Детское хоровое пение: ориентир - возрождение!

 


 Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, - это самый надёжный показатель духовного благополучия нации. В Российской системе образования детское хоровое пение всегда занимало приоритетное место. Активное вовлечение  ребёнка в атмосферу хорового музицирования с самых ранних лет, по утверждению известного российского хормейстера и композитора Г. Струве, являлось важнейшим условием становления и развития его личности, ведь музыка не только несёт в себе художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным основанием, формирующим в человеке его истинную человеческую сущность.

 В дореволюционной России в любом учебном заведении любили и умели петь красиво и на несколько голосов. Именно на базе всеобщей певческой хоровой культуры развивалась уникальная музыкальная культура народа. Может быть потому Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением, удивительными талантливыми певцами, композиторами, музыкантами-виртуозами. Огромная роль в музыкальной просветительской деятельности отводилась учителю, который был всесторонне, в том числе и музыкально образован.

 

Пение в хоре открывало человеку законы гармонии мира, помогало воспитывать чувство истинной красоты, любви, сопереживания. В 60-70-е годы ХХ века детское хоровое пение в нашей стране, как известно, переживало особенный подъём. В России существовали тогда многочисленные детские хоровые студии, а зачинателями этого движения были Г. Струве, В. Соколов, В. Попов.

 

Не отставал от студийного движения и Новосибирск. В нашем городе хоровые студии одними из первых организовали Э. Дуркина (Хоровая студия «Дружба»), Я. Чапкайло (Хоровая студия «Журавушка»), С. Тураев (Хоровая студия «Товарищ»). Особой популярностью в Новосибирске в те далекие теперь годы пользовался Хор мальчиков, созданный на базе средней общеобразовательной школы № 12 (руководитель - В. Никулина). Отличалась высокопрофессиональным подходом к обучению Новосибирская хоровая капелла мальчиков (руководитель - В. Мочалов). Почти в каждой общеобразовательной школе, в каждом Доме пионеров и Доме культуры был свой детский хор.

 

Кризисные явления в детском хоровом движении, как в Новосибирске, так и в других регионах России, начались уже в начале 90-х годов ХХ века. Постепенно детских хоровых коллективов становилось всё меньше и меньше, так как сама система массового музыкального образования в стране повсеместно работала против этой разновидности пения: из учебных программ в консерваториях и музыкальных училищах исчез обязательный для всех хоровой класс. К концу 90-х годов прошлого века была фактически сведена на нет и экономическая база хорового дела в учебных заведениях и домах культуры - детские хоровые коллективы поддерживались лишь усилиями энтузиастов. Кроме того, серьезным препятствием стала обострившаяся межведомственная разобщенность.

 

Что же происходит с детским хоровым исполнительством в настоящее время? Каждый практикующий педагог-хормейстер может сегодня сказать, что в России фактически не существует единой государственной политики в области популяризации хоровой музыки среди детей и молодёжи. Отсутствие учёта национально-культурных особенностей музыкального образования регионов ведёт к снижению и без того невысокого культурного уровня широких слоёв детского населения, к насаждению невзыскательности художественных вкусов, невоспитанности и не информированности в вопросах хорового исполнительства.

 

В стране отсутствует единая государственная целевая программа по развитию детского вокально-хорового творчества. Остро чувствуется дефицит опыта теоретического осмысления как глобальных, так и частных задач вокально-хорового обучения, а также оригинальных авторских технологий развития детского голоса и слуха.

 

По статистическим данным при фиксируемом увеличении количества детей, поступающих в детские музыкальные школы и детские школы искусств, выпускников в них становится значительно меньше, а в музыкальных колледжах и вузах интерес к профессии педагога-хоровика непрерывно снижается. В результате - заметно сокращается количество выпускников-хормейстеров, что свидетельствует о падении престижа данных специализаций. Как следствие, резко возрастает музыкальная безграмотность детей и молодёжи, а хоровое музицирование фактически исчезает из жизни современных детей. Образовавшийся вакуум неизбежно заполняется лёгкой музыкой, звучащей по радио и телевидению, из проигрывателей и магнитофонов. Так, высокая хоровая музыка постепенно уходит из жизни школы, семьи и российского общества в целом.

 

Но надежда на возрождение массового хорового пения ещё жива. В Новосибирске ежегодно выпускаются из консерватории им. М. И. Глинки, Педагогического университета, музыкального колледжа им. А. Мурова, колледжа культуры и искусства - педагоги-хормейстеры. Но, к сожалению, в городе отсутствует централизованная система переподготовки музыкальных педагогических кадров, способных реализовывать инновационные воспитательные и социально-образовательные программы и методики работы с детским голосом.

 

Наблюдаются серьёзные трудности и с финансированием детского хорового образования. Очень мало концертных залов с хорошей акустикой, предназначенных для естественного звучания детских голосов (без микрофонов и усилителей). А ведь еще совсем недавно Россия славилась звуковой культурой детских хоров, воспитанных естественной акустикой соборов, храмов, концертных залов!

 

Вызывает тревогу разрушение в прошлом успешно функционирующей трехступенчатой модели подготовки профессиональных хормейстерских кадров: школа (ДМШ; ДШИ) - училище (ссуз) - вуз. А между тем, создание в нашем городе системы непрерывного музыкального образования детей, начиная с дошкольного (3-4 года) и до старшего школьного возраста, направленной на массовое хоровое воспитание подрастающего поколения, способствовала бы решению многих проблем преемственности в вокально-хоровом всеобщем обучении. Подобный подход в масштабах страны мог бы стать достаточно эффективным при разработке критериев качества вокально-хорового образования и обязательных стандартов государственного образца в области вокально-хорового обучения в хоровых школах и школах искусств, способствовать решению проблем дефицита высокопрофессиональных педагогов-хормейстеров.

Как известно, подлинный расцвет профессионального музыкального искусства невозможен без достижения достаточно высокого уровня музыкальной культуры. Массового музыкального воспитания можно достичь с помощью хоровых занятий в урочное и внеурочное время. Именно музыкальное воспитание детей может стать основой формирования их эмоционального мира, а значит, и качественного усвоения многих духовно-нравственных понятий и представлений. Возрождение всеобщего музыкального воспитания в Новосибирской области - задача, стоящая не только перед музыкантами-профессионалами. Её решение связано во многом с общими проблемами школьного образования. Безусловно, нужна армия учителей пения - высокообразованных музыкантов, преданных идее внедрения всеобщего музыкального образования.

 

Кроме того, в настоящее время имеет место явная недооценка роли вокально-хоровых занятий в системе общего образования молодого поколения. В программах общеобразовательных школ музыкальному воспитанию отводится, как известно, непростительно малое количество часов: в каких-то классах один раз в неделю, в каких-то вообще нет уроков музыки. Тем самым, музыку как бы относят к ряду дополнительных, второсортных, ознакомительных предметов, а хоровое и ансамблевое музицирование и вовсе исчезает из учебной практики школьника. А, по большому счёту, каждый российский ребёнок должен и имеет право с самого раннего детства получать опыт совместного музыкального самовыражения через пение.

 

Вокально-хоровое образование на уровне всеобуча! Не это ли один из основных способов возрождения и развития национальной духовной и общей культуры, действительного роста образованности народа? Для следования по этому пути необходима безотлагательная консолидация сил вокально-хоровых педагогов, учителей музыки, музыкальных работников в детских садах. Сегодня важно на территориально-локальном уровне чётко обозначить данную организационно-педагогическую проблему, привлечь на её сторону широкое общественное мнение, а фактически, разработать и реализовать Концепцию возрождения и развития детской хоровой культуры в Новосибирской области.

 

Я уверена: Новосибирская область и, в частности, Новосибирск, представляя собой мощный культурный и научный центр страны, может и должна стать авангардом такого движения за возрождение массового хорового пения. 

Учредители: Министерство образования Новосибирской области
и Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Copyright © 1999-2011 "Сибирский учитель"