Апробация дистанционной модели организации процесса повышения квалификации опытных педагогов-воспитателей

 

 Современная стратегия модернизации отечественной системы образования определяет приоритетную роль учителя в управлении воспитательным процессом. В формировании определенного набора положительных личностных качеств у наших воспитанников, их ценностных ориентаций, в приобретении ими нового социального опыта, закладывающего основу для жизнеспособности и успешной социокультурной адаптации, в 33 школах Краснозерского района Новосибирской области участвуют сегодня более 300 классных руководителей, которым помогают коллеги -- социальные педагоги, старшие вожатые, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

Анализ существующей практики воспитания показывает огромную важность своевременного выявления и обобщения эффективного опыта воспитания обучающихся различных возрастных групп. Определенный потенциал инновационного опыта накоплен сегодня творческими педагогами во многих образовательных учреждениях Краснозерского района.

В новой нетрадиционной форме в 2009/2010 учебном году был организован процесс повышения квалификации педагогических работников воспитательных специализаций района. Заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги и педагоги-организаторы общеобразовательных школ стали участниками своеобразного профессионально-педагогического эксперимента, направленного своей содержательной частью на апробацию путей, форм, методов и технологии обобщения опыта профессиональной воспитательной деятельности (инициатор и научный руководитель эксперимента - заведующий кафедрой педагогики НИПКиПРО Л. И. Боровиков, научный куратор - преподаватель кафедры педагогики Ю. Н. Ванеева).

Предложенная новая профессионально-образовательная модель применялась в режиме дистанционного общения, что способствовало приближению образовательной услуги для такой удаленной от областного центра территории, как Краснозерский район. Наш выход на такой уровень дистанционного взаимодействия с кафедрой педагогики НИПКиПРО не случаен. Позитивный опыт тесного профессионального сотрудничества объединяет нас на протяжении более 10 лет.

Наш Информационно-методический центр (ИМЦ), владея соответствующей исходной информацией, для проведения данного эксперимента скомплектовал творческую группу обучающихся, потенциально способных добиваться творческих методических результатов. Созданная группа на 70 % состояла из опытных педагогов высшей квалификационной категории, более половины из которых имеют публикации в журналах «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области», «Классный руководитель», «Заместитель директора школы по воспитательной работе» и др., обобщающие те или иные стороны своего успешного опыта воспитательной деятельности. Все участники эксперимента - призеры престижных региональных или всероссийских конкурсов, например, «Мои инновации в образовании», «Воспитать человека», «УчСиб», «Фестиваль психолого-педагогических идей», «Урок года», а также разнообразных конкурсов по внеурочной деятельности и т. д. Опыт работы многих педагогов, участвовавших в дистанционном повышении квалификации, уже неоднократно представлялся в образовательном интернет-пространстве.

Отметим, что обучению на дистанционных курсах предшествовали: проводимый нами мониторинг по выявлению спектра стабильно получаемых воспитательных результатов образовательными учреждениями и отдельными педагогами; сбор информационно-диагностических данных о педагогах района, особенно предрасположенных к творческим инициативам в постановке и решении наиболее актуальных для практики воспитательных задач; систематизация информационных данных о тех педагогах-воспитателях, которые уже авторитетно заявили о себе новизной реализуемых ими методических подходов.

Теперь остановимся на организационно-содержательной стороне вопроса. Скомплектованная творческая учебная группа из 15 человек осваивала на 1-м этапе (ноябрь -декабрь 2009 года) понятийно-терминологический аппарат, необходимый для анализа и описания опыта, усваивала инструментально-техническую сторону сотрудничества со службой сопровождения. А на втором этапе мы приступили к системному научно-методическому описанию приоритетной инновационной сферы своей воспитательной деятельности (январь -апрель 2010 года). На заключительном, третьем этапе все участники экспериментальной группы приступили к оформлению и предоставлению своих электронных материалов для экспертизы на кафедру педагогики НИПКиПРО. А конечный методический продукт для нас - это издание брошюры методических статей и разработок на базе нашего ИМЦ, имеющего, кстати говоря, для этих целей все необходимые технические возможности.

Учебная деятельность творческой группы показала весьма значимые преимущества организации процесса повышения квалификации в новой для нас дистанционной организационно-педагогической форме. Прежде всего, это приближение образовательных услуг кафедры к потребителю-педагогу, работающему на удаленных территориях, что, в свою очередь, создавало благоприятные психолого-педагогические условия для выполнения педагогами-воспитателями своих профессиональных функций. Кроме того, освоение дистанционного режима работы с участниками группы (как современной оперативной формы информационно-коммуникативного взаимодействия) способствовало объединению творческих работающих педагогов, сплочению их в особую группу, что явно стимулировало их совместную поисковую инициативу, способность к самостоятельному освоению техники системно-комплексного анализа педагогического опыта, а в целом благоприятствовало работе по заявленной слушателями актуальной проблеме. А главный итог - освоение действительно современных подходов, методов, практик и технологий обобщения инновационных достижений в профессиональной воспитательной деятельности. Сотрудники ИМЦ собираются продолжить работу по внедрению данной профессионально-образовательной технологии в практику методической учебы как педагогических коллективов образовательных учреждений района, так и отдельных педагогов-практиков.

Освоенный вариант содержания курсовой подготовки мы считаем весьма перспективным, так как в ходе работы участники углубленно изучали собственный индивидуальный профессиональный опыт и опыт инновационных образовательных учреждений района; все участники экспериментальных курсов в основном освоили технологию описания и презентации опыта. Безусловно, выявились и определенные проблемы, и, пожалуй, главная из них - это психологическая неготовность многих педагогов к рефлексии результатов своей воспитательной деятельности, к научно-методическому осмыслению и проектированию перспектив дальнейшего совершенствования своей деятельности. Это подтверждается уже тем, что на изначально планируемую подготовку завершенного информационно-методического продукта даже самые опытные педагоги-воспитатели потратили значительно больше реального времени, чем изначально планировали.

В завершение своего письма от имени всех нас, кто участвует в этом чрезвычайно перспективном для Новосибирской области организационно-педагогическом эксперименте, выражаем руководителю данного проекта Леониду Ивановичу Боровикову и кафедральному координатору Юлии Николаевне Ванеевой искреннюю благодарность за терпение, доброжелательное отношение и высокопрофессиональное консультирование.

 

Учредители: Министерство образования Новосибирской области
и Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Copyright © 1999-2011 "Сибирский учитель"