Воплощая в жизнь проект «Самый классный класс», мы стремились сделать жизнь ребят более интересной, насыщенной, содействовать сплочению классных коллективов. В проекте принимали участие 13 классов из 10 школ района. В начале года для классных руководителей был специально проведен обучающий семинар. В пакет проектных заданий были включены конкурсы: стенных газет «Наш дом», в котором  ребята должны были отразить историю своей школы, а также конкурс по созданию снежных городков для воспитанников детского сада. Особый интерес у детей вызвали: конкурс «Сокровище класса», направленный на выявления лидера в классном коллективе, и конкурс «Инициатива? Инициатива!», в рамках которого весь класс должен был подготовить и провести интересное коллективное творческое дело для всей школы.

 

Победителями проекта стали: учащиеся 5 класса Коб-Кордоновской средней общеобразовательной школы (руководитель Г. П. Степанова), учащиеся 6 «б» класса Северной средней общеобразовательной школы (классный руководитель Г. З.Степанова), учащиеся 8 класса Биазинской школы-интерната (классный руководитель Н. А. Стебукова).

 

На высоком эмоциональном подъёме был реализован проект «Непоседы». В проекте участвовали все обучающиеся начальных классов всех школ района. Дети с огромным интересом принимали участие в интеллектуальных играх, придумывали и оформляли экологические книжки, устраивали «Весёлые старты» и другие интересные мероприятия. По сложившейся традиции подведение итогов и награждение победителей, как впрочем и во всех других районных конкурсах, происходило на районном празднике «Радуга детства», который в этом году состоялся уже в девятый раз.

 

Нынешняя «Радуга детства» была организована в виде ярмарки творческих идей. Каждая школьная общественная организация представляла  и защищала собственный проект, который она планировала реализовать в этом учебном году. Наиболее интересными оказались проекты: ДОО «Эльбрус» Северной средней общеобразовательной школы «За здоровый образ жизни и добрые сердца», ДОО «Эстамп» Среднеичинской основной общеобразовательной школы «Чистое село», ДОО «Факел» Бергульской средней общеобразовательной школы «Спасибо вам, учителя!» и ДОО «Импульс Коб-Кордоновской средней общеобразовательной школы «Свою историю мы пишем сами».

 

Следует особо подчеркнуть, что наше учреждение не только является организатором районных, но и участником областных мероприятий. Так, в 2009 году мы приняли участие в областном форуме «Я - гражданин России». В этом же году наша организация участвовала в областной ярмарке творческих идей среди общественных любительских объединений Новосибирской области и стала дипломантом.

 

Идёт время, приходит пора, когда хочется глубже понять себя, оценить сделанное, испытать на прочность свой профессионализм, сравнив собственные организационно-педагогические достижения с успехами своих коллег из других регионов России. Именно поэтому в марте 2010 года, мы - я и координатор нашей общественной организации «Импульс» М. И. Кыштымова, решили принять участие в первом Всероссийском конкурсе авторских программ и учебных материалов по теме «Общественная организация обучающихся и воспитанников в системе Российского образования». Для участия в конкурсе мы сообща подготовили проект «Вместе - вперед!», где попытались обстоятельно обосновать собственную модель психолого-педагогического сопровождения деятельности нашей общественной организации.

 

Наш проект «Вместе - вперед!» получил диплом победителя данного всероссийского конкурса.

 

Подводя общую черту под итогами десятилетнего сотрудничества с детской общественной организацией «Импульс», мы сегодня можем с уверенностью сказать, что наша организация нашла своё достойное место в едином воспитательном пространстве школ Северного района, она не стоит на месте, постоянно обновляется, растёт, развивается, и для многих ребят по-прежнему служит настоящим импульсом к активной преобразующей общественно-полезной деятельности, является стимулом для непрерывного творческого развития, последовательного, гармоничного и социально эффективного вхождения во взрослость.

              Из методической копилки руководителей                  детской общественной организации "Импульс"

 

«Непоседы»

 

Социально-педагогический проект

 

 
ЦЕЛЬ: Создание максимально благоприятных условий для развития личности обучающихся младших классов
ЗАДАЧИ: 1. Выявление способностей.
2. Расширение кругозора, сферы межличностных взаимоотношений.
3. Создание условий для реализации творческих возможностей детей, их потребностей и интересов.
4. Укрепление чувства коллективизма.
 
ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА: ДОО «Импульс» Северного района Новосибирской области и Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Северного района.
 
КООРДИНАТОРЫ КОНКУРСА: вожатые образовательных учреждений.
УЧАСТНИКИ КОНКУРСА: школьные детские общественные объединения (учащиеся со 2 по 4 классы).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: В конкурсе принимают участие обучающиеся 2-4 классов. Игра проходит в несколько этапов:
1 этап - «Сбор-старт»;
2 этап - «Река удачи» (интеллектуальные игры);
3 этап - «Помогаева гора» (трудовой десант);
4 этап - «Березовая роща» (экологический конкурс);
5 тап - «Родник следопытов» (история Отечества, малой родины, семьи);
6 этап - «Лужайка друзей» (подведение итогов).
 

№ п/п


 

Название этапа.


 

Содержание.


 

Сроки.


 

Форма

 

отчетности.


1.

«Сбор-
старт»

Проведение праздничного сбора. Открытие долгосрочной игры

Октябрь

 

2.

«Река удачи»

Проведение интеллектуальной игры по предложенным материалам и выявление победителя

Ноябрь-
декабрь

Кандидатура победителя

3.

«Помогаева гора»

Проведение трудового десанта в библиотеке, в детском саду. Помощь родителям

Январь-
февраль

Фоторепортаж

3.

«Березовая роща»

Осуществляется в соответствии со специально разработанным Положением

Декабрь-март

По особому перечню требований, сформулированных в Положении

4.

«Родник следопытов»

Проведение цикла бесед по истории Отечества, малой родине, своей семьи; конкурс рисунков «Моя малая Родина»

Апрель-май

Рисунки уголков малой родины .

5.

«Лужайка друзей»

Мероприятие по подведению итогов долгосрочной игры-путешествия. Выявление лидера

До 15 мая

Победитель игры-путе-
шествия приглашается на районный праздник «Радуга детства»
 
 
СОДЕРЖАНИЕ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
1.    Актуальность, злободневность поставленных проблем.
2.    Разнообразие материала, содержательность.
3.    Красочность, зрелищность, культура оформления.
4.    Техника и качество исполнения работ.
 
ЖЮРИ КОНКУРСА:
Жюри конкурса формируется из педагогических работников учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Северного района».
АДРЕС ОРГКОМИТЕТА:
Новосибирская область, Северный район, с. Северное, ул. Ломоносова, 36.
Справки по тел.: (3836) 21--280
М. И. Кыштымова.

"Самый классный класс"
Социально-педагогический проект
ЦЕЛЬ: Создание в образовательном пространстве Северного района благоприятных условий для осуществления совместной творческой деятельности учащихся 6-7 классов, укрепления их межличностных отношений, формирования навыков творческого сотрудничества в коллективе класса.
 
ЗАДАЧИ:
1. Раскрытие способностей.
2. Расширение сферы межличностного общения учащихся.
3. Помощь учащимся в приобретении опыта совместной работы в социально-значимой проектной деятельности
4. Воспитание чувства коллективизма.
 
ОРГАНИЗАТОР КОНКУРСА: Детская общественная организация «Импульс» Северного района Новосибирской области и Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Северного района.
 
КООРДИНАТОРЫ КОНКУРСА: вожатые образовательных учреждений.
УЧАСТНИКИ КОНКУРСА: школьные детские общественные объединения (коллективы учеников с 6 по 7 классы).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Данный проект направлен на формирование активной жизненной позиции у школьников, активизацию потребности участвовать в социально - значимой деятельности, воспитание творческих качеств личности, развитие способности к созидательному труду на благо себя и других. Одной из важных составляющих проекта является воспитание чувства коллективизма, ответственности, укрепление конструктивных межличностных взаимоотношений в классах.
Реализация проекта осуществляется по 4 этапам
СОДЕРЖАНИЕ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:
 
 

№ п/п


 

Этапы


 

Содержание деятельности


 

Сроки


 

Форма отчетности


1.

Организационно-подготовительный этап

? Выпуск презентационных, раздаточных материалов
 
? Установочный семинар по организационным вопросам для вожатых и классных руководителей 6–7 классов
 
? Индивидуальные консультации
 
? Сбор заявок

Октябрь-ноябрь

 

2.

1-й этап

? Заочная презентация класса
 
? Смотр классных уголков
 
? Конкурс стенгазет на тему: «Дом, в котором мы живем»

1 четверть

Анкета с фотографией.
Макет.
 
Стенгазета

3.

2-й этап

? Конкурс социально-значи-мых мини-проектов «Твори добро!»
 
? Конкурс снежных городков.

2 четверть

Проект
 
 
 
Фоторепортаж

3.

3 этап

? Конкурсно-игровая программа «Сокровище класса»
 
? Конкурс рисунков «Мы рисуем радость»
 
? «Инициатива? Инициатива!»
 
? Реализация социально значимых проектов (до конца учебного года).

3 четверть

Список победителей.
 
Рисунки
 
 
Сценарий
 
Отчет о реализации

4.

4 этап

? Акция «Земля заботы нашей».
 
? Портфолио класса (участие в школьных, районных мероприятиях)

4 четверть

Фоторепортаж.
 
Портфолио
 
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
 
ИТОГОВЫХ РАБОТ:
1.    Актуальность, злободневность представляемых проблем.
2. Разнообразие материала, его содержательность.
3.    Красочность, зрелищность оформления, его соответствие теме.
4.    Техника и качество исполнения работ.
 
ЖЮРИ КОНКУРСА:
 
Жюри конкурса формируется из педагогических работников учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Северного района.
 
АДРЕС ОРГКОМИТЕТА:
Новосибирская область, Северного района, с. Северное, ул. Ломоносова, 36.
Справки по тел.: (3836) 21-280 
Кыштымова М. И.
 
 
 
Учредитель: АНО ДПО "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы"
Copyright © 2020-2021 АНО ДПО "СИПППИСР"